Конспект урока по русскому языку для 7 класса «Категория состояния как часть речи» к ф. н., учитель мбоу «Муриковская сош» Гимаев Я. А icon

Конспект урока по русскому языку для 7 класса «Категория состояния как часть речи» к ф. н., учитель мбоу «Муриковская сош» Гимаев Я. А




Скачать 86.16 Kb.
НазваниеКонспект урока по русскому языку для 7 класса «Категория состояния как часть речи» к ф. н., учитель мбоу «Муриковская сош» Гимаев Я. А
Гимаев Я.А
Дата28.10.2012
Размер86.16 Kb.
ТипКонспект
источник


Конспект урока по русскому языку

для 7 класса


«Категория состояния как часть речи»


Выполнил: к.ф.н., учитель

МБОУ «Муриковская СОШ»

Гимаев Я.А.


п. Шаховская, 2012

Тема: Категория состояния как часть речи

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  1. Познавательные: изучение и усвоение новой части речи – категории состояния.

  2. Развивающие: развитие у учащихся разной степени обученности и обучаемости самостоятельности и личной активности при углублении знаний и закреплении материала; продолжение работы по развитию долговременной памяти и образного мышления; продолжение работы по развитию логических навыков сравнения и сопоставления.

  3. Обучающая: развитие умения видеть слова категории состояния в различных текстах; развитие умения отличать слова категории состояния от наречий; выработка умения составлять предложения со словами категории состояния, правильное выполнение синтаксического разбора таких предложений, конструирование предложений с синонимической заменой, продолжение работы по формированию у учащихся знаний и умений по орфографии, синтаксису, пунктуации и развитию речи.

Задачи:

1) Актуализация знаний по темам «Наречие», «Имя прилагательное», раскрытие основных черт слов категории состояния;

2) Развитие умения находить слова категории состояния в тексте, отличать их от наречия,

3) Способствовать осознанию значимости употребления слов категории состояния в речи.

^ Методические приёмы: объяснение учителя, лингвистический анализ, тренировочные упражнения.

Оборудование: ПК, медиапроектор, обучающая компьютерная программа «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки русского языка, 7 класс», толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, карточки с заданиями.


^ Ход урока

Организационный момент. Подготовка учащихся к работе.

Запись в тетрадях темы урока: «Категория состояния как часть речи».

Лингвистическая разминка

- Найдите в толковом словаре толкования слова категория (задание даётся наиболее слабому ученику).

- Остальные учащиеся записывают слово в тетрадь и выполняют его фонетический анализ.

Категория (с греч. – высказывание, суждение):

1) Философское понятие, отражающее наиболее общие свойства и связи явлений материального мира (категория времени);

2) В научной терминологии: родовое понятие, обозначающее ряд предметов или наиболее общий их признак (грамматические категории);

3) Разряд, группа однородных предметов, явлений, лиц (возрастная категория)

- Скажите, какое значение слова категория применимо к изучаемой теме?

- Какова цель нашего сегодняшнего урока?

Ученики сами определяют цели урока. Учитель корректирует их высказывания. При необходимости озвучивает обучающие и познавательные цели урока.

- Не пользуясь учебником, вы можете сказать, какие слова относятся к словам категории состояния и что обозначают слова категории состояния?

- Сравним записанные на доске пары предложений. Попытаемся сделать их синтаксический разбор:

^ 1) Лицо темнеет от загара. 2) Летом в Сочи темнеет очень быстро.

1) Весь июль солнце пекло немилосердно. 2) Весь июль пекло немилосердно.

В первых предложениях каждой пары грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого-глагола: лицо темнеет, солнце пекло. Во вторых предложениях каждой пары грамматическая основа состоит только из сказуемого-глагола: темнеет, пекло.

- Таким образом, мы с вами видим, что в речи существую предложения, не имеющие подлежащего. Они чаще всего передают состояния окружающей среды, физическое и душевное состояние людей.

- Запишем в тетрадях предложения и подчеркнём главные и второстепенные члены (один человек работает у доски):

^ Утро солнечно и радостно.

Глаза светились радостно.

На душе у ребят было радостно.

- Прочитайте предложения. Что вы можете сказать об этих предложениях? (каждое предложение содержит одно общее слово)

-Давайте определим, какие же слова относятся к словам категории состояния?

Рассмотрим первое предложение.

- Какой частью речи является слово радостно в первом предложении? (кратким прилагательным). От какого слова задаем вопрос? (от существительного утро), на какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос каково?) Каким членом предложения является? предложении является сказуемым).

Во втором – наречие, так обозначает признак действия: Светились как? радостно, В предложении является обстоятельством.

В третьем предложении? Радостно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым (было радостно) без подлежащего, и наречие – оно неизменяемо. Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Это неизменяемая часть речи употребляется в предложении без подлежащего. Это и есть слово категории состояния.

- Давайте заполним таблицу на доске (для заполнения каждого столбца таблицы к доске вызываются ученики, наиболее «сильный» заполняет четвёртый столбец; при необходимости работающие у доски обращаются за помощью к классу). В тетрадь данную таблицу мы не переносим.

Вопросы

Краткое

Прилагательное

Наречие

Слово категории состояния (СКС)

К какому слову относится?

Существительное

Глагол

^ Не зависит от других слов

На какой вопрос отвечает?

Каков? какова? каковы?

Как? где?

как? каково?

(оставить пустую строку)

Что обозначает?

^ Признак

Предмета

Признак действия, признак другого признака

Состояние природы, человека, оценку действия

Каким членом предложения является?

Сказуемое

Обстоятельство

^ Сказуемое в предложении без подлежащего

Как изменяется?

По родам, числам, падежам

Не изменяется

^ Не изменяется

- Итак, ребята, мы с вами заполнили таблицу. А теперь всё внимание на наш экран. (Один из учеников читает материал):

Давайте внимательно рассмотрим слова СТЫДНО, БОЛЬНО, ГОРЬКО из предложения: «Стыдно, больно, горько было ей». (И.С. Тургенев)

Они отвечают на вопросы КАК? или КАКОВО? и обозначают состояние человека. Обратите внимание, что рядом со словами СТЫДНО, БОЛЬНО, ГОРЬКО есть глагольная связка БЫЛО, она указывает нам, что состояние имело место в прошлом. Они не зависят ни от каких других слов и являются сказуемыми в предложении, где нет подлежащего. Эти слова имеют особенное, не совпадающее ни с какой другой частью речи значение, имеют свои морфологические признаки и свою синтаксическую роль, следовательно, их можно выделить в особую часть речи, которую называют категория состояния (или слова состояния).

^ Слова, относящиеся к этой части речи, обозначают:

1) душевное состояние человека: ВЕСЕЛО, РАДОСТНО, СКУЧНО, ЛЕГКО, ТРЕВОЖНО, ГРУСТНО, ОТРАДНО. (Например: «В толпе мне было всегда легко и отрадно». (Тургенев);

^ 2) физическое состояние человека или животного: ГОЛОДНО, ДУРНО, ДУШНО (Например: «Мне душно и жарко»);

3) состояние природы: СУХО, ХОЛОДНО, МОРОЗНО, ВЕТРЕНО. (Например: «Было солнечно и ветрено»);

^ 4) оценку действий: МОЖНО, НЕЛЬЗЯ, НЕВОЗМОЖНО, НУЖНО (Например: «Нужно выучить правила»).

Слова категории состояния, образованные от прилагательных с помощью суффикса -О, имеют сравнительную_степень. Например: СЕГОДНЯ БОЛЕЕ ЖАРКО, ЧЕМ ВЧЕРА; СЕГОДНЯ ЖАРЧЕ, ЧЕМ ВЧЕРА.

- Ребята, запишем в нашу грамматическую тетрадь, что обозначают слова категории состояния.

- Следующее задание. Послушайте отрывки из поэтических произведений М.Ю. Лермонтова и найдите в них слова категории состояния:

^ И скучно, и грустно, и некому руку подать…

В небесах торжественно и чудно,

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чём?..

- Посмотрите, как украшают категории состояния поэтический текст. Ведь поэзия – это, в первую очередь, выражение чувств, эмоций, переживаний. Здесь никак не обойтись без слов категории состояния. Давайте попробуем придумать собственные предложения, используя слова категории состояния (учащиеся придумывают по 2-3 предложения и озвучивают их).


- Вы уже видите, как похожи слова категории состояния и наречия. Скажите, чем отличается наречие от слова категории состояния? Внимательно посмотрите на экран.

На экране два предложения. ^ Он страшно кричал. Детям было страшно.

Текст на следующем слайде читает один из учеников:

Вы помните, что наречие всегда обозначает признак: признак предмета (например, ДОМ НАПРОТИВ), признак действия (БЫСТРО БЕЖАТЬ), признак другого признака (ОЧЕНЬ ВЫСОКО). Слова же новой части речи, с которой вы познакомились на этом уроке, обозначают состояние человека или животного (МНЕ СКУЧНО, ЕМУ ЖАРКО), природы (СТАЛО ПРОХЛАДНО) или окружающей среды (В КОМНАТЕ ДУШНО). Слова категории состояния, как и наречия, не изменяются. По наличию суффиксов или окончаний отличить эти две части речи друг от друга невозможно. Но разница между наречиями и словами категории состояния очень хорошо видна в предложении, потому что у этих частей речи совершенно разные синтаксические связи. Категория состояния может быть только сказуемым в предложении, где нет подлежащего, а наречие может быть в любом предложении и определением, и обстоятельством, и сказуемым. Сравните два предложения, в которых использованы омонимичное наречие и слово категории состояния.


- Итак, ребята, внимание. Слова категории состояния отличаются от наре­чия тем, что, во-первых, употребляются только в без­личном предложении (в предложении без подлежаще­го); во-вторых, выступают в роли сказуемого, тогда как наречие обычно является обстоятельством.

- Задание: записать предложения, подчеркнуть грамматическую основу, обозначить части речи слов, входящих в грамматическую основу.

^ Он легко отвечает на любые вопросы. (нар. обстоятельство)

Облачко легко, невесомо. (крат. прил., именная часть составного именного сказуемого)

^ Мне легко. (категория состояния, сказуемое)

- Что обозначают слова категории состояния (устно)?

Мне душно в жаре смолистого воздуха (физическое состояние).

Тихо уж очень, и собаки не лают (состояние окружающей среды).

Нельзя курить (оценка действий).

- Самостоятельная работа на карточках. Подчеркните слова категории состояния. Заполните таблицу.

В избе было тепло и сухо. Мне больно. По утрам было еще темно. Васе одному скучно. Ему лень сойти с крыльца. До­садно, что скоро придется покинуть вас. Человеку Холодно без песни. В городе спокойно. Можно сделать лучше. Невозможно не видеть того, что происходит в стране. Курить в общественных местах нельзя. Выполнить твою просьбу мне не трудно. Мне стыдно не выполнить задание.

Душевное и физическое состояние человека

Состояние природы и окружающей среды

Оценка действий

Больно, скучно холодно, досадно

Тепло и сухо, темно, спокойно,

Лень, можно нельзя, трудно, стыдно

Проверка работы. Выставление оценок.

Подведение итогов занятия.

- Сегодня на уроке мы говорили о новой для вас части речи.

Далее один из учеников резюмирует изученный на уроке материал, полученные умения и навыки. Отмечает трудности, с которыми пришлось столкнуться.


Домашнее задание на карточках.


^ Тихо. Между деревьями син..м столбом подымается прямой дым. Тепло, светло и так пр..екрасно, спокойно, как (не) бывает весной.

А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживленно по-весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда.

Нашли (же) они себе место: им хорошо, и нам не мешают! Да, вот именно такое утро сегодня, как будто каждое существо на земле нашло свое место, и н..кто н…кому не мешает: вот истинный образ мира во всем мире. (М. Пришвин)

1. Прочитайте текст. Что вы знаете об авторе текста?

2. Определите тему и основную мысль текста.

3. Озаглавьте текст.

4. Каков стиль текста? Определите тип текста.

5. Есть ли в тексте слова категории состояния? Какова их роль в тексте? Назовите смысловые группы слов категории состояния, которые встретились вам в тексте.

6. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.



Похожие:

Конспект урока по русскому языку для 7 класса «Категория состояния как часть речи» к ф. н., учитель мбоу «Муриковская сош» Гимаев Я. А iconРабочая программа по русскому языку для 6 класса Учитель: Башловкина Елена Юрьевна г. Ростов 2013 г. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного...
Конспект урока по русскому языку для 7 класса «Категория состояния как часть речи» к ф. н., учитель мбоу «Муриковская сош» Гимаев Я. А iconКонспект урока по русскому языку в 7 классе (Учитель: Навальная О. Н.) Тема: Сочинительные и подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. Цели урока
Один ученик работает у доски: выписывает и объясняет орфограммы из домашнего упражнения
Конспект урока по русскому языку для 7 класса «Категория состояния как часть речи» к ф. н., учитель мбоу «Муриковская сош» Гимаев Я. А iconКонспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Распознавание проверяемых и проверочных слов»
Развивать речь, мышление, внимание, память учащихся, воспитывать интерес к русскому языку
Конспект урока по русскому языку для 7 класса «Категория состояния как часть речи» к ф. н., учитель мбоу «Муриковская сош» Гимаев Я. А iconРабочая программа по русскому языку для 9 класса основного (общего) образования (базовый уровень) Учитель: Рындина И. Н
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного...
Конспект урока по русскому языку для 7 класса «Категория состояния как часть речи» к ф. н., учитель мбоу «Муриковская сош» Гимаев Я. А iconКонспект урока по русскому языку в 5 классе Банникова О. А., учитель русского языка и литературы моу «Гимназия №58» г. Саратов
Учитель сообщает, что написание большинства приставок пре- и при- зависит от их значения. Работа с параграфом №54. Запись и анализ...
Конспект урока по русскому языку для 7 класса «Категория состояния как часть речи» к ф. н., учитель мбоу «Муриковская сош» Гимаев Я. А iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта
«Народное образование» 2005 г., №8 и авторской программы по русскому языку для 5-11 классов С. И. Львовой, которая полностью соответствует...
Конспект урока по русскому языку для 7 класса «Категория состояния как часть речи» к ф. н., учитель мбоу «Муриковская сош» Гимаев Я. А iconКонспект урока по русскому языку в 5-м классе по теме: Обращение. Знаки препинания при обращении. Образовательные задачи: знать, что такое обращение
Грамотно использовать обращение в устной и письменной речи в соответствии с речевой ситуацией
Конспект урока по русскому языку для 7 класса «Категория состояния как часть речи» к ф. н., учитель мбоу «Муриковская сош» Гимаев Я. А iconКонспект урока истории в 7классе по теме «Народные движения в 17 веке» Кузьмина Алена Михайловна учитель истории моу «сош №39» Задачи урока
Оборудование: Таблички с названием восстаний, карта, разделение класса на зоны, портреты К. Булавина и С. Разина
Конспект урока по русскому языку для 7 класса «Категория состояния как часть речи» к ф. н., учитель мбоу «Муриковская сош» Гимаев Я. А iconАналитическая справка по итогам мониторинга предметных ууд. От 26. 12. 2012
Лучше остальных с работой по русскому языку и математике справились обучающиеся 2а класса (96% качества по русскому языку и 100 по...
Конспект урока по русскому языку для 7 класса «Категория состояния как часть речи» к ф. н., учитель мбоу «Муриковская сош» Гимаев Я. А iconПояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе требований
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы