Министерство образования и молодежной политики чр icon

Министерство образования и молодежной политики чр




Скачать 174.71 Kb.
НазваниеМинистерство образования и молодежной политики чр
Дата26.11.2012
Размер174.71 Kb.
ТипПубличный доклад
источник
1. /ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД РУКОВОДИТЕЛЯ.docМинистерство образования и молодежной политики чр

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧР


МОУ « ИБРЕСИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»




Публичный доклад руководителя

Муниципального образовательного учреждения «Ибресинская средняя общеобразовательная школа №2» поселка Ибреси Ибресинского района Чувашской Республики




Докладчик:

директор школы

Антонов Максим Валерьевич


п. Ибреси 2007г.




План выступления


  1. Вступление.




  1. Общая характеристика школы.

  • историческая справка

  • численность учащихся

  • динамика численности

  • половой состав

  • число второгодников, медалистов, не получивших аттестат




  1. Структура управления, социальное партнерство, социальный состав учащихся.

  • структура управления школой, социальные партнеры

  • охват образовательными услугами детей микрорайона

  • география проживания учащихся, социальный состав семьи

  • динамика численности на фоне демографических и социально-экономических показателей территории




  1. Спектр образовательных услуг

  • режим работы в школе

  • средняя нагрузка на ученика по ступеням обучения

  • режим питания

  • посещаемость столовой

  • система дополнительного образования

  • предшкола

  • психологический климат, сохранение и укрепление здоровья

  • безопасность детей




  1. Условия осуществления образовательного процесса

    • кадровый потенциал, уровень квалификации

    • материально-техническая база, книгообеспеченность

    • финансовая деятельность




  1. Результаты образовательной деятельности

  • олимпиады, контрольные срезы в динамике, ЕГЭ

  • судьба выпускников – обучение, трудоустройство, выдающиеся выпускники

  1. Ближайшие перспективы

вступление

(Слайд 2)

Современное общество сегодня проявляет большой интерес к проблеме качества образования. На наш взгляд обеспечение качества образования возможно только через усиление информационных потоков о результатах образования. И мы уверены, ответственность за качество образования обеспечивается через максимальную открытость и прозрачность информации о происходящих в системе процессах.

В рамках проекта «Реформа системы образования» предусмотрено введение в практику деятельности публичных докладов образовательных учреждений. Проведение таких докладов мы начали еще с 1993 года. Это мероприятие мы называли, ежегодным творческим отчетом школы перед родителями и общественностью.

Сегодня публичный доклад посвящен 10-летию Президентской программы «Новая школа». (Слайд 3)

В книге Президента ЧР Н. В. Федорова «Образование – основа для решения социально-экономических проблем»  дан глубокий анализ строительства новой, современной школы на примере Чувашии. Программа, которая  поставила перед педагогическим сообществом  задачу «сделать образование каждого человека конкурентоспособным», стала  отправной  точкой для поступательного инновационного развития  системы образования  Чувашии. (Слайд 4)

Доктор экономических и кандидат юридических наук, специалист  в области  конституционного права  и регионологии Президент Чувашской  Республики  Н. В. Федоров  размышляет об инновационных путях развития образования, практике использования лучших образцов мирового и отечественного опыта в школьном и профессиональном образовании. Особое внимание  уделено проблемам национального компонента в обучении, патриотическому воспитанию и духовно-нравственному просвещению  молодежи. Целый ряд предложений излагались Президентом ранее в монографиях, статьях, на регулярных встречах с педагогической общественностью республики, озвучивались на правительственных совещаниях в России.

Анализ, сделанный в книге, имеет огромную практическую значимость не только для системы образования и не только для нашей республики, а представляет широчайший интерес для всех регионов России, выбирающих инновационный путь социально-экономического развития.

Книга уже нашла своих читателей – среди научно-педагогической общественности, управленцев образования. Несомненно, что доступное, яркое изложение  этапов комплексной модернизации образования, которая   уже становится частью истории развития нашей республики,  вызовет огромный интерес  жителей, ибо участником её является каждый из нас - родитель, работодатель, педагог, студент, учащийся. (Слайд 5)

В ходе реализации Президентской программы «Новая школа» в системе образования Чувашской Республики произошли следующие позитивные изменения:

  • система общего образования с 2001 года переведена на нормативно-бюджетное финансирование, действует система поддержки и стимулирования инновационных проектов (учреждены специальные вознаграждения для разработчиков инновационных идей, гранты для учителей, учащихся, студентов и молодежи);

  • в республике создана разноуровневая система стимулирования талантливой молодежи, достигшей значительных результатов в общественной, учебной, научной, творческой, производственной и проектной деятельности. В соответствии с Указом Президента Чувашской Республики Н.В.Федорова от 5 октября 2005 г. № 101 «О дополнительных мерах по поддержке и развитию инновационного, творческого и духовного потенциала системы образования в Чувашской Республике» ежегодно 30 грантов по 10 тыс. рублей получают педагогические работники, 20 грантов по 200 тыс. рублей – образовательные учреждения.




  • активно внедряются информационные технологии (1 компьютер – на 26 учащихся, в том числе в селе – 1 компьютер на 22, (в 2004 г. – 34); 86 % школ имеют доступ в Интернет, у 54 процентов средних школ есть собственные сайты, создан региональный центр дистанционного обучения педагогов;

  • вместо почти 700 школ, мелких, разбросанных и высокозатратных со слабыми возможностями предоставления качественных образовательных услуг, на сегодня функционирует 561 школа, из них 138 базовых (кустовых) школ - с современной учебно-материальной, спортивной базой, организацией сетевого взаимодействия (в т. ч. 51 ресурсный центр, 31 образовательно-культурный центр, 28 учреждений «школа-детский сад») «точками роста» в школьном образовании.

  • реализуются программы «Школьный автобус», «Дорога к школе»

Одной из составляющих республиканской системы оценки качества образования и обеспечения его доступности является единый государственный экзамен, который проводится в республике с 2001 года. Активное и широкомасштабное участие республики в ЕГЭ (ежегодно по форме ЕГЭ обязательный экзамен по математике и с этого учебного года по русскому языку сдают все выпускники, по остальным предметам - по выбору). (Слайд 6)

Прием абитуриентов в 86,7 % учреждений высшего и 81,2 % среднего профессионального образования республики проводится по результатам ЕГЭ, что является мощным импульсом для формирования единого образовательного пространства, предоставления выпускникам школ равных шансов на поступление в профессиональные образовательные учреждения. Из всех выпускников 2006 года, поступивших в вузы, 19,6 % обучаются в вузах других регионов России (до ЕГЭ – 5,3%).

Начата работа по введению новой системы государственной (итоговой) аттестации выпускников девятых классов по алгебре и русскому языку («малый ЕГЭ для 9-х классов»), а в скором будущем и для 4-х классов.

Проведена значительная работа по расширению общественного гражданского участия в управлении образованием. В 2005 г. создан Чувашский республиканский союз попечителей образования, в 2006 году 84 процента школ имеют попечительские и управляющие советы. (Слайд 7)

Опыт Чувашии по модернизации образования востребован во многих регионах, он тиражируется в ходе семинаров, проводимых на базе образовательных учреждений республики. Только с конца декабря 2005 года в республике прошли стажировку 18 делегаций из регионов Российской Федерации (Астраханская, Кировская, Пермская, Ивановская, Псковская, Пензенская, Ульяновская и др. обл., Хабаровский, Ставропольский край, Карачаево-Черкесская Республика).

Общая характеристика школы.

  1. Историческая справка

В соответствии с постановлением Совета Министров ЧАССР 7 сентября 1948 года в Ибресинском районе была открыта Чернореченская начальная школа. Классы были укомплектованы из детей, переведенных из Ибресинской 7-летней школы, и из детей, проживающих в п. Черноречка, и прилегающих к нему улиц п. Ибреси.

В соответствии с решением исполкома райсовета от 13 мая 1960 года и распоряжения Совета Министров ЧАССР от 15 июля 1960 года объединили Ибресинские средние школы № 1 и № 2 в одну Ибресинскую 11-летнюю школу с производственным обучением. В связи с объединением двух школ была образована Ибресинская 8-летняя школа.

На основании постановления Совета Министров ЧАССР от 30 августа 1974 года и приказа по Ибресинскому РОНО на базе Чернореченской и Ибресинской 8-летних школ была открыта Ибресинская СОШ № 2. (Слайд 8)

С 1983 года средняя школа № 2 перешла во вновь построенное благоустроенное здание со спортзалом и столовой по улице Мира, 23. В строительстве школы посильную помощь оказал не только весь коллектив, но и родители учащихся. С этого времени директором школы начал работать Руссанов Н.В., а завучем – Березина В.С. За большой вклад в дело образования и воспитания оба впоследствии получили звание «Заслуженный учитель ЧР».

  1. Численность учащихся

В течение 10 лет число учащихся в нашей школе с каждым годом сокращалось.

В результате реализации мер по реструктуризации школ такие экономические показатели как наполняемость школ, классов, число учащихся на 1 учителя несколько улучшаются, несмотря на общее уменьшение количества учащихся. В среднем по Республике наполняемость школ составляет 256 человек, в нашей школе – 381 учащийся. Наполняемость классов – 19,8 чел., в нашей школе – 21, 1 чел. Число учащихся на 1 учителя – 11 (в городской местности – 13, в сельской – 8), в нашей школе – 10, 5 чел.

(Слайд 9)

  1. Динамика численности

Прогноз численности учащихся на ближайшее 5-летие показывает, что количество учащихся в нашей школе будет в пределах от 418 до 308 человек. Надеемся, что Закон «О материнском капитале» принятый Государственной думой в корне улучшит демографическое состояние микрорайона школы.

  1. Численность медалистов.

(Слайд 10-12)

Среди школ района по числу медалистов за последние несколько лет у нас - лучший показатель. Можно отметить 2005 учебный год, когда школу закончили пять золотых медалистов. И, несмотря на то, что в 2006 учебном году у нас 3 медали этот показатель стал лучшим в районе.


Структура управления, социальное партнерство, социальный состав учащихся.

  1. Структура управления школой, социальные партнеры Административное управление.

Структура управления в школе традиционна. Высший орган управления - педагогический совет. Кроме того, при школе создан коллегиальный орган самоуправления, реализующий принцип государственно-общественного управления без оформления юридического лица Управляющий совет раньше он назывался Совет школы. Управляющий совет состоит из 11 человек, председателем является Ямуткова О.П.- врач-терапевт Ибресинской ЦРБ.

К сожалению, работа в школе в этом направлении идет не так эффективно, как нам хотелось бы. В связи с этим, уважаемые родители, в марте будет созвана конференция родителей, учеников, учителей, где нам нужно будет рассмотреть вопрос об эффективной деятельности Управляющего совета.

Управляющий совет школы  - это коллегиальный орган государственно-общественного управления школой, призванный решать в первую очередь задачи стратегического управления школой: в каких направлениях развивать школу, чтобы ее сделать успешной, как привлекать и расходовать школьные средства. (Слайд 13)

ЧТО И КАК УПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ МОЖЕТ УЛУЧШИТЬ В РАБОТЕ ШКОЛЫ?

Во-первых, УС может помочь учителям и директору школы узнать мнение родителей школьников о том, как школа должна учить, воспитывать, развивать детей, услышать пожелания семьи к школе и учителям. Родителям же УС поможет понять, что ожидает их детей в школе  этом году, через 3 года, узнать возможности школы и ее перспективы.

Во-вторых, УС может улучшить условия жизни детей в школе, создать в ней более разумный и человечный уклад школьной жизни. Именно поэтому качество школьного питания, безопасность детей, комфортность школьной среды, хорошее устройство школьного быта, оздоровительные  занятия, разумное сочетание учения и отдыха – все это забота членов школьного совета.

В-третьих, школьный совет может повлиять на обучение детей, ведь он имеет право согласовывать образовательную программу школы, а также школьный компонент, профили обучения и т.п. В этих документах определяется, чему в этом учебном году будут учить детей в каждом классе этой школы, сколько уроков отводится на каждый предмет, какие предметы дети могут изучать по своему выбору, какие дополнительные образовательные услуги и на каких условиях можно получить и т.д.

В-четвертых, Совет «дает добро» на введение в действие программы развития школы – документа, в котором ясно и четко показывается будущее этой школы, ее завтрашний день и его отличия от сегодняшнего. А это значит, что он может через программу развития улучшить все стороны школьной жизни, без единого исключения.

В-пятых, Совет может улучшить положение дел в таком непростом и важном вопросе школьной жизни, как финансовое обеспечение, поиск и привлечение внебюджетных средств, а также наиболее рациональное расходование бюджетных средств.

Наши социальные партнеры - Школа-интернат, ОАО «Фурнитура», ОАО Ибресинский Лесхоз. С ними у нас сложились хорошие взаимоотношения. Наши учащиеся ежегодно проводят новогоднее представление для детей работников ОАО «Фурнитура», разрабатывают совместные проекты с учащимися школы-интерната, детское объединение «Школьное Лесничество» сотрудничает с Ибресинским лесхозом.

  1. Охват образовательными услугами детей микрорайона

(Слайд 14-16). На территории нашего микрорайона учет детей ведется каждый год. Охват образовательными услугами детей микрорайона 100%.


  1. География проживания учащихся, социальный состав семьи

Нужно отметить, что вместе с тем до 85 % семей достаточно ответственно относятся к своим родительским обязанностям, из них до 26 % способны глубоко изучить склонности и способности своего ребенка, осознанно прогнозировать его будущее развитие и активно сотрудничать со школой. Данные обследования уровня развития личности детей, поступающих в школу, подтверждают итоги социальной диагностики микрорайона школы.

Рассмотрим динамику численности учащихся школы и выпускников на фоне демографических и социально-экономических показателей России за последние 10 лет.

(Слайд 17-18)

В школе обучение производится по трем ступеням - начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование. (Слайд 19)

С 1985 года в школе действует учебно-консультационный пункт очно-заочного обучения. УКП создан с целью создания условий для получения аттестата о среднем (полном) общем образовании тем, кто по причинам семейного положения, физического здоровья или по сложившимся обстоятельствам испытывает трудности в обучении в обычной школе. Многие выпускники УКП получая аттестат, поступают в профессиональные учебные заведения, высшие учебные заведения и добиваются больших успехов в жизни. пример

С 2006 года в школе на базе 10-ых классов открылся класс с профилем обучения «Филология» - русский язык, иностранный язык.

С этого учебного года на базе нашей школы открылись подготовительные курсы кооперативного института, лучшего ВУЗа Республики, основная цель которых - подготовка к сдаче ЕГЭ.

Школа работает в одну смену. Все учащиеся охвачены горячим питанием. Питание платное.

  1. Система дополнительного образования

(Слайд 20) В школьном учебном плане на 2006-2007 учебный год предусмотрено 18 часов кружковых занятий и 4 часа внеклассной работы. Все эти часы распределены между учителями школы.

  1. Безопасность детей

В школе разработаны планы по охране труда, ГО, антитеррору. Организовано круглосуточное дежурство по школе. Регулярно проводятся тренировки по эвакуации. Проводятся классные часы просмотр учебных фильмов и беседы на тему безопасности жизнедеятельности с привлечением представителей из различных ведомств.

Условия осуществления образовательного процесса

  1. Кадровый потенциал, уровень квалификации

(Слайд 21 – 23) Школа укомплектована квалифицированными кадрами. Из статистических данных видно, что в школе работают опытные (со стажем) учителя, добившиеся хороших успехов в воспитании и обучении учеников. Есть в нашем коллективе учителя, имеющие высшую категорию, звания и знаки отличия в сфере образования, а также награжденные почетными грамотами различных уровней. (Слайд 24)

  1. Материально-техническая база, книгообеспеченность.

(Слайд 25) Учебно-воспитательный процесс школы осуществляется в одном здании. Здание типовое, 3-х этажное. Построено в 1983 году, рассчитано на 624 ученических места. Отопление центральное, имеются все учебные кабинеты - их 22. Есть актовый зал, спортзал, школьная столовая, учебные мастерские, компьютерный класс, открылся класс хореографии. Есть у нас спортивная площадка с беговой дорожкой и отличными футбольными полями и хорошим освещением. Улучшилось положение со спортивным инвентарем. Школа обеспечена футбольными, баскетбольными, волейбольными мячами.

В школе имеются технические средства обучения, наглядные пособия, оборудования по всем предметам.

Компьютеризация школы

(Слайд 26) Компьютеризация по Президентской программе «Новая школа» началась в 2001 году.

Так, если в 2001 году было 13 компьютера, то на сегодня их в школе 18. По школе на 21 учеников приходится 1 компьютер, а по району эта цифра составляет - 19; по республике - 25.

(Слайд 27) В школе создан библиотечный фонд учебников, наглядных пособий, медиотека. Пополнился фонд художественной литературы. Однако учебниками обеспечены все учащиеся.

  1. Финансовая деятельность

(Слайд 28) Финансирование школы осуществляется учредителем в соответствии с заключенным между ним и школой договором по установленным нормативам.

Бюджетное финансирование в последние 2 года по сравнению с 1997-ым годом в общем объеме возросло за счет республиканского финансирования, а вот финансирование из местного бюджета уменьшилось.

В связи с этим в подготовке школы к новому учебному году ежегодно большую помощь оказывали родители.

Результаты образовательной деятельности


  1. Олимпиады, контрольные срезы в динамике, ЕГЭ

Ежегодно школа принимает участие в олимпиадах, конкурсах, в интеллектуальных состязаниях проводимых в районе и республике. (Слайд 29 – 32)


Место

Предмет

Класс

Ученик

Учитель

I

Русский язык (нач. кл.)

4 а

Енина Е. А.

Андреева А. Н.

I

Технология

9 б

Гаврилкина Е. В.

Перепелкина И. Г.

I

Немецкий язык

11п

Андреева О. А.

Алексеева Т. В.

I

Астрономия

10 п

Кирейчик К. М.

Спиридонов Н. О.

I

Обществоведение

10 п

Чернова Л. В.

Васильева Е. А.

I

Чувашская литература

10 п

Васильева З. А.

Ядрицова А. А.

I

Чувашская литература

11 а

Иванов Е. В.

Ядрицова А. А.

II

Чтение

4 б

Кузнецова В. А.

Семенова О. Г.

II

Технология

9 б

Иванов А. Л.

Родионов А. Ф.

II

Русская литература

11 п

Шукюрова Р.

Карачкина П. Я.

II

Русский язык

11 п

Шукюрова Р.

Карачкина П. Я.

II

Английский язык

11 п

Шукюрова Р.

Петрова Т. В.

II

Обществознание

11 а

Иванова А. В.

Васильева Е. А.

II

Биология

11 а

Власова О. А.

Клочкова В. В.

II

Химия

11 а

Власова О. А.

Тихонова Е. А.

II

Физика

11 а

Иванов Е. В.

Спиридонов Н. О.

III

Русская литература

10 п

Чернова Л. В.

Кольцова Н. С.

III

Астрономия

11 п

Шукюрова Р. А.

Спиридонов Н. О.

III

Экология

11 а

Власова О. А.

Клочкова В. В.


Отличных результатов достигают наши ученики в спортивной деятельности. Из анализа спортивных достижений можно сделать вывод о хорошей игровой подготовки наших учеников. Ни одно соревнование по футболу не проходит без участия наших учеников. (Слайд 33) В 2004 году Виноходов Александр, Носов Александр, Макаров Александр в составе сборной района стали чемпионами Республики на призы «Кожаный мяч» и более 10 учеников стали серебряными призерами в составе команд. Наши футболисты, защищая честь школы, неоднократно становились победителями и призерами районных соревнований. (Слайд 34 - 35)

Наши девушки-волейболистки третий год подряд становились чемпионками района по волейболу, а баскетболистки в этом учебном году стали чемпионками района достойно, достойно защищая честь района выиграв первый круг республиканских зональных соревнований.

(Слайд 36-37)

  1. Судьба выпускников – обучение, трудоустройство, выдающиеся выпускники.

(Слайд 38)

Школьная Республика.

В 2003 – 2004 году на районном фестивале детских и молодежных общественных организации и объединений наша ДОО стала победителем в номинации «За инновацию и вариативность».

В 2004 – 2005 году наша «Школьная Республика» победила в номинации «Лидеры самоуправления» и была признана лучшей районной детской организацией…

В прошлом учебном году мы получили Диплом МО ЧР I степени в номинации «Шаг навстречу» республиканского конкурса ДОО «Моя инициатива».

Целью нашего проекта было формирование толерантности детей общеобразовательной школы, содействие социальной адаптации детей-инвалидов через создание единого пространства общения и творческой деятельности. Такие результаты побудили нас серьезно заняться проблемой толерантности и нравственности.

В декабре 2006 года мы стали победителями районного фестиваля ДОО «Мы за здоровый образ жизни» в номинации «Нравственное воспитание».


ПЛАНЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Задача школ на современном этапе – формировать личность, настроенную на восприятие изменений, позаботиться о том, чтобы выпускник был востребован на рынке рабочей силы. Для этого необходимо развивать:

  • способность ставить перед собой цели

  • инновационные характеристики личности (ощущение нового, поиск нестандартных решений, потребность приобретать новые знания...)

  • аналитические способности (умение оценивать обстановку, осознавать и видеть свои достоинства и недостатки …)

  • функциональная грамотность (умение использовать родной, русский и иностранные языки, компьютерная грамотность…)

  • коммуникативные умения (понимание ценностей, знание и принятие норм и правил общения, терпимость, ответственность и обязательность…)



Похожие:

Министерство образования и молодежной политики чр iconПостановление От 12 февраля 2010 г. №037 Об утверждении Положения о коллегии отдела образования и молодежной политики
Рассмотрев предложения и представленные материалы отдела образования и молодежной политики Администрации мо "Хиславичский район"
Министерство образования и молодежной политики чр iconМинистерство спорта, туризма и молодежной политики РФ

Министерство образования и молодежной политики чр iconПостановление От 6 мая 2010 г. №145 Об утверждении Положения об Отделе образования и молодёжной политики Администрации муниципального образования «Хиславичский район» Смоленской области
В целях совершенствования правовых основ деятельности Отдела образования и молодёжной политики Администрации муниципального образования...
Министерство образования и молодежной политики чр iconРоссийская Федерация Белгородская область департамент образования, культуры и молодежной политики белгородской области
Белгородской области от 11 апреля 2011 года №138-пп, департамент образования, культуры и молодежной политики области направляет приказ...
Министерство образования и молодежной политики чр iconОб оплате труда работников республиканского государственного образовательного учреждения «Ибресинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
«Ибресинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Министерства образования и молодежной политики
Министерство образования и молодежной политики чр iconПриказ №7 о ведомственных наградах Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации
Собрание законодательства Российской Федерации, 2008; №22, ст. 2585; №42, ст. 4825; №46, ст. 5337; №50, ст. 5970 и в целях поощрения...
Министерство образования и молодежной политики чр iconМинистерство образования, науки и инновационной политики новосибирской области (Минобрнауки Новосибирской области) Управление образовательной политики
Руководителям органов управления образованием муниципальных районов и городских округов, Главному управлению образования мэрии города...
Министерство образования и молодежной политики чр iconАдминистрация города рязани управление образования и молодежной политики
На основании письма министерства образования Рязанской области от 06. 12. 2012 № еб/12-8706 управление образования доводит до Вашего...
Министерство образования и молодежной политики чр iconКоми республикаса йöЗÖс велöдан министерство министерство образования республики коми
Коми от 19 ноября 2012 года №1642 «Об организации и проведении Молодежной ассамблеи Республики Коми, посвященной итогам Года молодежи»...
Министерство образования и молодежной политики чр iconПостановление От 11 мая 2010 г. №149
Об утверждении Регламента Отдела образования и молодежной политики Администрации муниципального образования "Хиславичский район"...
Министерство образования и молодежной политики чр iconМинистерство образования, науки и инновационной политики новосибирской области (Минобрнауки Новосибирской области) управление образовательной политики
О внесении изменений и дополнений в положение областного тура «Президентские спортивные игры»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы