Анкета для родителей «Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности?» Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности? icon

Анкета для родителей «Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности?» Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности?




Скачать 105.1 Kb.
НазваниеАнкета для родителей «Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности?» Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности?
Дата24.10.2012
Размер105.1 Kb.
ТипАнкета
источник

Материалы к родительскому собранию на тему

«Эти трудные домашние задания».


Подготовила: Сытник Л. П. учитель начальных классов.


Задачи:

  1. Определение места домашних заданий в системе учебной деятельности младшего школьника.

  2. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребенком по выполнению домашних заданий.

  3. Отработка с родителями воспитательных и психологических приемов поддержки самостоятельной учебной деятельности ребенка дома.

Оформление родительского собрания: на плакате (или на доске) представляются задачи собрания, мудрые мысли:

«Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас» (Легуве).

«Величайшая ошибка, которую только можно сделать в деле воспитания, - это чересчур торопиться» (Ж. Руссо).

«Сила мягкого спокойного слова так велика, что с нею не может сравниться никакое наказание» (Лесгафт).


^ Анкетирование родителей.


Анкета для родителей «Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности?»

  1. Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности?

  2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по проблемам?

  3. Назовите самый любимый и самый сложный для вашего ребенка учебные предметы.

  4. Часто ли вы обсуждаете с ребенком его учебу (трудности, успехи, взаимоотношения с педагогами)?

  5. Назовите, какой предмет в школьные годы был самым любимым у вас и у вашего мужа (жены)?

  6. Назовите, что в течение последней недели читали (или прочли) вы и ваш муж (жена)?

  7. Назовите, что в течение последней недели прочел (или читал) ваш ребенок?

  8. Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанные книги, газеты, телепередачи?

  9. Наказываете ли вы своего ребенка за промахи в учебе?

  10. Любит ли ваш ребенок учиться?



Анкета для родителей «Какой вы родитель?»

Отметьте те фразы, которыми вы часто пользуетесь в семье.

  1. Сколько раз тебе повторять?

  2. Посоветуй мне, пожалуйста.

  3. Не знаю, что бы я без тебя делал (а).

  4. И в кого ты такой (ая) уродился (лась)!

  5. Какие у тебя замечательные друзья!

  6. На кого ж ты похож (а)!

  7. Вот я в твое время!...

  8. Ты нам опора и помощник!

  9. Ну что за друзья у тебя!

  10. О чем ты только думаешь!

  11. Какая ты у меня умница!

  12. А ты как считаешь, сынок (доченька)?

  13. У всех дети как дети, а ты?!

  14. Какой (ая) ты у меня сообразительный (ая)!


Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей по подготовке домашних заданий и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности. Не секрет, что школьные знания – это костяк, основа. Главные же знания ученик обретает сам, в результате собственной деятельности. Если эта деятельность с помощью родителей правильно организована, то результат непременно будет. В зависимости от назначения можно выделить ряд видов домашних заданий (классификация В. В. Титовой).


^ Виды домашних заданий:


  1. Домашние задания, направленные на закрепление знаний и умений. К ним могут быть отнесены: заучивание текста учебника и его пересказ, сбор дополнительного материала из других источников, а не только из учебника.

  2. Домашние задания, направленные на систематизацию изученного материала. Это задания, позволяющие учащимся устанавливать различные связи и отношения между изучаемыми явлениями и процессами. Например: «Подсчитай результаты наблюдений за погодой и составь характеристику осенней погоды».

  3. Домашние задания на развитие умений выполнять такие операции, как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. Примеры таких заданий: «Сравни причины раннего цветения растений в степи и в лесу», «Выдели общие признаки, объединяющие животных-хищников», «Чем похожа и чем отличается погода летом и осенью».

  4. Домашние задания на применение знаний. К этой группе можно отнести задания по подготовке опытов, проведение домашних экспериментов, изготовление гербария, написание коротких докладов и сообщений.

  5. Домашние задания, предназначенные для проверки знаний и умений. Они предполагают не только знание фактов, но и их осмысление, умение применять. Пример: «Посади семена гороха. Когда появятся всходы, одно растение оставь на окне, а другое поставь в шкаф. Через неделю сравни проростки. Сделай вывод о значении света в жизни растений».

  6. Домашние задания, направленные на подготовку к восприятию материала следующего урока. Например, на уроке «Птицы зимой» изучались снегирь и дятел, а на дом учащимся дано провести наблюдение за синицей.

  7. Задания творческого характера. Для них недостаточно знаний, полученных на уроке. Необходимо самостоятельно «шагнуть» от незнания к знанию. При этом ученик должен решить проблемную задачу. Это, например, такие задания, как написание собственной сказки, рассказа, истории. Или: «Определи причины более позднего прилета в этом году грачей по сравнению с прошлым годом».


^ Нормативы продолжительности учебных домашних занятий


Возраст

Класс

Продолжительность занятий

6 лет

1

до 1 часа (со 2 полугодия)

7 лет

2

до 1,5 часов

8-10 лет

3 – 4

до 2 часов


^ Рассмотрение ситуаций и их обсуждение.


Ситуация 1.


«Ребенок не любит какой-то предмет и либо не выполняет его вообще, либо откладывает на последнюю очередь и делает кое-как».

Комментарий учителя: Выведите ребенка на разговор о том, что они изучают по предмету. Скажите ему, что его нелюбимый предмет был вашим любимым. Попросите показать в учебнике, которую он изучает в школе, и сравните с тем, как вам преподавали ее раньше (заодно вы поймете, насколько он знает материал параграфа). Докажите личным примером, что трудные уравнения решать интересно или просто наработайте определенную схему решений.


Ситуация 2.


«У ребенка конфликт на почве учебы в школе, по этой причине он не хочет выполнять домашнее задание, да и вообще идти в школу».

Комментарий учителя: У психологов есть понятие «тактильный голод». Это дефицит любви родителей. Прижмите, поцелуйте, потормошите ребенка. Может быть, эти ощущения послужат стимулом решения проблем. Постарайтесь устранить конфликт, но не обсуждайте с детьми все его подробности. Не говорите плохо о школе и не критикуйте учителей в присутствии детей. Вы всегда можете прийти к педагогу и поговорить, и это не обязательно должно обсуждаться с ребенком. Принимайте по возможности участие в жизни класса и школы. Ребенок гордится этим, а вы лучше осведомлены в том, что происходит с ним в школе.


Ситуация 3.


«Ребенок не умеет и не любит писать короткие тексты, изложения, сочинения».

Комментарий учителя: Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь записками, записывайте впечатления о каких-нибудь событиях. Пусть ребенок видит ваш интерес к заданиям, которые он получает, и книгам, которые он приносит из школы. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время можно проводить не только у телевизора.


Для того чтобы помочь ребенку в сложной для него деятельности – выполнении домашнего задания – мы должны понять, чего мы хотим достичь, к чему стремимся и зачем. Если мы думаем, что качественно выполнять задания дома – это получить за него «пятерку», то мы явно не правы.

Для начала надо усвоить, что цель – это не оценка, а овладение знаниями и умениями. Самое главное, чтобы ребенок был рад полученному результату, решенной задаче, усвоенному знанию. И поддержать его в этой радости, научить его этому можете только вы, родители. Не бойтесь переборщить: ликуйте и веселитесь, ведь эмоциональная положительная реакция гораздо важнее для ребенка, чем хорошая оценка.

Если появились плохие оценки и ребенок не может с ними справиться, вы можете ему помочь, соблюдая ряд простых правил.


^ Советы родителям, разделяющим учебные проблемы детей:


  1. Постарайтесь не особенно ругать ребенка, стыдить и наказывать его: плохая оценка уже и так воспринята им как наказание.

  2. Выясните, за что именно поставлена не удовлетворяющая вас и ребенка оценка (двойка, тройка, а для кого и четверка), чтобы было ясно, над чем работать. Ведь ребенок порой не в силах самостоятельно понять, что в его работе не понравилось учителю – почерк, ошибки, то, что он вертелся, писал на листочке, а не в тетради, а может быть, что-то еще. Учитель иногда это не объясняет.

  3. Проанализируйте ошибки, не унижая ребенка. Это значит, нельзя допускать осуждения ребенка как личности («Ну ты и лопух! Здесь же надо «о», а у тебя «а!» или «Ничего ты не умеешь, вечно у тебя грязь в тетради!»). На ошибки следует указывать сдержанно: «Конечно, оформил ты задачу плохо, но зато решил ее верно, а это главное».

  4. Хвалите ребенка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось. При этом, если вы уверены, что ребенок старался, стремился к тому, чтобы научиться, но принес всего лишь тройку, умейте обрадоваться и ей, ободрите ребенка.

  5. Хвалите ребенка за каждый успех в работе. Не упускайте того, что вам всегда казалось мелочами: почерк, аккуратность, старательность, последовательность действий, даже если в целом задание выполнено не совсем удачно. Лишь после похвалы переходите к разбору неудач, и сразу намечайте, как можно их исправить или избежать.

  6. Ставьте перед ребенком доступные цели и учите его самого контролировать, достиг он их или нет. Не настаивайте, чтобы он выполнил непосильное для него число дополнительных примеров, задач, уравнений без ошибок и исправлений.


^ Упражнения по развитию мыслительных способностей детей (разработаны Е. И. Роговым)


Упражнение 1. «Перечень заглавий к рассказу»

Учит легко выражать мысли одной фразой


Берется небольшой рассказ или сообщение. К нему надо подобрать как можно большее число заголовков, отражающих его содержание. Заглавия могут быть строгими, логичными или формальными, то есть, по существу верными, но не схватывающими главное, или образными, яркими, эмоциональными. Приветствуются ответы любого типа.


Упражнение 2. «Сокращение рассказа»

Задание предназначено для тренировки организованности, четкости, умения отвлекаться от мелочей


Предъявляется или зачитывается короткий рассказ, аналогичный описанному выше. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно-два-три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные моменты и детали следует отбросить.


Упражнение 3. «Выражение мысли другими словами»

Формирует умение оперировать словами, точно выражать мысли


Берется несложная фраза, например, «нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания.


Упражнение 4. «Исключение лишнего слова»

Учит классифицировать по свойствам


Берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно искать нестандартные, но в то же время меткие решения.


Упражнение 5. «Способы применения предмета»

Развивает способность концентрироваться на предмете, умение открывать в нем неожиданные возможности


Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо перечислить как можно больше различных способов применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, ею же прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета. Чем больше вариантов названо, тем лучше. Игру можно продолжать несколько дней.


Итак, мы сегодня убедились, что причин «неуспешной» деятельности детей по подготовке домашних заданий очень много. Узнать эти причины, найти способ избавиться от них можете только вы, разумеется, при поддержке педагогов. И нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ним отношения.

В любом случае помните, что нет в жизни маленького ребенка никаких психологических, поведенческих отклонений, не связанных в той или иной мере с особенностями семьи, окружающих его взрослых, их чувств, действий. Может быть, стоит присмотреться к себе и измениться. В конце нашего собрания предлагаю вам рекомендации.


^ Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий ребенком.


  1. Особую важность имеет твердо установленное время начала занятий. Благодаря этому вырабатывается привычка, к назначенному часу появляется психологическая готовность и предрасположение к умственной работе, даже теряется интерес к игре, прогулке. При установке часа начала занятий необходимо определить разумное соотношение времени, отводимого на уроки, прогулки, домашние обязанности, чтобы одно не шло в ущерб другому.

  2. Необходимо постоянное место для занятий, где все необходимые предметы находятся под рукой. Так вырабатывается привычка к внутренней мобилизации с момента начала занятий и до тех пор, пока не выработалось умение управлять своим поведением, рабочее место должно быть только местом для занятий (ни игр, ни картинок, ни посторонних книг, ни цветных карандашей и фломастеров, если они не нужны для работы). Если нет возможности выделить постоянное место, то в определенный час должно быть, безусловно, выделено, освобождено место для занятий.

  3. Важное правило – начинать работу немедленно. Чем дольше оттягивается начало работы, тем большее усилие потребуется, чтобы заставить себя приступить к ней. У человека, который систематически начинает работу без промедления, период «втягивания» в работу короткий, дело идет быстрее и эффективнее, а учеба становится источником не только напряженного труда, но и источником удовлетворения.

  4. Необходимо наличие перерывов в работе. Нужны единство школьного и домашнего учебного режима, профилактика перегрузок.

  5. Нельзя, чтобы у школьника не было других обязанностей, кроме учебы: человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек.

  6. Приучение ребенка к правильному режиму должно сочетаться с вашей самодисциплиной, уважением к ребенку, доброжелательностью, заинтересованностью, разумной требовательностью.


Список использованной литературы


  1. Полянская, О. В. Школа и родители: рекомендации родителям по подготовке домашних заданий / О. В. Полянская, Т. И. Беляшкина // Директор школы. – 2005.

  2. Попова, С. Анкета для родителей (знакомство классного руководителя с семьями учащихся) / С. Попова // Классный руководитель. – 2002.

  3. Саляхова, Л. И. Родительские собрания: традиционные и нетрадиционные формы. 1-4 классы: метод. Пособие / Л. И Саляхова. – М.: Глобус, 2006.

  4. Степанова, М. Готовим уроки: советует гигиенист / М. Степанова // Педагогическая техника. – 2006.



Похожие:

Анкета для родителей «Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности?» Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности? iconВозрастные особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста: на заметку родителям
Ушным дошколенком, а теперь гордо вышагивает в школу. Как сохранить любознательность ребенка, сберечь здоровье? Знание возрастных...
Анкета для родителей «Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности?» Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности? iconАнкета для родителей. Как вы наказываете своего ребенка? Как вы поощряете своего ребенка?
Цель: познакомить родителей с видами поощрения и наказания, как хвалить и наказывать ребенка, оставаясь на позициях подлинной любви;...
Анкета для родителей «Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности?» Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности? iconРечевая готовность ребенка к школе
Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Качество учебной деятельности будет зависеть...
Анкета для родителей «Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности?» Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности? iconРабота с родителями
России будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребёнка подтверждением...
Анкета для родителей «Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности?» Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности? iconУчебники для своего ребенка в личную собственность следующие учебники (автор, наименование учебника)
Согласно «Положению о порядке обеспечения оу красноярского края учебной литературой»
Анкета для родителей «Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности?» Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности? iconКак защитить интересы своего ребенка
На самом же деле, педагоги обязаны использовать подобные действия, прежде всего для оценки эффективности своей собственной деятельности,...
Анкета для родителей «Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности?» Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности? iconОбразовательная программа начального общего образования
С изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости...
Анкета для родителей «Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности?» Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности? iconАнкета для родителей Фамилия, имя, отчество ребенка Дата рождения ребенка

Анкета для родителей «Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности?» Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности? iconПриложение 8а клуб для родителей, будущих первоклассников «Родительский университет» введение
Как известно, не у всех детей этот механизм формируется соответственно возрасту. При подготовке ребенка к школе необходимо воспитывать...
Анкета для родителей «Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности?» Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности? iconАнкета для родителей (определение готовности ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение) Преобладающее настроение Вашего ребёнка

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы