Российский университет дружбы народов факультет гуманитарных и социальных наук описание и программа курса «обеспечение безопасности жизнедеятельности». Кафедра icon

Российский университет дружбы народов факультет гуманитарных и социальных наук описание и программа курса «обеспечение безопасности жизнедеятельности». Кафедра




Скачать 403.17 Kb.
НазваниеРоссийский университет дружбы народов факультет гуманитарных и социальных наук описание и программа курса «обеспечение безопасности жизнедеятельности». Кафедра
страница1/3
Дата11.11.2012
Размер403.17 Kb.
ТипПрограмма курса
источник
  1   2   3



РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК


ОПИСАНИЕ И ПРОГРАММА КУРСА

«ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ».


Кафедра всеобщей истории

Направление: новейшая история

Программа: «Обеспечение безопасности жизнедеятельности»

Кредит: 3 кредита

Курс читается в 1 семестре

Лекции: 20 часов

Семинары: 20 часов

Групповые консультации: 10 часов

Выполнение контрольных заданий: 6 часов

Самостоятельная работа: 52 часа

Преподаватель: к.и.н., доцент Комаров Андрей Николаевич

Местоположение: факультет гуманитарных и социальных наук, 5-ый этаж, кабинет №510.

Часы индивидуальных консультаций: по назначению

телефон: 434-12-12.

E-mail: ruslan10 inbox.ru


^ ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ КУРСА


Цель курса:

Цель данного курса – обеспечить понимание и освоение студентами новых реалий, происходящих в сфере глобальной безопасности человечества

в начале XXI в.

Данный курс не только дает систему профессиональных знаний историкам в области проблем глобальной безопасности в начале XXI века, но и является основой для овладения специальными дисциплинами, и в том числе, такими, как экология, демография, социология, геополитика и т.д.

Важной частью курса являются задания для семинарских и практических занятий, которые создают студентам возможности для самостоятельной работы, способствуют освоению ими процессов, протекающих в сфере глобальной безопасности человечества.

Изучение данного курса спланировано таким образом, чтобы сформировать у студентов целостное представление о роли глобальной безопасности в диалоге цивилизаций: «Восток-Запад», четко выделив такие глобальные вызовы XXI века, как проблему международного терроризма, экологическую проблему, связанную с разрушением природной среды и «парниковым эффектом», демографическую проблему, порожденную быстрым ростом численности населения и его миграцией, вопросы борьбы с инфекционными заболеваниями, продовольственную и информационную проблемы, проблему сохранения мира на Земле, а также ресурсно-энергетическую проблему, связанную с ограниченностью минерально- сырьевых и других природных ресурсов планеты и т.д.

Немаловажное место в курсе уделено и перспективам международного сотрудничества по борьбе с глобальными вызовами XXI века, которое имеет далеко идущие последствия в политическом развитии ряда стран мира и геополитике в целом.

Курс «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» является междисциплинарным. Предметом курса выступает деятельность государства, общества, личности, мирового сообщества, направленная на обеспечение безопасности своей жизнедеятельности, ликвидацию глобальных угроз выживания человечества. В этой связи в курсе рассматривается область взаимодействия процессов, изучаемых в новейшей истории, политологии, теории международных отношений, экологии, экономической географии, геологии, экономики и т.д.

Курс является обязательным для студентов кафедры всеобщей истории. Он обладает как теоретической, так и практической значимостью.


Задачи курса:


Поставленная цель определяет следующие образовательные и воспитательные задачи:

Образовательные:

• Обучить студентов обобщать и систематизировать материал по основным особенностям глобальных вызовов XXI века и истории данного вопроса;

•Развить у студентов навыки собственного стратегического анализа существующей ситуации в области глобальной безопасности как России, так и ряда зарубежных государств;

•Познакомить студентов с перспективами межгосударственного сотрудничества по вопросам глобальной безопасности ( основные международные конвенции и соглашения в области обеспечения безопасности жизнедеятельности);

•Научить студентов определять влияние факторов глобальной безопасности на цивилизационное развитие стран Востока и Запада;

Воспитательные задачи курса – формирование у студентов патриотического сознания, бережного отношения к ресурсно-энергетическому потенциалу России в условиях глобальных вызовов XXI века.

Дипломированный специалист должен:

знать: основные виды глобальных вызовов и их происхождение; влияние глобальных вызовов на межгосударственные отношения стран Запада и Востока, в том числе и на политическое развитие отдельных государств.

уметь: анализировать особенности глобальных вызовов XXI в., вырабатывать свои собственные практические рекомендации по развитию механизмов оптимального предотвращения глобальных угроз.

Инновационный характер курса заключается в том, что он структурирован с точки зрения проблем глобальной безопасности мирового сообщества XXI века, и представляет собой не только описание поведения индивида в опасных и чрезвычайных ситуациях, а, прежде всего, рассматривает деятельность человечества по обеспечению безопасности своей жизнедеятельности. Курс содержит также новые, независимые, де-идеологизированные подходы к решению проблем глобальной безопасности.

В основу методики преподавания курса положен принцип междисциплинарного подхода, сочетающего социально - исторические знания с информацией из области некоторых естественных наук, и, прежде всего, экологии, геологии, биологии и т.д. Курс построен на принципе от абстрактного к конкретному, и от чувствительно-наглядного к абстрактно-рациональному, к теории предмета.

В курсе предлагается обобщающий анализ современной отечественной и зарубежной научной литературы по проблемам глобальной безопасности.

Новаторство данного курса, с точки зрения организации учебного процесса, заключается в том, что он может быть успешно прочитан в мультимедийной форме, исходя из своей структуры и фактического материала.


Аннотированное содержание курса:

Проблема глобальной безопасности всегда являлась приоритетной для мирового сообщества. Глобальные проблемы, вне зависимости от их характера, постоянно касались всего исторического развития человечества в целом. Особенно это проявилось в эпоху информативного общества XXI века, когда интенсивное развитие науки и техники привело к серьезным переменам в мировом производстве, глобализации международной хозяйственной деятельности, североамериканской и европейской интеграции, миграции населения и т.д., что способствовало возникновению ряда проблем глобального масштаба. Их особенностью явилось то, что они носят общепланетарный характер, взаимосвязаны между собой и требуют немедленных и осознанных решений со стороны цивилизаций Востока и Запада.

В рамках данного курса представлено описание и объяснение роли глобальной безопасности в рамках диалога цивилизаций «Восток-Запад». За методологическую основу взят междисциплинарный подход.

В спецкурсе раскрывается содержание понятия «глобальная безопасность», а также его место в мировом хозяйстве и в формировании

социально-политического, геополитического и производственного диалога цивилизаций «Восток-Запад».

Большая роль в данной дисциплине уделяется анализу глобальной безопасности в целом, и, в частности, таким ее аспектам, как преодолению бедности и отсталости развивающихся стран, международному терроризму, сохранению мира на земле, продовольственной, демографической, экологической и энергосырьевой проблемам, экономической и информационной безопасности государств, борьбе с инфекционными заболеваниями ( атипичной пневмонией, СПИДом, гепатитом C и т.д.), раком.

Существенное внимание в этой связи в курсе отводится актуальным вопросам международного сотрудничества стран Европы, Азии и Северной Америки с точки зрения комплексного совместного освоения нефтяных и газовых запасов и ресурсов, охраны естественной фауны и флоры, водных ресурсов, соблюдения достигнутых ранее глобальных соглашений об охране окружающей среды, борьбе против международного терроризма, инфекционных заболеваний, бедности и т.д. Существенным в данном курсе является также и изучение международных организаций, а также конвенций и соглашений в области обеспечения безопасности жизнедеятельности человечества, и в том числе Венской конвенции об охране озонового слоя, Парижской конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, конвенции ООН по морскому праву, рамочной конвенции ООН об изменении климата, Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения и т.д.

Важным в данном курсе является выделение ключевых подходов политики современной России по проблемам глобальной безопасности в условиях обострения международного соперничества и роста противоречий в этой сфере в начале XXI века. В этой связи описываются проекты необходимости создания «энергетического клуба» в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а также строительства магистрального газопровода «Алтай», предполагающего крупномасштабные поставки западносибирского газа в Китай с 2012-2015 гг., и, следовательно, перспективы выхода России на энергетический рынок АТР. Особый интерес вызывает также сотрудничество России и Канады в вопросах освоения и охраны ресурсов арктического Севера; России и США по проблемам борьбы с международным терроризмом; России и ЕС по охране окружающей среды т.д.


Организационно-методическое построение курса:

Курс базируется на основе чередования лекционных и семинарских занятий, групповых консультаций, самостоятельной работы студентов, выполнения ими контрольных заданий и внутрисеместровых аттестаций (рубежного контроля). Формат семинаров представляет собой осмысление и оценку студентами проблем глобальной безопасности, современных концептуальных подходов и решений в данной области. В этой связи на семинарах предполагается проведение научной дискуссии по актуальным проблемам глобальной безопасности мирового сообщества в начале XXI века, а также заслушивание собственных сообщений (докладов) студентов продолжительностью 10-15 минут каждый по предложенному им ранее списку тем. Это, в свою очередь, подразумевает и активное участие всего остального курса, который участвует в обсуждении данного сообщения

( доклада), задавая вопросы и оппонируя выступающему, или, наоборот, поддерживая его, и добавляя, таким образом, новую информацию к уже услышанной. Освоение учебного материала предполагает также групповые консультации, самостоятельную работу студентов над литературой, две внутрисеместровых аттестации, а также выполнение ими контрольных заданий в письменном виде, которые бы закрепляли пройденный материал.


Обязательная литература:

  1. Булатов А.С. Мировая экономика. М.: Экономист, 2003.

  2. Вольхин С.Н., Ляшко В.Г., Снегирев А.В., Щербаков В.Г. Основы защиты от терроризма. М.:Дрофа, 2007.

  3. Гаврилин Ю.В., Смирнов Л.В. Современный терроризм: сущность, типология, проблемы противодействия.- М.: Книжный мир, 2003.

  4. Гринин А.С., Новиков В.Н.Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие.- М.: ФАИР – ПРЕСС, 2002.

  5. Латчук В.Н., Миронов С.К. Терроризм и безопасность человека: учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 2006.

  6. Минрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. – М.: Вузовская книга, 2000.

  7. Михайлов Л.А., Соложин В.П., Старостенко А.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2005.

  8. Пряхин В.Н., Соловьев С.С. Безопасность жизнедеятельности человека в условиях мирного и военного времени. М.: Экзамен, 2006.

  9. Соловьев Э.Г. Трансформация террористических организаций в условиях глобализации. М.: Ленанд, 2006.

  10. Шлендер П.Э., Маслова В.М., Подгаецкий С.И. Безопасность жизнедеятельности. М.: Вузовский учебник, 2006.



Дополнительная литература:

1. Афанасьев Н.Н. Идеология терроризма. //Социально-гуманитарные знания, 2002. №1.

2. Байков Н., Безмельницына Г. Гринкевич Р. Перспективы развития мировой энергетики до 2030 г.// Мировая экономика и международные отношения, 2007.№5.

3.Бирюлин Е.В. Проблемы охраны естественной фауны и флоры в Китае. // Проблемы Дальнего Востока №3, 2007.

4.Будницкий О. Терроризм и террористы. //Знание-сила, 2005.№1.

5.Васильев А. Деньги для террористов. //Азия и Африка сегодня, 2003.№8.

6. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. М.: Логос, 2002.

7.Журавлев И.А. Захват заложников: исторические корни и современное положение ( история захвата заложников с древнейших времен до XX в.). //Закон и право, 2002.№1.

8. Заболотный В.М. Новейшая история стран Европы и Северной Америки. Конец XX-начало XXI века. Учебное пособие для студентов. М.: АСТ Астрель, 2004.

9.Зедлаг У. Животный мир земли. М.: Мир, 1975.

10.Каныгин П. Энергетическая безопасность Европы и интересы России.//Мировая экономика и международные отношения. №5, 2007.

11.Кива А.В. Анатомия терроризма ( история терроризма, факторы развития и распространения. Общественные науки и современность, 2003.№1.

12.Коржубаев А., Борисенко А., Молодин В., Конторович А., Добрецов Н. Магистральный газопровод «Алтай» и перспективы выхода России на энергетический рынок АТР и развития транзитных регионов. // Проблемы Дальнего Востока №3, 2007.

13.Корнеев А.В. Россия и международная энергетическая безопасность// США-Канада: Экономика, политика, культура, 2006, №4. С. 56-58; Он же. Топливно-энергетический комплекс США: проблемы безопасности // США-Канада: Экономика, политика, культура, 2004, №8.

14. Млечин Л. Мюнхен-72: Профиль, 2006, февраль ( №5).

15.Миронов В., Пухов С. Российская экономика в контексте развития мировых энергетических рынков.//Вопросы экономики, №8, 2006.

16.Потапов А.Д. Экология. М.: Высшая школа, 2002.

17. Разумнова Л.Л. Нефтяной фактор в экономическом развитии арабских государств. Уроки эпохи низких цен. М.: Макс Пресс, 2006.

18.Роговский Р. Кибербезопасность и кибертерроризм// США-Канада: Экономика, политика, культура, 2006, №4.

19.Соколов В.И. Канада и международное экологическое сотрудничество в кн. Канада: взгляд из России. Экономика, политика. Культура М.:Анкил, 2002.

20.Черкасов А.И. Новые подходы к развитию Севера в условиях канадской федерации в кн. Канада: взгляд из России. Экономика, политика. Культура

( под ред.В.И.Соколова). М.:Анкил, 2002. С.146-150

21.Ху Аньган. Чем объясняют высокие темпы развития китайской экономики? Проблемы Дальнего Востока. №1, 2005. С. 44-45.

22. Шилов И.А. Экология. М., 2000. С. 50-51.

23.Ярочкин В.И. Секьюритология- наука о безопасности жизнедеятельности. М.: Ось-89, 2000.

24. Журавель В.П. Терроризм, экстремизм, сепаратизм ( В выступлениях и статьях). М.: МакБланш, 2005.

25. Дворников В.А. Экономическая безопасность. Теория и реальность угроз. М.: МО МАНПО, 2000.

26. Экономика труда: Учебник/Под ред. П.Э. Шлендера и Ю.П. Кокина. М.: Юристъ, 2002.

27. Экономическая безопасность: производство-финансы-банки/Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Финстатинформ, 2003.

28. Тетиор А.Н. Строительная экология. Киев, 1992.

29.Пискунов Ю.В. , Сельцовский В.Л. Мировая экономика и торговля. М.:Апрель, 1992.


30.Еремин Н.И., Дергачев А.А. Экономика минерального сырья. М.: КДУ, 2007.

31.Миронов В. Пухов С. Российская экономика в контексте развития мировых энергетических рынков //Вопросы экономики, 2006.№8.

32. Вишневский А.Г. Подъем смертности в 90-е годы: факт или артефакт?//Население и общество. Май 2000. №45.

33. Семейко Л.С. Ядерная стратегия США и контроль над вооружением США-Канада: Экономика, политика, культура, 2006, №4.


Зарубежная литература.


1.Ibbotson B., Phyper J. Environmental Management in Canada. McGraw Hill, Toronto, 1996.

2.Homer-Dixon Thomas F. Environment, Scarcity, and Violence. London, 2003.

3. Pittenger Richard F., Garosian Robert B. Global Warming Could Have a Chilling Effect on the Military//Defense Horisons. October 2003.

4.Ledden M. The War Against the Terror Masters. Why It Happened. Where We Are Now. How We will Win. N.Y., 2002.


EU.Energy Scenarios up to 2030.

EU. Gas Supply - Demand Scenarios. Brussels, 2006.

Europe.01.11.2006.

EU.Energy Scenarious up to 2030.

IEA. World Energy Outlook. Paris, 2006. P.2006


Темы лекций и семинаров:


1.Предмет, задачи и методология курса «Обеспечение безопасности жизнедеятельности».- 4 ч. ( 2 ч.-лекция, 2 ч.-семинар).

2.Объекты, принципы и направления безопасности жизнедеятельности мирового сообщества –(2 ч –лекция).

3. История развития проблем глобальной безопасности XXI в. – 4 ч

( 2 ч.-лекция; 2 ч.-семинар).

4.Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды ( международные организации, конвенции и соглашения в области обеспечения безопасности жизнедеятельности)- 4 ч ( 2 ч.-лекция; 2 ч.-семинар).

5. Экономическая безопасность государств в XXI веке. 2 ч.-лекция.

6. Международный терроризм в современном мире: история развития, типология, особенности. ( лекция- 4 часа, семинар- 2 часа).

7. Экологическая проблема в начале XXI в. и особенности ее разрешения

( лекция – 2 часа, семинар-2 часа).

8.Особенности продовольственной проблемы в XXI столетии и пути ее разрешения ( лекция – 2 часа).

  1. Энергосырьевая проблема в рамках диалога цивилизаций: « Восток-Запад». ( лекция – 2 часа).

  2. Проблема темпов роста мирового населения в XXI в. и ее особенности

( семинар- 2 часа).

11. Инфекционные заболевания в современном мире

( семинар- 2 часа).

12.Проблема преодоления бедности и отсталости развивающихся стран мира ( семинар- 2 часа).

13.Ядерная проблема в начале XXI в. ( семинар- 2 часа).

14.Проблема информационной безопасности в начале XXI в. ( семинар- 2 часа).

15.Контрольные задания ( тесты): 2 рубежных аттестации, ответы на контрольные вопросы и тесты ( 6 часов).


Условия и критерии выставления оценок:


В процессе чтения данного курса от студентов требуется посещение лекций и семинаров, принятие участия в двух аттестационных испытаниях, точное выполнение заданий преподавателя по самостоятельной работе ( изучение и обобщающий анализ отечественных и зарубежных работ по проблемам глобальной безопасности), ответы на контрольные вопросы и тесты.

Значительное внимание уделяется также умению студентов грамотно и аргументированно излагать свою точку зрения, анализировать существующие научные концепции в отечественной и зарубежной литературе.) На итоговую аттестацию влияет также и способность студентов успешно выполнять контрольные работы ( тесты), выступать с докладами (сообщениями ) на семинарах.

^ Балльная структура оценки.

Две внутрисеместровые аттестации ( в форме теста или контрольной работы на основе закрепленного пройденного материала и по дополнительной отечественной и зарубежной литературе) – 60 баллов

( приблизительно по 30 баллов каждая)

Яркая и активная работа на семинаре ( участие в научном диспуте, дополнения по теме )- 5 баллов;

Устное10-15 мин. сообщение ( доклад) на семинаре- 10 баллов;

Оппонирование сообщения ( доклада) на семинаре– 5 баллов;

Ответы на вопросы тестов-8 баллов;

Итоговое испытание ( экзамен) – 20 баллов;

Всего- 108 баллов.


Шкала оценок:

Кредит

Сумма баллов

Неуд

F FX

3

E D

4

C

5

B A

3

108

2 2+

3 3+

4

5 5+







Мен. 37 37-54

37-42 43-48

73-90

91-99 100-108



Пояснение оценок:


Оценка А ( выдающийся ответ»100-108 ) выставляется в том случае, если теоретическое содержание курса освоено полностью, отсутствовали пропуски занятий, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены ( сделано не менее двух 10-15 мин. сообщений на заданную тему, проведена яркая и активная работа на семинаре, произведено оппонирование доклада, даны ответы на вопросы тестов и отлично написаны внутрисеместровые аттестации, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы.

Оценкой В ( « очень хороший ответ91-99») студент оценивается в том случае, если теоретическое содержание курса освоено полностью, отсутствовали пропуски занятий, в целом все предусмотренные программой учебные задания выполнены ( сделано не менее одного 10-15 мин. сообщения на заданную тему, проведена яркая и активная работа на семинаре, произведено оппонирование доклада, даны ответы на вопросы тестов и отлично написаны внутрисеместровые аттестации, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы.

Оценка С ( «хороший ответ»73-90 ) выставляется студенту тогда, когда теоретическое содержание курса освоено полностью, отсутствовали пропуски занятий, однако сообщений сделано не было. В то же время проведена яркая и активная работа на семинаре, произведено оппонирование доклада, даны ответы на вопросы тестов и хорошо написаны внутрисеместровые аттестации, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы.

Студент получает оценку D ( « достаточно удовлетворительный ответ»64-72) в том случае, если теоретическое содержание курса освоено частично, сообщений сделано не было, работа на семинарах и оппонирование было осуществлено посредственно, имели место значительные пропуски занятий. В то же время определенные практические навыки работы с усвоенным материалом в основном сформированы, но большинство учебных заданий выполнены с некоторыми ошибками.

Оценка Е ( «отвечает минимальным требованиям удовлетворительного ответа»55-63 ) выставляется студенту в том случае, когда теоретическое содержание курса освоено частично, определенные практические навыки работы не сформированы, значительное количество учебных работ не выполнено, работа на семинарах и оппонирование осуществлено минимальным образом, имели место существенные пропуски занятий.

Оценка FX ( «условно неудовлетворительно37-54) выставляется в том случае, если теоретическое содержание курса освоено частично, однако необходимые практические навыки работы не сформированы, большинство предусмотренных программой учебных заданий либо не выполнено, либо их качество оценено минимальным числом баллов, посещения занятия были минимальными. Студент может добрать баллы только до минимального удовлетворительного ответа.

Оценка F ( «безусловно неудовлетворительноменее 37 ) выставляется в том случае, когда теоретическое содержание курса не освоено, никаких практических навыков работы не сформировано, большая часть учебных заданий либо не выполнена, либо содержит грубые ошибки, посещения лекционных и семинарских занятий отсутствовали.


  1   2   3



Похожие:

Российский университет дружбы народов факультет гуманитарных и социальных наук описание и программа курса «обеспечение безопасности жизнедеятельности». Кафедра iconРоссийский университет дружбы народов факультет гуманитарных и социальных наук описание и программа курса «политическая антропология». Кафедра
Местоположение: факультет гуманитарных и социальных наук, 5-ый этаж, кабинет №510
Российский университет дружбы народов факультет гуманитарных и социальных наук описание и программа курса «обеспечение безопасности жизнедеятельности». Кафедра iconРоссийский университет дружбы народов факультет гуманитарных и социальных наук описание и программа курса «исторические аспекты геополитики». Кафедра
Местоположение: факультет гуманитарных и социальных наук, 5-ый этаж, кабинет №510
Российский университет дружбы народов факультет гуманитарных и социальных наук описание и программа курса «обеспечение безопасности жизнедеятельности». Кафедра iconРоссийский университет дружбы народов Факультет гуманитарных и социальных наук Бакалаврская программа № Кафедра всеобщей истории. Направление
Неделя I: Эпоха нового времени. Политический и экономический кризис XVII века
Российский университет дружбы народов факультет гуманитарных и социальных наук описание и программа курса «обеспечение безопасности жизнедеятельности». Кафедра iconРоссийский университет дружбы народов Факультет гуманитарных и социальных наук Бакалаврская программа № Кафедра всеобщей истории. Направление
Неделя I. Эпоха нового времени. Предмет и периодизация новой истории
Российский университет дружбы народов факультет гуманитарных и социальных наук описание и программа курса «обеспечение безопасности жизнедеятельности». Кафедра iconРоссийский университет дружбы народов Факультет гуманитарных и социальных наук Бакалаврская программа № Кафедра всеобщей истории. Направление
Неделя I. Эпоха нового времени. Предмет и периодизация новой истории
Российский университет дружбы народов факультет гуманитарных и социальных наук описание и программа курса «обеспечение безопасности жизнедеятельности». Кафедра iconРоссийский университет дружбы народов Факультет гуманитарных и социальных наук Бакалаврская программа № Кафедра всеобщей истории. Направление
Неделя IV. Страны Южной Европы в первой половине XIX века. Революции первой половины XIX века
Российский университет дружбы народов факультет гуманитарных и социальных наук описание и программа курса «обеспечение безопасности жизнедеятельности». Кафедра iconРоссийский университет дружбы народов бак алаврская программа № Кафедра
Описание курса
Российский университет дружбы народов факультет гуманитарных и социальных наук описание и программа курса «обеспечение безопасности жизнедеятельности». Кафедра iconРоссийский университет дружбы народов факультет гуманитарных и социальных наук Кафедра всеобщей истории. Бакалаврская программа новая история арабских стран Кредит
Цель курса заключается в ознакомлении студентов с важнейшими этапами новой истории арабских стран, определении общественно-политического...
Российский университет дружбы народов факультет гуманитарных и социальных наук описание и программа курса «обеспечение безопасности жизнедеятельности». Кафедра iconРоссийский университет дружбы народов факультет гуманитарных и социальных наук Кафедра всеобщей истории. Бакалаврская программа социально-экономическая история арабских стран Кредит
Цель курса – ознакомить студентов с важнейшими проблемами социально-экономической истории арабских стран в XX в., дать им базовые...
Российский университет дружбы народов факультет гуманитарных и социальных наук описание и программа курса «обеспечение безопасности жизнедеятельности». Кафедра iconРоссийский университет дружбы народов Факультет гуманитарных и социальных наук Бакалаврская программа № Кафедра всеобщей истории. Направление
Курс подготовлен для студентов магистратуры, обучающихся по специальности «история», в качестве дисциплины по выбору, а также может...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы
Документы