Тема: «Сила слова» icon

Тема: «Сила слова»




Скачать 36.73 Kb.
НазваниеТема: «Сила слова»
Дата10.11.2012
Размер36.73 Kb.
ТипДокументы
источник

Тема: «Сила слова»


... Дар слова, если он достался в удел порочному человеку, надлежит почитать злом, поскольку сделает его еще худшим.

Марк Фабий Квинтилиан

С какого возраста нужно воспи­тывать у ребенка понимание того, что слово - это не только сред­ство общения, но и орудие в его руках, которым он может восполь­зоваться сообразно своим намере­ниям, добрым или недобрым, своим нравственным принципам, ведь «нравственность человека видна в его отношении к слову» (Л.Н. Тол­стой).

Как только ребенок начинает говорить, взрослые обращают его внимание на то, «что такое хорошо и что такое плохо». Однако малыш пока поступает должным образом, еще не осознавая этических норм: становление морального сознания личности - процесс длительный.

Глубокое осознание моральных принципов, постепенно превра­щающееся во внутреннюю потреб­ность, наступает, как правило, в подростковом возрасте, а вот про­цесс общения ребенка с взрослым начинается рано.

^ Современные дошкольники, всту­пившие в новое тысячелетие, испы­тывают недостаток в доброже­лательном и теплом отношении со стороны близких, у которых, к сожалению, не хватает времени на общение с ними. Нельзя не учи­тывать также и то, что есть немало неблагополучных семей, где дети вовсе обделены лаской родных. Дошкольники воспринимают взрос­лого как некий образец, эталон и подражают ему во всем. Нередко, наблюдая за игрой детей, мы мо­жем догадаться, как общаются ре­бенок и его родители в домашней обстановке. Эмоции детей в этот период особенно обострены, они испытывают потребность в уважи­тельном отношении к себе со сто­роны взрослых.

Однако, несмотря на то, что взрос­лый, читая книгу или рассказывая что-либо детям, уделяет внимание этическим оценкам поведения того или иного героя, формируя таким об­разом представления и первичные понятия о нравственных качествах человека, дошкольники в большин­стве своем, к сожалению, не соотно­сят поступки героев с реальностью: для них это всего лишь частный случай. Именно поэтому ребенок, рас­суждая о том, что «обзываться нехо­рошо», в реальной жизни все-таки произносит обидные слова. Подоб­ное несоответствие не случайно: с одной стороны, взрослые твердят, как следует поступать и говорить, а, с другой стороны, сами поступают и говорят, нарушая правила общения. Повседневное поведение окружаю­щих как дома, так и в детском саду оказывает огромное влияние на то, какие нравственные качества будут сформированы у ребенка и какие речевые средства он будет исполь­зовать.

Как показывает практика, мно­гие дети затрудняются вербально выразить свои чувства в ситуации одобрения, сочувствия, несогла­сия, похвалы и др. Поэтому в зада­чу родителей входит знакомство дошкольников с различными рече­выми средствами, которыми дети смогут воспользоваться в опреде­ленной ситуации общения.

Приведем лишь некоторые во­просы, которые можно обсуждать вместе с малышом.

  1. О каком слове ты будешь жа­леть, если его не удастся вернуть?

  2. Вспомни, не обидел ли ты кого-нибудь. Не стесняйся прине­сти извинение! Что ты почувство­вал после того, как извинился? Попробуй представить свое настро­ение до и после извинения в цвете или с помощью линий.

  3. Какие вежливые слова ты бу­дешь использовать, обращаясь к кому-нибудь с просьбой?

  4. Подари кому-нибудь улыбку! Расскажи, как реагировали те, кому ты улыбнулся. Что ты чувствовал при этом?

Можно рассматривать и разы­грывать с детьми разные ситуации общения, которые помогают им вы­брать оптимальные речевые сред­ства для приветствия, прощания, поздравления, благодарности, из­винения, просьбы и пр. Серьезное внимание необходимо уделять не­вербальным средствам общения. Очень важно, чтобы ребенок мог адекватно воспринимать несловес­ную информацию, отличать близ­кие, но не тождественные эмоцио­нальные состояния собеседника. Известно, что 65 процентов инфор­мации передается с помощью не­вербальных средств общения.

Детей необходимо учить «управ­лять» своим голосом, объясняя, что уровень громкости, темп, тон голо­са всегда соотносятся с конкрет­ной коммуникативной ситуацией и видом общения. Еще Цицерон говорил: голос человека является показателем его эмоционально­го состояния; изменений голоса столько, сколько изменений состо­яния души.

Целесообразно также проведе­ние специальных речевых разми­нок, которые включают дыхатель­ные, артикуляционные. Необходимо воспитывать в детях такое важное умение, как умение слушать, помо­гать осознавать, что слушание - это тоже труд, что слушатель должен быть внимательным и вежливым.

Работа по формированию при­вычки, потребности соблюдать нор­мы литературного языка, правила речевого этикета, бережно отно­ситься к каждому произнесенному слову должна вестись постоянно, целенаправленно, методично. На подобных занятиях взрослые лишь определяют ту или иную нравствен­ную проблему, в процессе игры знакомятся с речевыми средства­ми, разыгрывают и анализируют ситуации общения. Потребность же будет формироваться вне занятий, именно поэтому на взрослых воз­лагается огромная ответствен­ность за собственное речевое по­ведение.






Похожие:

Тема: «Сила слова» iconДокументи
1. /Тесты по физике 7 класс по теме Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес. Сила...
Тема: «Сила слова» iconТема: «Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному: с большой и маленькой буквы»
Сформировать умение правильно писать слова одинокого звучащие, но пишущиеся по-разному
Тема: «Сила слова» iconТема: Преобразующая сила музыки

Тема: «Сила слова» iconТематическое планирование. 1 класс. Обучение грамоте № урока Кол-во часов Вид урока Тема урока Цели урока Приемы работы
Введение понятия «общение». Развитие навыков устного общения. Познакомить с различными способами разрешения проблемных ситуаций....
Тема: «Сила слова» iconУрок русского языка 2 класс Борисова Г. А. Тема: Знакомство с новой частью слова суффиксом. Цель Закрепить умение находить в слове уже известные части слова
К (обратить внимание на правильное и неправильное написание прописной и заглавной буквы)
Тема: «Сила слова» iconРазработка урока по русскому языку во 2 классе по системе Л. В. Занкова. Тема: Парные согласные звуки в конце слова
Цель: формировать представление о расхождении произношения и правописания в случаях с парными согласными в конце слова и способах...
Тема: «Сила слова» iconКонспект урока по подготовке к гиа по русскому языку Тема: Вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции
Цель урока: закрепить умение находить вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции, закрепить навыки интонации в предложениях...
Тема: «Сила слова» iconОтчет о проделанной работе народного хора ветеранов за концертный сезон 2010- 2011 г г
О. Гришина), «(Çуралнã кун» (слова и музыка Н. Алексеева), «Ан кулян» (слова Н. Прохорова, музыка Н. Эриванова), «Êç çынна илем кÿрет»...
Тема: «Сила слова» iconСказка о трех силах Трон, на троне король, около него три дочери, каждая занята своим делом. Ведущий
Имя у него было довольно редкое и необычное Гравитон! И было у него три дочери: Сила Тяжести, Сила Упругости и Сила Трения. Любимым...
Тема: «Сила слова» iconАтом это сила! Сила дружный класс!

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы