Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального icon

Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального




Скачать 257.37 Kb.
НазваниеПрограмма формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального
Дата11.11.2012
Размер257.37 Kb.
ТипПрограмма
источник

Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования





Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального

общего образования (далее программа формирования универсальных учебных действий)

конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно-_воспитательных программ и служит основой разработки примерных учебных программ.

Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно -деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершествованию. Всё это достигается путём как освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Примерная программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования:

  • устанавливает ценностные ориентиры начального обще

  • го образования;

  • определяет понятие, функции, состав и характеристики

  • универсальных учебных действий в младшем школьном воз

  • расте;

  • выявляет связь универсальных учебных действий с со

  • держанием учебных предметов;

  • определяет условия, обеспечивающие преемственность

  • программы формирования у обучающихся универсальных

  • учебных действий при переходе от дошкольного к начально

  • му и основному общему образованию.



4.1. Ценностные ориентиры начального общего образования

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. По сути, происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения. Этот переход обусловлен сменой ценностных ориентиров образования. Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

  • формирование основ гражданской идентичности

  • личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

  • формирование психологических условий развития об

  • щения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на ос

  • нове общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;

  • развитие умения учиться как первого шага к самооб

  • разованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности_

    как условия её самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально -положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование нетерпимости и умения противостоять

действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
^

4.2. Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования


Последовательная реализация деятельностного подхода направлена на повышение эффективности образования, более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение их мотивации и интереса к учёбе. В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности — мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и задачи), учебные действия, контроль и оценка, сформированность которых является одной из составляющих успешности обучения в образовательном учреждении.

При оценке сформированности учебной деятельности учитывается возрастная специфика, которая заключается в постепенном переходе от совместной деятельности учителя и обу_ чающегося к совместно_-разделённой (в младшем школьном и младшем подростковом возрасте) и к самостоятельной с элементами самообразования и самовоспитания деятельности (в младшем подростковом и старшем подростковом возрасте).
^

Понятие «универсальные учебные действия»


В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
^

Функции универсальных учебных действий:


  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятель

  • но осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели,

  • искать и использовать необходимые средства и способы их

  • достижения, контролировать и оценивать процесс и результа

  • ты деятельности;

  • создание условий для гармоничного развития личности

  • и её самореализации на основе готовности к непрерывному

  • образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, фор

  • мирования умений, навыков и компетентностей в любой

  • предметной области.



Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально -предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.
^

Виды универсальных учебных действий


В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этичес_ кими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:


  • личностное, профессиональное, жизненное самоопреде

  • ление;

  • смыслообразование, т. е. установление обучающимися

  • связи между целью учебной деятельности и её мотивом, дру

  • гими словами, между результатом учения и тем, что побуж

  • дает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик дол

  • жен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл

  • имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать.

  • нравственно_-этическая ориентация, в том числе и оце

  • нивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и

  • личностных ценностей), обеспечивающее личностный мо

  • ральный выбор.
^

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:


  • целеполагание как постановка учебной задачи на осно

  • ве соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися,

  • и того, что ещё неизвестно;

  • планирование — определение последовательности про

  • межуточных целей с учётом конечного результата; составле

  • ние плана и последовательности действий;

  • прогнозирование — предвосхищение результата и уров

  • ня усвоения знаний, его временных характеристик;



  • контроль в форме сличения способа действия и его ре

  • зультата с заданным эталоном с целью обнаружения отклоне

  • ний и отличий от эталона;

  • коррекция — внесение необходимых дополнений и кор

  • рективов в план и способ действия в случае расхождения эта

  • лона, реального действия и его результата; внесение измене

  • ний в результат своей деятельности, исходя из оценки этого

  • результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

  • оценка — выделение и осознание обучающимся того,

  • что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качест

  • ва и уровня усвоения; оценка результатов работы;

  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и

  • энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотиваци

  • онного конфликта) и преодолению препятствий.
^
Познавательные универсальные учебные действия

включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познава

  • тельной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; примене

  • ние методов информационного поиска, в том числе с по

  • мощью компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого выска

  • зывания в устной и письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в

  • зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и

  • оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор

  • вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой

  • информации из прослушанных текстов различных жанров;

  • определение основной и второстепенной информации; сво

  • бодная ориентация и восприятие текстов художественного,

  • научного, публицистического и официально-делового стилей;

  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой ин

  • формации;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятель

  • ное создание алгоритмов деятельности при решении проблем

  • творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют

знаково -символические действия:

  • моделирование — преобразование объекта из чувствен

  • ной формы в модель, где выделены существенные характе

  • ристики объекта (пространственно-графическая или знаково-

  • символическая);

  • преобразование модели с целью выявления общих зако

  • нов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (сущест

  • венных, несущественных);

  • синтез — составление целого из частей, в том числе са

  • мостоятельное достраивание с восполнением недостающих

  • компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения ,

  • классификации объектов;

  • подведение под понятие, выведение следствий;

  • установление причинно -следственных связей, представ

  • ление цепочек объектов и явлений;

  • построение логической цепочки рассуждений, анализ

  • истинности утверждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем

  • творческого и поискового характера.
^
Коммуникативные универсальные учебные действия

обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и

  • сверстниками — определение цели, функций участников, спо

  • собов взаимодействия;

  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в

  • поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация

  • проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разре

  • шения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнёра — контроль, коррек

  • ция, оценка его действий;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать

  • свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуни

  • кации; владение монологической и диалогической формами ре

  • чи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нор

  • мами родного языка, современных средств коммуникации.

  • Развитие системы универсальных учебных действий в со

  • ставе личностных, регулятивных, познавательных и коммуни

  • кативных действий, определяющих развитие психологических

  • способностей личности, осуществляется в рамках норматив



  • но -возрастного развития личностной и познавательной сфер

  • ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характерис

  • тики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет

  • зону ближайшего развития указанных универсальных учебных

  • действий (их уровень развития, соответствующий «высокой

  • норме») и их свойства.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Так:

  • из общения развивается способность ре

  • бёнка регулировать свою деятельность;

из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого и взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т. е. самооценка и Я_концепция как результат самоопределения;

  • из ситуативно-познавательного

    общения формируются познавательные действия

  • ребёнка.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуни- кативных универсальных учебных действий.

По мере становления личностных действий ребёнка (смыслообразование и самоопределение, нравствен -этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничество приводит к изменению характера его общения и Я_концепции. Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.
^

4.3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов


Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся1.

На ступени начального общего образования имеет особое значение обеспечение при организации учебного процесса сбалансированного развития у обучающихся логического, нагляднообразного и знаково-символического мышления, исключающее риск развития формализма мышления, формирования псевдологического мышления. Существенную роль в этом играют такие учебные предметы, как «Литературное чтение», «Технология», «Изобразительное искусство», «Музыка». Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
^

В частности, учебные предметы «Русский язык», «Род-


ной язык» обеспечивают формирование познавательных,

коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-след ственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Изучение русского и родного языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребёнка в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции.

«Литературное чтение». Требования к результатам изучения учебного предмета включают формирование всех видов универсальных учебных действий личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных (с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации).

Литературное чтение — осмысленная, творческая духовная деятельность обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляция духовно- нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений. На ступени начального общего образования важным средством организации понимания авторской позиции, отношения автора к героям произведения и отображаемой действительности является выразительное чтение.

Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

  • смыслообразования через прослеживание судьбы героя и

  • ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;

  • самоопределения и самопознания на основе сравнения

  • образа «Я» с героями литературных произведений посред

  • ством эмоционально-действенной идентификации;

  • основ гражданской идентичности путём знакомства с ге

  • роическим историческим прошлым своего народа и своей

  • страны и переживания гордости и эмоциональной сопричаст

  • ности подвигам и достижениям её граждан;

  • эстетических ценностей и на их основе эстетических

  • критериев;

  • нравственно-этического оценивания через выявление

  • морального содержания и нравственного значения действий

  • персонажей;

  • эмоционально-личностной децентрации на основе отож

  • дествления себя с героями произведения, соотнесения и со

  • поставления их позиций, взглядов и мнений;

  • умения понимать контекстную речь на основе воссозда

  • ния картины событий и поступков персонажей;

  • умения произвольно и выразительно строить контек

  • стную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слу

  • шателя, в том числе используя аудиовизуальные средства;

  • умения устанавливать логическую причинно -следствен

  • ную последовательность событий и действий героев произве

  • дения;

  • умения строить план с выделением существенной и до

  • полнительной информации.

«Иностранный язык» обеспечивает прежде всего развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную

культуру обучающегося. Изучение иностранного языка способствует:

  • общему речевому развитию учащегося на основе форми

  • рования обобщённых лингвистических структур грамматики и

  • синтаксиса;

  • развитию произвольности и осознанности монологичес

  • кой и диалогической речи;



  • развитию письменной речи;

  • формированию ориентации на партнёра, его высказыва

  • ния, поведение, эмоциональные состояние и переживания;

  • уважение интересов партнёра; умение слушать и слышать со

  • беседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мне

  • ние в понятной для собеседника форме.

Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой, открытие универсальности детской субкультуры создаёт необходимые усло_-вия для формирования личностных универсальных действий —формирования гражданской идентичности личности, преимущественно в её общекультурном компоненте, и доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге.

Изучение иностранного языка способствует развитию общеучебных познавательных действий, в первую очередь смыслового чтения (выделение субъекта и предиката текста; понимание смысла текста и умение прогнозировать развитие его сюжета; умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста; сочинение оригинального текста на основе плана).

«Математика».

На ступени начального общего образования этот предмет является основой развития у обучающихся познавательных действий, в первую очередь логических и алгоритмических, включая знаково -символические, а также планирование (последовательности действий по решению задач), систематизацию и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий, аксиоматику, формирование элементов системного мышления и приобретение основ информационной грамотности. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия.

Формирование моделирования как универсального учебного действия осуществляется в рамках практически всех учебных предметов на этой ступени образования. Моделирвание включает в свой состав знаково-символические действия: замещение, кодирование, декодирование. С их освоения и должно начинаться овладение моделированием. Кроме того, учащийся должен осваивать системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для обучения, так и для его социализации.

«Окружающий мир». Этот предмет выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданс кой идентичности личности.

В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:

  • умения различать государственную символику Российс

  • кой Федерации и своего региона, описывать достопримечат

    ельности столицы и родного края, находить на карте Рос

  • сийскую Федерацию, Москву — столицу России, свой реги

  • он и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых

  • зарубежных стран;

  • формирование основ исторической памяти — умения

  • различать в историческом времени прошлое, настоящее, бу

  • дущее, ориентации в основных исторических событиях свое

  • го народа и России и ощущения чувства гордости за славу и

  • достижения своего народа и России, фиксировать в инфор

  • мационной среде элементы истории семьи, своего региона;

  • формирование основ экологического сознания, грамот

  • ности и культуры учащихся, освоение элементарных норм

  • адекватного природосообразного поведения;

  • развитие морально_этического сознания — норм и пра

  • вил взаимоотношений человека с другими людьми, социаль

  • ными группами и сообществами.

В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.

Изучение предмета «Окружающий мир» способствует формированию общепознавательных универсальных учебных действий:

  • овладению начальными формами исследовательской дея

  • тельности, включая умения поиска и работы с информацией,

  • в том числе с использованием различных средств ИКТ;

  • формированию действий замещения и моделирования

  • (использования готовых моделей для объяснения явлений или

  • выявления свойств объектов и создания моделей, в том чис

  • ле в интерактивной среде);

  • формированию логических действий сравнения, подве

  • дения под понятия, аналогии, классификации объектов жи

  • вой и неживой природы на основе внешних признаков или

  • известных характерных свойств; установления причинно -

  • следственных связей в окружающем мире, в том числе на

  • многообразном материале природы и культуры родного края.



  • «Музыка». Этот предмет обеспечивает формирование

  • личностных, коммуникативных, познавательных действий. На



  • основе освоения обучающимися мира музыкального искусства

  • в сфере личностных действий будут сформированы эстетичес

  • кие ориентации учащихся, создаю

  • щие основу для формирования позитивной самооценки,

  • самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в твор

  • ческом самовыражении. Приобщение к достижениям нацио

  • нальной, российской и мировой музыкальной культуры и тра

  • дициям, многообразию музыкального фольклора России, об

  • разцам народной и профессиональной музыки обеспечит

  • формирование российской гражданской идентичности и толе

  • рантности как основы жизни в поликультурном обществе.

  • Будут сформированы коммуникативные универсальные

  • учебные действия на основе развития эмпатии и умения вы

  • являть выраженные в музыке настроения и чувства и переда

  • вать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыра

  • жения.

В области развития общепознавательных действий изучение музыки будет способствовать формированию замещения и моделирования.
^

«Изобразительное искусство».

Развивающий компонент предмета связан с формированием личностных, позна вательных, регулятивных действий.


Моделирующий характер изобразительной деятельности создаёт условия для формирования общеучебных действий, замещения и моделирования в продуктивной деятельности учащихся явлений и объектов природного мира. Такое моделирование является основой развития познания ребёнком мира и способствует формированию логических операций сравнения, установления тождества и различий, аналогий, причинно-следственных связей и отношений. При создании продукта изобразительной деятельности особые требования предъявляются к регулятивным действиям — целеполаганию как формированию замысла, планированию и организации действий в соответствии с целью, умению контролировать соответствие выполняемых действий способу, внесению корректив на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу.

В сфере личностных действий приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных, национальных традиций, искусства других народов обеспечивают формирование гражданской идентичности личности, толерантности, эстетических ценностей и вкусов, новой системы мотивов, включая мотивы творческого самовыражения, способствуют развитию позитивной самооценки и самоуважения учащихся.

«Технология». Специфика этого предмета и его значимость для формирования универсальных учебных действий обусловлена:


  • ключевой ролью предметно-преобразовательной деятель

  • ности как основы формирования системы универсальных

  • учебных действий;

  • значением универсальных учебных действий моделиро

  • вания и планирования, которые являются непосредственным

  • предметом усвоения в ходе выполнения различных заданий

  • по курсу (так, в ходе решения задач на конструирование обу

  • чающиеся учатся использовать схемы, карты и модели, зада

  • ющие полную ориентировочную основу выполнения предло

  • женных заданий и позволяющие выделять необходимую сис

  • тему ориентиров);

  • специальной организацией процесса планомерной по

  • этапной отработки предметно-преобразовательной деятельнос

  • ти обучающихся

    — умении осу

  • ществлять анализ, действовать во внутреннем умственном

  • плане; рефлексии как осознании содержания и оснований

  • выполняемой деятельности;

  • широким использованием форм группового сотрудниче

  • ства и проектных форм работы для реализации учебных це

  • лей курса;

  • формирование первоначальных элементов ИКТ компе

  • тентности учащихся.

Изучение технологии обеспечивает реализацию следующих

целей:

  • формирование картины мира материальной и духовной

  • культуры как продукта творческой предметно-преобразующей

  • деятельности человека;

  • развитие знаково-символического и пространственного

  • мышления, творческого и репродуктивного воображения на

  • основе развития способности учащегося к моделированию и

  • отображению объекта и процесса его преобразования в фор

  • ме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей);

  • развитие регулятивных действий, включая целеполага

  • ние; планирование (умение составлять план действий и при

  • менять его для решения задач); прогнозирование (предвосхи

  • щение будущего результата при различных условиях выпол

  • нения действия), контроль, коррекцию и оценку;

  • формирование внутреннего плана на основе поэтапной

  • отработки предметно-преобразовательных действий;

  • развитие планирующей и регулирующей функции речи;

  • развитие коммуникативной компетентности обучающихся

  • на основе организации совместно-продуктивной деятельности;

  • развитие эстетических представлений и критериев на ос

  • нове изобразительной и художественной конструктивной де

  • ятельности;

  • формирование мотивации успеха и достижений младших

  • школьников, творческой самореализации на основе эффективной организации моделирующей деятельности;

  • ознакомление обучающихся с правилами жизни людей в

  • мире информации: избирательность в потреблении информа

  • ции, уважение к личной информации другого человека, к

  • процессу познания учения;

  • ознакомление обучающихся с миром профессий и их со

  • циальным значением, историей их возникновения и развития

  • как первой ступенью формирования готовности к предвари

  • тельному профессиональному самоопределению.

«Физическая культура».

Этот предмет обеспечивает формирование личностных универсальных действий:

  • основ общекультурной и российской гражданской иден

  • тичности как чувства гордости за достижения в мировом и

  • отечественном спорте;

  • освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуж

  • дается, готовности принять на себя ответственность;

  • развитие мотивации достижения и готовности к преодо

  • лению трудностей на основе конструктивных стратегий со

  • владания и умения мобилизовать свои личностные и физи

  • ческие ресурсы, стрессоустойчивости;

  • освоение правил здорового и безопасного образа жизни.

«Физическая культура» как учебный предмет способствует:

  • в области регулятивных действий развитию умений пла

  • нировать, регулировать, контролировать и оценивать свои

  • действия;

  • в области коммуникативных действий развитию взаимо

  • действия, ориентации на партнёра, сотрудничеству и коопе

  • рации (в командных видах спорта — формированию умений

  • планировать общую цель и пути её достижения; договаривать

  • ся в отношении целей и способов действия, распределения

  • функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно

  • разрешать конфликты; осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение

  • партнёра и вносить необходимые коррективы в интересах

  • достижения общего результата).
^

4.4. Обеспечение преемственности


программы формирования универсальныхучебных действий при переходе

от дошкольного к начальному и основномуобщему образованию

Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья существующей образовательной системы, а именно: переходы из дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования и далее основную образовательную программу основного и среднего (полного) образования, и, наконец, в высшее учебное заведение. При этом, несмотря на огромные возрастные психологические различия между обучающимися, переживаемые ими трудности переходных периодов имеют много общего.

Основные проблемы обеспечения преемственности связаны с игнорированием задачи целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.

Наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу (при переходе из предшкольного звена на ступень начально_- го общего образования) и в период перехода обучающихся на ступень основного общего образования. Возникновение проблемы преемственности, находящей отражение в трудностях перехода обучающихся на новую ступень образовательной системы, имеет следующие причины:

  • недостаточно плавное, даже скачкообразное изменение

  • методов и содержания обучения, которое при переходе на

  • ступень основного общего образования, а затем среднего

  • (полного) образования приводит к падению успеваемости и

  • росту психологических трудностей у учащихся;

  • обучение на предшествующей ступени часто не обеспе

  • чивает достаточной готовности обучающихся к успешному

  • включению в учебную деятельность нового, более сложного

  • уровня. В частности, серьёзной проблемой остаётся недоста

  • точная подготовленность значительного числа детей к обуче

  • нию на русском (неродном) языке.
^
Исследования готовности детей к обучению в школе

при переходе от предшкольного к начальному общему обра зованию показали, что обучение должно рассматриваться как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность.

^ Физическая готовность определяется состоянием здоровья, уровнем морфофункциональной зрелости организма ребёнка, в том числе развитием двигательных навыков и качеств (тонкая моторная координация), физической и умственной работоспособности.

Психологическая готовность включает личностную, интеллектуальную и коммуникативную готовность. В эмоционально-личностной готовности главную роль играет произвольность поведения, учебно-познавательная мотивация и формирование самооценки. Наличие у ребёнка мотивов учения является одним из важнейших условий успешности его обучения в начальной школе. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного возраста желание детей поступить в школу, с другой — развитие любознательности и умственной активности.

Формирование фундамента готовности перехода к обучению на ступени начального общего образования должно осуществляться в рамках специфически детских видов деятельности: сюжетно -ролевой игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и пр. Не меньшее значение имеет проблема психологической готовности детей и при переходе обучающихся на следующую ступень общего образования. Трудности такого перехода —ухудшение успеваемости и дисциплины, рост негативного отношения к учению, возрастание эмоциональной нестабильности, нарушения поведения бусловлены следующими причинами:

  • необходимостью адаптации обучающихся к новой орга

  • низации процесса и содержания обучения (предметная систе

  • ма, разные преподаватели и т. д.);

  • совпадением начала кризисного периода, в который

  • вступают младшие подростки, со сменой ведущей деятельнос

  • ти (переориентацией подростков на деятельность общения со

  • сверстниками при сохранении значимости учебной деятель

  • ности);

  • недостаточной готовностью детей к более сложной и са

  • мостоятельной учебной деятельности, связанной с показате

  • лями их интеллектуального, личностного развития и главным

  • образом с уровнем сформированности структурных компо

  • нентов учебной деятельности (мотивы, учебные действия,

  • контроль, оценка).

Все эти компоненты присутствуют в программе формирования универсальных учебных действий. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы стала ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться, которое должно быть обеспечено формированием системы универсальных учебных действий.



Похожие:

Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка
Программа развития универсальных учебных действий составлена для учащихся начальной ступени Ивняковской средней школы на основе требований...
Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Пояснительная записка
Льной системы Начальная школа 21 века. Они строятся с учетом основных нормативных документов, обеспечивающих функционирование стандарта...
Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования мкоу мо г. Ирбит «Средняя общеобразовательная школа №9»
Цель программы обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий в рамках образовательной...
Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования мкоу мо г. Ирбит «Средняя общеобразовательная школа №9»
Цель программы обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий в рамках образовательной...
Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Великая цель образования это не знания, а действия Герберт Спенсер
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий
Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального iconОсновная образовательная программа начального общего образования Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального iconПрограмма формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования Содержание

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы