Детско-юношеский туризм как фактор формирования краеведческой культуры icon

Детско-юношеский туризм как фактор формирования краеведческой культуры




Скачать 112.56 Kb.
НазваниеДетско-юношеский туризм как фактор формирования краеведческой культуры
Дата18.01.2013
Размер112.56 Kb.
ТипДокументы
источник

УДК 902:796

Дьяченко М. Б.

Дьяченко Маргарита Борисовна, ст. преподаватель кафедры гуманитарных наук филиала Самарского государственного технического университета в г.Сызрани

mar.go8@bk.ru


детско-юношеский туризм как фактор формирования краеведческой культуры

Ключевые слова: внутренний туризм, детско-юношеский туризм, краеведение, краеведческая культура, самодеятельный туризм.

Аннотация: статья посвящена проблеме формирования краеведческой культуры молодежи средствами детско-юношеского самодеятельного туризма на примере школы №8 г. Сызрани в 50-60-е годы ХХ века.

В настоящее время к проблемам региональной истории приковано внимание педагогов, краеведов, теоретиков и практиков, исследователей и методистов, журналистов, энтузиастов. Существует множество определений и подходов к определению краеведения.
Председатель Союза краеведов России академик С. О. Шмидт определяет краеведение и как научную, и как научно-популяризаторскую деятельность по изучению определенной территории, и как общественную деятельность, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и значительно более широкий круг лиц.

Всем видам и формам деятельности людей присуща культура. Мы говорим о необходимости формирования культуры труда и быта, экономической и политической культуры, о гигиенической культуре и так далее. В культурологи насчитывается более двухсот определений понятия культура. В каком бы узком смысле слова мы не употребляли это понятие, мы чаще всего подразумеваем некую совокупность знаний, правил, отношений, ценностей, представлений, образцов поведения.

Если попытаться дать определение понятию «краеведческая культура», то можно сформулировать его следующим образом: краеведческая культура -  это совокупность знаний по географии, экологии, экономике, политике, истории и искусству определенной территории, а также социально-выработанных ценностных представлений и поведенческих норм, связанных с осознанием её роли в развитии страны и общества в целом.

Воспитательное значение краеведения не раз подчёркивали как духовные лидеры прошлого, так и современные педагоги, краеведы и политические деятели. Однако формирование краеведческой культуры требует решения сложных теоретических и методологических вопросов. Как реализовать системный подход к изучению края в преподавании в условиях сложившегося в практике деления краеведения на историческое, историко-культурное, географическое, литературное и т.д.? Как сочетать учебные и внеучебные занятия? Эти вопросы стали особенно актуальными в связи с включением курса по краеведению в региональный компонент учебного плана в общеобразовательных учреждениях Самарской области в 2001-2012 учебном году.

На наш взгляд, одним из факторов реализации системного подхода к формированию краеведческой культуры является развитие внутреннего туризма в том или ином регионе.

Как комплексное социально-экономическое понятие туризм классифицируется по различным критериям: по целям путешествий, по форме организации, по количеству участников, по возрастному показателю. Детско-юношеский туризм определяется как путешествия лиц детского и юношеского возраста. Популярным видом туризма является самодеятелный туризм. К наиболее распространенным формам самодеятельного туризма относятся туристские походы, экспедиции, слеты, туристские лагеря.

Детско-юношеский туризм зародился в нашей стране ещё в дореволюционное время. Первые десятилетия советской власти были годами накопления опыта, поиска организационных форм функционирования туристских сообществ и оптимальных методов управления процессами развития детско-юношеского туризма в стране.

Дальнейшее развитие детский туризм получил в послевоенные годы. В 1945 году руководством Советского Союза принимается решение о восстановлении деятельности туристско-экскурсионных управлений. С 1946 года ЦТЭУ приступает к строительству новых туристских объектов, созданию экскурсионных учреждений, организации путешествий. В экскурсионной программе основное место занимали военно-историческая тематика и экскурсии по ленинским местам, вводились новые объекты показа.

В 1949 году были учреждены и включены в Единую Всесоюзную классификацию спортивные нормативы. Самодеятельный туризм был признан как вид спорта. Для стимулирования развития детского туризма в 1954 году учреждается значок "Юный турист" для пионеров 5-7 классов. Для его получения необходимо было совершить 4 похода в течение года и научиться ориентироваться, одеваться по погоде, собирать снаряжение, устраивать ночлег. Старшие школьники с 8-го класса имели право на получение значка "Турист СССР" при условии выполнения взрослых нормативов.

В 1954 году. на Южном Урале состоялся Первый слёт туристов-школьников. Именно этот слёт объединил разобщенные самодеятельные походы в постоянные всесоюзные экспедиции школьников, ставшие традиционными.

В 1955 году в Москве прошла конференция по детскому туризму, которая приняла решение о возрождении краеведческого движения и регулярном проведении экспедиций пионеров и школьников.

В 1965 году был объявлен Всесоюзный поход пионеров и школьников страны по местам революционной, боевой и трудовой славы. Ежегодно в походах принимали участие около 3 миллионов школьников. Этапы походов 1965-1970г.г. были посвящены крупным историческим датам: 20-летию победы в Великой Отечественной войне, 50-летию образования ВЛКСМ, 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Финальные слеты победителей проходили в разных городах: Бресте, Москве, Ленинграде, Киеве, Ульяновске.

В 1962 году Центральное туристско-экскурсионное управление (ЦТЭУ) преобразуется в Центральный Совет по туризму (ЦСТ), а в 1969 году окончательно реорганизуется в Центральный Совет по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ). Таким образом, в эти годы движение самодеятельного туризма было подчинено Всесоюзному добровольному спортивному обществу профсоюзов.

К концу 60-х годов в детском и юношеском туризме выделились следующие основные направления работы: молодежные и детские лагеря отдыха, внутрисоюзные походы и краеведческие экспедиции. Именно в этот период расширяется география детского туризма.

В 1969 году было принято постановление ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране". КПСС видела в туризме важное средство "повышения культурного уровня и идейно-политического воспитания населения". Основной задачей детского туризма определялось патриотическое воспитание подрастающего поколения, изучение своей Родины и развитие дружбы народов СССР.

Богатый опыт по формированию краеведческой культуры молодёжи, школьников средствами детско-юношеского самодеятельного туризма был накоплен в 50-60-е годы прошлого века в г.Сызрани в средней школе №8 с преподаванием ряда предметов на английском языке. В процессе изучения данного вопроса было выявлено несколько источников. Это, прежде всего, Рукописная книга по истории школы. Даже соотношение сообщений о туристической работе в школе и о других страницах её истории (записи о туризме велись регулярно, подробнее остальных) говорит о том, что туризм был любимым делом большинства учащихся и был ведущим направлением воспитательной работы в школе. Несколько публикаций в газете «Красный Октябрь», а также дневники туристических походов ярко описывают конкретные дела юных туристов. Десятки фотодокументов наглядно показывают, как проходили в 50-60-е годы туристические мероприятия. Имеются также записанные воспоминания учителей-ветеранов и выпускников школы, в которых даётся оценка влияния туристических походов на получение разнообразных знаний о родном крае, на воспитание любви к малой Родине, на многостороннее развитие личности, на развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, на развитие в подрастающем поколении коммуникабельности, самодисциплины. Выпускники школы самых разных профессий свидетельствуют о благотворном влиянии туризма на здоровье, счастье, становление их как граждан и патриотов.

Организаторами туристического движения в школе № 8 были Голубев В.Н. и Терехова Н.Н. Инициатор создания в Сызрани первой в Самарской области школы с преподаванием ряда предметов на английском языке, участник Великой Отечественной войны, разведчик, владевший несколькими языками, Голубев Владимир Николаевич был директором школы в 1953-1968 годах. Влюбленный в туризм, он сумел привлечь всех педагогов к организации туристических походов, увлечь учащихся. Туристами в школе стали все от четвероклассника до директора. Типичный представитель «оттепели», времени политического и духовного обновления советского общества в 60-е годы, Голубев В.Н. внес большой вклад в становление школы, в развитие детско-юношеского туризма в школе, городе, области. Именно по инициативе туристов школы № 8 в Сызрани в 1962 году был проведён первый городской туристический слёт школьников, а сами они как победители областного слета стали участниками Всероссийского. Выступая в 1965 году на августовском совещании учителей города в присутствии городского руководства, В.Н.Голубев заявил, что «Туристско-краеведческая работа – это одно из важных звеньев в воспитании детей», открыто критиковал горком комсомола за «необъяснимый нейтралитет в этом вопросе», призывал к конкретным делам, к распространению уже наработанного передового опыта. Терехова Наталья Николаевна – замечательный педагог, учительница географии, всю жизнь посвятившая школе, увлеченный туризмом человек, она стала главным организатором походов по родному краю, руководителем туристического клуба «Меридиан», создателем музея краеведения в школе. В 1968 году Н.Н.Терехова была награждена Орденом Ленина, стала Почётным гражданином г. Сызрани.

В 50-60-е годы школьниками «английской» школы ежегодно свершались большие (в основном 3-х дневные) и малые походы по многим маршрутам (до 22-х маршрутов), в которых принимали участие до 200 человек. Один из самых длительных походов был совершён в 1958 году. Это двухнедельный поход с ночёвками и днёвками 30-и самых лучших туристов в г.Ульяновск по маршруту «г. Сызрань-– с. Жемковка - исток р. Рачейка – с. .Ковлейка – с. Старая Рачейка – с. Смолькино – п. Гремячий Ключ – с. Верхние Коки - с. Собакино – с. Спешневка – с. Большие Ключицы – г. Ульяновск – г. Сызрань» Ежегодно проводились 2 традиционных туристских праздника «Здравствуй, лето!» и «Золотая осень», как правило, на Левой Волге. В них принимала участие вся школа с 4 по 10 классы, то есть более 400 человек. В школе работал штаб по подготовке походов, разрабатывались цели и направления походов, велись дневники, комплектовались туристические отряды, отрабатывались туристические навыки. В ходе походов учащиеся школы активно исследовали социокультурную и природную среду своего региона, изучали историю, ландшафт, собирали богатый материал по природе родного края, образы геологических пород, гербарии. Пополнялись фонды школьного краеведческого музея географической и экологической направленности.

О размахе туристско-краеведческого движения в школе № 8 в 50-60-е годы можно судить по таблице, составленной по рукописной книге истории школы:

1955 г.

Поход учащихся 9-х классов. Результат – все получили значок «Турист СССР».

1956 г.

Большие и малые походы по родному краю.

1957 г.

Трехдневный поход учащихся 7-х классов по маршруту «Рамено – Демидовка – Трубетчино – Ковлейка - Балашейка» все участники похода получили значок «Юный турист СССР».

1958 г.

Еще больший размах получила туристическое движение в школе.

Массовый трехдневный поход по 7-ми маршрутам (110 человек).

Большой туристический поход на родину Ленина в г. Ульяновск (30 человек).

30 человек получили значок «Турист СССР», 110 человек - «Юный турист СССР».

Массовый праздник туристов в честь 40-летия комсомола на Левой Волге. Небольшая группа опытных туристов во главе с В.Н. Голубевым подготовила с вечера всё необходимое для туристической эстафеты и других соревнований. Утром подошли еще 170 человек.

1959 г.

Туризмом охвачено более 200 учащихся.

Массовые походы по родному краю по 11 маршрутам. Традиционный туристический праздник на Левой Волге, посвященный итогам туристического лета.

1960 г.

Массовые туристические походы летом по 11 маршрутам. 24 сентября 1960 г. традиционный туристический праздник, посвященный закрытию туристического сезона (130 человек).

1961 г.

Январь. Лучшие туристы участвуют в областном слете юных краеведов. Школа награждена грамотой. После зимних каникул в школе создан штаб по подготовке к летним путешествиям. Установлена связь с обществом охраны природы, укомплектованы отряды, определены задачи и цели туристических походов, оформлен стенд «Готовься к походу».

Родилась новая традиция – проводить школьный праздник – весенний сбор туристов, открытие туристического сезона.

Июнь. Массовые туристические походы уч-ся 4-10 классов. 12 отрядов – всего 200 человек. Обследовано – Усинское водохранилище, Заволжье, лесы района Трубетчино, Смолькино, берега рек Крымзы и Сызранки.

Работа проводились по заданию общества охраны природы: обследование оврагов в районе Троицкого и Надеждино. Большой туристический поход по маршруту: Сызрань – Белое озеро – Павловка – Буровка – река Терешка – остров Хвалынский.

Впервые школа принимает участие в областном 7- ом туристическом слете. Удачно выступив по отдельным видам соревнований, команда туристов заняла 12 место (из 22).

Сентябрь. Традиционный праздник закрытие туристического сезона на Левой Волге. Более 300 человек учащихся 4-10 классов.

Школа включилась в III Всероссийскую экспедицию пионеров и школьников, посвященную 40-летию пионерии. Создан штаб экспедиции, разработаны задания отрядом.

Вечер «Золотая Осень» - итоги туристического лета.

1962 г.

Май. Открытие туристического сезона традиционным праздником «Здравствуй, лето».

Май. По инициативе туристов школой проведен 1 в Сызрани туристический слет, в котором участвовало 13 команд. 2 команды нашей школы заняли 1 и 2 места. Награждены грамотами и кубками.

Июнь. Массовые походы по родному краю. Туристы старшеклассники (50 человек) совершили большой поход по левому берегу Усинского водохранилища.

1 место в областном 8 слете юных туристов. Участвовали 2 команды из нашей школы (1 и 5 места). Место проведения – Подгоры. Впервые областной туристический кубок был увезен в Сызрань.

8 Всероссийский слет туристов на родине Циолковского, на земле калужской, в Малом Ярославце. Команда школы представляет Куйбышевкую область. Незабываемые впечатления, новый опыт.

Традиционный туристический праздник – закрытие летнего сезона.

1963 г.

Традиционный весенний праздник «Здравствуй, лето» (400 человек) Левая Волга.

Городской турслёт участвуют 2 команды. Два первых и одно второе место. Награждены кубками, грамотами, ценными подарками.

Летние малые и большие походы. Большой маршрут по маршруту «Сызрань –Шигоны – Новодевичье – Сенгилей – Тушна – Криуши - Ульяновск» по следам Железной дивизии Гая (по заданию краеведческого музея). Собран так же материал по истории села Новодевичье: собраны ценные палеонтологические и геологические образцы.

Участие в областном туристическом слёте. Две команды.

Всего заняли три первых места: в преодолении полосы препятствий, за краеведческую работу, за санитарную викторину. Общие места 5-6 и 8-9. Не привезли кубка, но привезли больше всего грамот.

Традиционное закрытие туристического сезона на Левой Волге.

1964 г.

В малых походах участвовали все классы с 4 по10.

Большого похода не было (затянулись городские соревнования). Третий раз команда школы заняла 1 место на городском туристическом слёте.

В 50-60е годы в школе №8 г.Сызрани сложился системный подход к формированию краеведческой культуры школьников средствами массового детско-юношеского самодеятельного туризма. Несомненно, опыт школы №8 был инновационным для своего времени. Педагоги- новаторы предпринимали активные действия по его распространению на городском, региональном и российском уровнях.

Библиографический список

  1. Берлин А.До скорой встречи, туристская тропа [Текст] /А.Берлин//Красный Октябрь (Сызрань). – 1962. - 23 сентября.

  2. Бурнаева Г., Елисеева Л., Шадрина С. В походе [Текст] / Г.Бурнаева, Л.Елисеева, С.Шадрина// Красный Октябрь (Сызрань). – 1958. – 22 июля.

  3. Детско-юношеский туризм [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-108654.html

  4. Новый год общеобразовательной школы. По материалам августовского совещания учителей[Текст] // Красный Октябрь (Сызрань). – 1966. – 2 cентября

  5. Сущность краеведения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.safonovoweb.ru/socsfera/razdel1.html



Похожие:

Детско-юношеский туризм как фактор формирования краеведческой культуры iconСписок литературы методического кабинета гоу яо цдютурЭк, рекомендуемый для руководителей туристских объединений
Константинов Ю. С. Детско – юношеский туризм. Учебно- методическое пособие. – М.: ФцдютиК, 2008
Детско-юношеский туризм как фактор формирования краеведческой культуры iconДополнительные образовательные услуги моу дод детско-юношеский центр «лад» Название образовательного учреждения
Название образовательного учреждения: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеский...
Детско-юношеский туризм как фактор формирования краеведческой культуры iconДополнительные образовательные услуги моу дод детско-юношеский центр «Ярославич» Название образовательного учреждения: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеский центр «Ярославич»
Название образовательного учреждения: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеский...
Детско-юношеский туризм как фактор формирования краеведческой культуры iconДополнительные образовательные услуги моу дод детско-юношеский центр «Созвездие» Название образовательного учреждения: муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеский центр «Созвездие»
Название образовательного учреждения: муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеский...
Детско-юношеский туризм как фактор формирования краеведческой культуры iconКонференция состоится 20 апреля 2012 г по адресу: г. Курган, ул. Томина, 51, гбоудод «Детско-юношеский центр», конференц зал. Начало регистрации в 30 час. Контактный телефон: 8 (3522) 46-35-20 (Боголюбова Ирина Викторовна)
Заявки (приложение) на участие в Конференции подаются до 20 марта 2012 года по адресу: 640000, г. Курган, ул. Томина, 51, гоудод...
Детско-юношеский туризм как фактор формирования краеведческой культуры icon2. Проектная часть
Повысить уровень компетентности педагогов доу в вопросах формирования основ русской культуры дошкольников,как один из способов формирования...
Детско-юношеский туризм как фактор формирования краеведческой культуры iconUZvo t4 Завершено Total score: 12 out of 17, 71%
Уз в компании? А – Фактор времени; б – Фактор замкнутого сообщества; в – Фактор глобализации; г фактор обучения; д – Фактор национальной...
Детско-юношеский туризм как фактор формирования краеведческой культуры iconI введение. Тревога и тревожность
Основная часть. Школьная образовательная среда как фактор формирования тревожности
Детско-юношеский туризм как фактор формирования краеведческой культуры iconПлан заседаний мо на 2010/2011 учебный год
Активизация познавательной деятельности как фактор формирования творческого потенциала учащихся
Детско-юношеский туризм как фактор формирования краеведческой культуры iconП/п Название конкурса
Детско – юношеский конкурс фестиваль литературного творчества «Слово доброе посеять»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы