Вместо предисловия: анализ ситуации icon

Вместо предисловия: анализ ситуации




НазваниеВместо предисловия: анализ ситуации
страница1/13
Дата07.11.2012
Размер1.97 Mb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ:

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ


В документе «Концептуальные основы организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) для построения непрерывного содержания дошкольного и начального общего образования» подчеркивается:

«В России по признанию мирового педагогического сообщества в прошлом, XX веке, сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивала всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет.

Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности.

Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования.

^ Организационные аспекты. Система дошкольного образования стала представлять собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), ориентированную на потребности общества и предоставляющую разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка. Появились детские сады присмотра и оздоровления; компенсирующего вида; центры развития ребенка; образовательные учреждения “Начальная школа-детский сад”, группы кратковременного пребывания детей в детском саду и других учреждениях.

^ Содержательные аспекты. Изменения содержательной стороны дошкольного образования выражены в наметившейся тенденции отказа от учебно-дисциплинарной модели воспитания: педагогическая общественность стала ориентироваться на реализацию принципов гуманистической педагогики, личностно-ориентированного стиля общения с детьми.

Кроме того, в последнее десятилетие минувшего века дошкольные образовательные учреждения получили возможность работать по различным программам, которые пришли на смену прежде единственной в России универсальной типовой Программе воспитания и обучения детей в детском саду.

Позитивным содержательным изменениям в сфере дошкольного образования способствовало, в первую очередь, появление новой Концепции дошкольного воспитания (одобрена коллегией Госкомитета по народному образованию 16.06.1989 г. № 7/1).

Данная Концепция впервые провозгласила идею самоценности дошкольного периода детства, который исключительно важен для развития ребенка сам по себе, а не лишь как “этап подготовки к будущей жизни” – к школе. “Только отношение к детству, как к самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками, рождает такие долго действующие качества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства”.

С появлением Концепции собственно понятие “подготовка детей к школе”, предполагающее только “обучение грамоте”, считается в кругу профессионального сообщества не просто некорректным, но даже недопустимым.

Идеи Концепции дошкольного воспитания нашли свое отражение в появившейся 14 лет спустя Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (одобрена и утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17.06.2003 г.)

В разработке последней концепции принимали участие специалисты двух уровней образования: дошкольного и начального общего. При всех существующих разногласиях, диаметрально противоположных взглядах и суждениях по вопросу построения преемственности между образовательными программами дошкольного и начального общего образования, разработчики концепции сумели договориться и определить цели и задачи, приоритетные для данных видов образования.

В Концепции подчеркивается:

  • недопустимость искусственной акселерации развития ребенка;

  • недопустимость излишнего увлечения школьными технологиями;

  • недопустимость игнорирования или недооценки игровой деятельности в дошкольный период детства.

В Концепции отмечается, что подготовка ребенка к школе не должна рассматриваться, как раннее изучение программы 1-го класса школы, призванной формировать у дошкольника “узкопредметные знания и умения”. По мнению разработчиков Концепции “наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее воспитание у дошкольника качеств, «необходимых для овладения учебной деятельностью».

Как показывает опыт, в российском образовании постоянно осуществляется поиск путей решения проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования. Однако далеко не всегда попытки решения данной проблемы заканчивались позитивными результатами (наглядный пример ошибочности проведения широкомасштабных действий по изменению в форме и содержании образовательного процесса с детьми дошкольного возраста без предварительного глубокого анализа возможных последствий явилась проведенная в 1980-х годах минувшего столетия большая экспериментальная работа по обучению шестилеток, охватившая почти 50000 детей 6-летнего возраста).

Мнение специалистов об ошибочности этих действий было учтено и в Федеральный Закон “Об образовании” были внесены изменения, касающиеся сроков поступления детей в школу: “не ранее 6 лет 6 месяцев и не позднее 8 лет”.

Итак, “сроки поступления детей в школу” российским образованием были установлены с учетом возможностей и интересов ребенка.

Вопрос преемственности программ дошкольного и начального школьного образования надо решать с двух сторон. При этом следует учесть, с одной стороны, значительно возросший информационный фон, в котором формируется интеллект детей с раннего дошкольного возраста, и, в то же время, новые информационные технологии, потребность в значительно большем владении навыками в работе с информационными потоками, которые ставит перед детьми XXI век, в котором им предстоит жить и трудиться.

Таким образом, задача стоит не просто рационализировать процесс образования детей старшего дошкольного возраста, а за счет формирования преемственности программ дошкольного и начального школьного образования в содержании и формах, присущих каждой из этих возрастных групп, максимально полного охвата детей различными формами дошкольного образования повысить в целом эффективность образования, оптимизировать интеллектуальную нагрузку на детей младшего школьного возраста.


ВВЕДЕНИЕ


Дошкольное образование – как составная часть системы общего образования играет важную роль, так как в его рамках:

  • выявляются природосообразные качества и особенности ребенка, обеспечиваются условия их развития;

  • осуществляется широкомасштабная программа готовности ребенка к школе.

Как показал весь предыдущий экспериментальный опыт, лучшими условиями для дошкольников являются возможность обучаться и воспитываться в ДОУ (на вопрос «где лучше обучать детей?» 81 % анкетируемых ответили: “В детском саду”, аргументируя это тем, что там детям спокойнее, есть возможность для осуществления индивидуального подхода, укрепления здоровья и нервной системы).

Однако, в современных условиях из-за острого дефицита мест, решить эту проблему на базе только детских садов нельзя. Для этих целей придется использовать другие типы образовательных учреждений – Предшкола, при условии создания в них соответствующей учебно-материальной базы, предметно-развивающей среды, игровой зоны и др.

На современном этапе в мире готовность к школе понимается как совокупность двух составляющих:

    • готовности учиться;

    • готовности к школе.

Готовность учиться – есть врожденная способность человеческого интеллекта усваивать знания и овладевать навыками и умениями. Готовность учиться у всех людей разная, и она усиливается многими факторами:

  • хорошее здоровье и доступ к медицинским учреждениям;

  • хорошее питание;

  • экономические возможности родителей и наличие у них работы;

  • поддерживающая семья;

  • наличие услуг и политики поддержки.

Готовность к школе – это совокупность определенных знаний и навыков, которыми должен владеть ребенок с целью оптимизации школьного опыта:

  • физические и моторные навыки;

  • социальные и эмоциональные навыки;

  • склонность к учебе;

  • речь;

  • познавательные навыки.

В большей степени психологическая подготовка ребенка к школьному обучению и актуализация уровня развития его личностных качеств, происходит на этапе реализации дошкольного образования детей 5-6 лет.

Готовность к школе – это не только состояние ребенка, но и условия школы, семьи, среды. Чтобы лучше понять и определить эти условия, необходимы стандарты старшего дошкольного детства.

В основу «Образовательной программы Предшколы МОУ-НОШ №1 ЗАТО п.Солнечный» нами положено:

  • понятие психологической готовности ребенка 6-7 лет к школе, которое предполагает:

    • личностную готовность, как сформированность системы мотивов и произвольного внимания;

    • социально-психологическую готовность – готовность к принятию новой социальной роли школьника;

    • интеллектуальную готовность, как сформированность начальных умений в области учебной деятельности;

    • физиологическую готовность – уровень развития основных, функциональных систем ребенка.

^ Основными идеями данной образовательной программы, предлагаемой нами, являются:

      • Природа – это богатый мир, в котором живет и развивается человек. Человек должен беречь природу, приумножать ее богатства. От благосостояния природы зависит благополучие человека и человечества;

      • Человек – наивысшая ценность в мире. Человек – неразрывная часть природы, обладающая уникальными возможностями и способностями. Каждый человек неповторим от природы. Человек обладает широкими правами и свободами. Необходимо уважать права и свободы человека, быть терпимым к другому человеку;

      • Здоровье – важнейшая ценность человеческого бытия. Человек должен беречь свое здоровье, заботиться о нем, не растрачивать силы, закаливать свой организм. Физическое здоровье – основа психического и духовного здоровья человека;

      • Семья – это мир, в котором живут самые близкие и дорогие люди. Надо любить и беречь свою семью, заботиться о родных и близких. Семья – это надежная опора и защита человека в самых разных ситуациях;

      • Родина – это страна, где родился и живет человек. Родина – это город, поселок, улица, дом, семья, родные, друзья, детский сад и многое другое. Родина бывает только одна и ее надо любить. Наша Родина – Россия. Юные россияне должны расти здоровыми, счастливыми, образованными.

Эти ключевые идеи – суть национальной политики России в отношении детства, которые должны стать основой содержания воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста.

^ Стратегические приоритеты. Предлагаемая нами образовательная программа опирается на:

  • Концептуальные основы организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) для построения непрерывного содержания дошкольного и начального общего образования;

  • Концепцию дошкольного воспитания (одобрена коллегией Госкомитета по народному образованию 16.06.1989 г. № 7/1);

  • Концепцию содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (одобрена и утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17.06.2003 г.);

  • научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования, которая связывает воедино его социальные, организационные, финансово- экономические, программно-методические и другие приоритеты, определяя продуманную программу действий в системе дошкольного образования.

^ Цель развития и воспитания детей старшего возраста: создание полноценного пространства развития и организация комплексного сопровождения индивидуального развития ребенка старшего возраста, способствующего саморазвитию, самовыражению, самореализации ребенка, как в собственных интересах, так и в интересах общества, обладающего важнейшими базовыми и ключевыми компетенциями.

Основные задачи:

  • формирование ценностей здорового образа жизни;

  • создание ситуации успеха;

  • развитие творческого потенциала ребенка старшего возраста;

  • активизация интереса к познанию;

  • формирование ценностных ориентаций у ребенка на образцах позитивного социального поведения человека и нормах, правилах поведения, сложившихся в обществе;

  • реализация индивидуальных потребностей, соотнесение их с социальными и общекультурными нормами;

  • организация совместной со сверстниками деятельности, позволяющей ребенку увидеть в ровеснике личность, учитывающей его желания, считающейся с его интересами, и помогающей переносить в ситуации общения со сверстниками образцы деятельности и поведения взрослых.


^ 1. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

ПРЕДШКОЛЫ


1.1 Основные линии развития

ребенка-дошкольника


Стратегическую направленность инновационным процессам в МОУ-НОШ №1 ЗАТО п.Солнечный придают идеи развивающего образования, в том числе саморазвития ребенка-дошкольника в процессе образования. А путь саморазвития – это путь наибольшего сопротивления, которое создается не столько внешней средой, сколько собственными внутренними барьерами, возникающими у детей и в еще большей степени у взрослых.

Программа предшкольной подготовки детей в МОУ-НОШ №1 ЗАТО п.Солнечный определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению.

В ней выделяются пять содержательных линий (разделов), отражающих основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения:

  • "Здоровье. Физическое развитие";

  • "Познание. Познавательно-речевое развитие" (Учимся думать, рассуждать, фантазировать);

  • "Социум. Социально-личностное развитие" (Познаем других людей и себя. Познаем мир);

  • "Творчество. Художественно-эстетическое развитие" (Учимся рисовать. Играем и фантазируем);

  • "Коммуникация. Родной язык" (Учимся родному языку).

Вместе с тем выделение разделов программы достаточно условно, так как ее особенностью является взаимосвязь всех разделов: реализация основных задач идет на разном содержании и с использованием разных средств обучения.


^ 1.2 Содержательная линия (раздел)

"Здоровье. Физическое развитие"


Цель: воспитание сознательного отношения к собственному здоровью, понимания того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

Базовое содержание содержательной линии (раздела) «Здоровье. Физическое развитие» предполагает формирование здоровьесберегающей и сенсорно-двигательной компетентности детей 6-7 лет.

Индикаторы сенсорно-двигательной компетентности детей 6-7 лет.

Стандарт:

  • стремление к умению управлять своим телом;

  • воспроизводит самостоятельно основные виды движений;

  • понимает и демонстрирует физические качества;

  • применяет творческий подход к выполнению физических упражнений;

  • выдвигает разные подходы, варианты мышления;

  • самостоятельно переносит знания в новую ситуацию.

Ключевые идеи содержательной линии (раздела) "Здоровье. Физическое развитие":

1. В психологии существуют представления об идеальной форме развития, к которой стремится его реальная форма (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).

2. Образ идеальной формы применительно к проблематике психосоматического развития и здоровья детей, по существу, воплотил в понятии здоровый ребенок профессор Ю.Ф. Змановский.

В это понятие он включал, помимо физиологических характеристик, психологические, такие, как:

  • жизнерадостность;

  • активность;

  • любознательность;

  • высокий уровень умственного развития.

Эти психологические характеристики отражают не только эффекты, но и условия успешного оздоровления.

3. Принципиальная новизна нашего замысла состоит в попытке найти специфическую идею, задающую единство звеньев развивающей образовательной системы (не утрачивая своеобразия каждого из них), такой идеей является идея развития здоровья через приобщение к тем исторически сложившимся (складывающимся) формам физической Культуры человечества, которые способствуют не только «физическому», но прежде всего личностному росту человека и – только на этой основе – его движению к спортивным достижениям, в том числе высшего уровня.

4. Все многообразие культурного опыта ребенка можно разделить на три уровня.

4.1. Необходимый уровень, то есть тот уровень культуры, без освоения которого вообще невозможно говорить о нормах отношения ребенка к себе и окружающим. К этому уровню можно отнести, например, гигиенические навыки, навыки самообслуживания, навыки общения и т. п.

^ 4.2. Желательный уровень.

К этому уровню целесообразно отнести навыки и умения, на приобретение которых детьми направлены все разделы работы, осуществляемой в МОУ-НОШ №1 в рамках образовательной программы:

  • музыкальная культура,

  • художественная культура,

  • физическая культура,

  • экологическая культура и т. п.

4.3. Вариативный уровень.

К этому уровню относятся виды индивидуального культурного предпочтения, которые, как правило реализуются через систему дополнительного образования: о музыкальных, художественных, спортивных школах и т. п.

5. Культура здоровья безусловно должна быть отнесена к первому (необходимому) уровню культуры дошкольника.

Сказанное выше позволяет замкнуть цепочку: развитие здоровья – развивающие формы физической культуры (которая постепенно перерастает в «базисную культуру личности») – спорт высоких достижений (включая достижения личностного роста).

6. Мы выделяем четыре принципа оздоровительной работы:

  • развивать творческое воображение;

  • формировать осмысленную моторику;

  • создавать и закреплять позитивное психосоматическое состояние;

  • формировать способность к содействию и сопереживанию.

С нашей точки зрения, именно совместная творческая деятельность педагога и детей, протекающая в форме живого насыщенного эмоционального контакта, и есть внутреннее основание единство телесного и духовного, которое является не только предпосылкой, но и в известной мере результатом личностного роста. В свою очередь, становление психосоматической целостности личности может рассматриваться и как эффект развивающего образования.


^ 1.3 Содержательная линия (раздел)

"Познание. Познавательно-речевое развитие"


Цель: формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно-важных проблем;

Базовое содержание содержательной линии (раздела) «Познание. Познавательно-речевое развитие» направлено на формирование познавательной и информационной компетентностей детей 6-7 лет.

Индикаторы познавательной компетентности.

Стандарт:

  • проявляет познавательный интерес;

  • воспроизводит знания об окружающем мире, количественный и порядковый счет, цифровой ряд;

  • вводит логические операции (сравнение, обобщение и вычленение закономерностей);

  • понимает значимость предметов культуры;

  • применяет арифметические операции, словесное конструирование, критическое мышление.

Индикаторы информационной компетентности.

Стандарт:

  • способен к прочному усвоению новой информации;

  • воспроизводит информацию, полученную из различных источников;

  • понимает необходимость новой информации, как средства получения знаний;

  • применяет навыки работы с источниками информации.

^ Раздел "Познание. Познавательно-речевое развитие" (Учимся думать, рассуждать, фантазировать) включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется осознанию детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами окружающего мира, а также развитию моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем и логического мышления.

В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебным предметам начальной школы, прежде всего к «Русскому языку», «Математике», а также «Окружающему миру». Так, подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:

  • формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;

  • логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;

  • символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.

^ 1.4 Содержательная линия (раздел)

"Социум. Социально-личностное развитие"


Цель: воспитание социально-адаптивной, творческой личности детей 6-7 лет, способной к позитивному поведению и отношениям в социуме.

Базовое содержание содержательной линии (раздела) «Социум. Социально-личностное развитие» предполагает развитие социальной и ценностно-смысловой компетентности.

Индикаторы социальной компетентности детей 6-7 лет.

Стандарт:

  • позитивное и ответственное отношение к себе и окружающим людям;

  • воспроизводит формы обращения к взрослым и сверстникам, правила поведения в общественных местах;

  • понимает значение родственных связей, семейных традиций, многообразие культур, социальные роли людей;

  • применяет знания о социуме в практической деятельности.

Индикаторы ценностно-смысловой компетентности детей 6-7 лет.

Стандарт:

  • активность, инициативность, самостоятельность, ответственность;

  • воспроизводит доброжелательность в оценках личных качеств и результатов труда или творчества другого человека;

  • понимает, что необходимо учитывать позиции других людей;

  • применяет навыки разрешения конфликтных ситуаций нормативными способами, способность защищать свои права и права других людей.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13



Похожие:

Вместо предисловия: анализ ситуации iconСекретные боевые искусства мира Вместо предисловия
Аббат Сей, когда у него спросили, что он делал во время французской революции, ответил: "Я старался выжить"
Вместо предисловия: анализ ситуации iconПояснительная записка I. Паспорт программы II. Анализ ситуации Анализ внутренней среды школы swot-анализ
Анализ результатов образовательного процесса, основных способов их достижения, конкурентных преимуществ и проблем школы
Вместо предисловия: анализ ситуации iconПрограмма развития школы
Проблемный анализ ситуации и концептуальные основы Программы
Вместо предисловия: анализ ситуации iconКраткий анализ актуальной ситуации в оу
Обеспечение права и возможности усвоения учащимися обязательного минимума содержания дисциплины «Технология»
Вместо предисловия: анализ ситуации iconУченикам 5 класса математика ©Горина лв
Напиши рассказ о себе, заполнив пропуски. Вместо пропущенных чисел поставь подходящие по смыслу римские числа, в скобках – арабские,...
Вместо предисловия: анализ ситуации iconПрограмма и регламент пилотного семинара для сотрудников региональных энергетических комиссий по теме
«Анализ ситуации и позиционирование региональных органов регулирования в становлении системы управления региональным развитием, реформе...
Вместо предисловия: анализ ситуации iconПрограмма по информатизации. Эти Программы выложены на сайты школ. Программы имеются во всех оу района
...
Вместо предисловия: анализ ситуации iconАнализ социально экономического развития муниципальных образований Республики Бурятия за январь июнь 2011 год
Общая оценка социально-экономической ситуации в республике в январе июне 2011 года
Вместо предисловия: анализ ситуации iconПрограмма развития Структура программы Паспорт программы. Раздел I информационная справка о школе. Раздел II анализ ситуации
Н. А. Некрасова с углубленным изучением английского языка г. Ярославля на 2011-2016 годы
Вместо предисловия: анализ ситуации iconАварийные ситуации в современной авиации
Кроме того, военные самолеты постоянно подвергаются опасности оказаться в аварийной ситуации в результате действий противника
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы