Методические указания по выполнению контрольных работ по биоэтике для студентов 2 курса icon

Методические указания по выполнению контрольных работ по биоэтике для студентов 2 курса




НазваниеМетодические указания по выполнению контрольных работ по биоэтике для студентов 2 курса
страница1/3
Дата20.01.2013
Размер0.65 Mb.
ТипМетодические указания
источник
  1   2   3


Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Башкирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации


Кафедра управления и экономики фармации

с курсом медицинского и фармацевтического товароведения


Утверждаю

Зав. кафедрой, д.фарм.н., профессор

____________________ Г.Ф. Лозовая

«19» сентября 2012г.



Дисциплина Биоэтика

Специальность Фармация

Курс II (заочная форма обучения)

Семестр III, IV



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО БИОЭТИКЕ
^

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА



(ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ)


Уфа, 2012

Методические указания по выполнению контрольных работ по биоэтике для студентов 2 курса фармацевтического факультета (заочная форма обучения), ГБОУ ВПО БГМУ Минздравсоцразвития России, Уфа,-2012.-45 с.


^ Методические указания по выполнению контрольных работ по биоэтике для студентов 2 курса фармацевтического факультета (заочная форма обучения) составлены в соответствии с ФГОС III поколения, Учебным планом дисциплины и на основании Рабочей программы учебной дисциплины Биоэтика, утвержденной 5 апреля 2012 года ректором ГБОУ ВПО БГМУ Минздравсоцразвития России В.Н.Павловым


Разработчики:


Д.фарм.н , профессор Ибрагимова Г.Я.

К.фарм.наук, доцент Лиходед Т.А.


Рецензенты:


Зав. кафедрой УЭФ ГБОУ ВПО Сам ГМУ

Минздравсоцразвития России, д.фарм.н,

профессор Егоров В.А


Зав. кафедрой УЭФ с курсом МФТ

ГБОУ ВПО Новосибирский ГМУ,

Минздравсоцразвития России,

доцент Джупарова И.А.


В методические указания включены контрольные вопросы, тесты и задачи по Биоэтике. Предназначено для внеаудиторной работы студентов фармацевтического факультета.


Введение


В современных условиях постоянного совершенствования организации лекарственного обеспечения населения исключительно важную роль приобретает нравственно этическое воспитание фармацевтического работника, привитие профессиональной этики и морали.

Актуальность проблем биоэтики обусловлена социальными последствиями научно-технического прогресса, вызвавшими бурный рост медицинских технологий, развитие фармацевтического производства,

Эти обстоятельства ставят фармацевтическую службу в новую социально-психологическую ситуацию, требующую изменения форм и методов фармацевтического обслуживания населения, направленные на улучшение качества и безопасности лекарственных средств. Поэтому изучение курса Биоэтики является важным в обучении студента и становление его как специалиста.

Выполнение контрольной работы нацелено на овладении студентом определенных профессиональных и нравственных качеств, получения умений и навыков для защиты, гарантии прав пациента в условиях современной высокотехничной клинической медицины и активно развивающейся фармации

Знание и осознанное принятие студентами морально-нравственных норм и правил позволит им целенаправленно изучать профильные дисциплины и сохранять достоинство профессионала, знания и умения которого должны обеспечивать использование современных достижений биологии, медицины, фармации и всего здравоохранения только для блага человека и общества, его физического и психического здоровья

^ 2.1. Цель и задачи освоения дисциплины Биоэтика.

Цель состоит в формировании у студентов знаний в области фармацевтической биоэтики; ознакомление с основами биоэтики и биомедицинской этики; воспитания глубокой убежденности в необходимости неукоснительного соблюдения этических и морально-нравственных норм, правил и принципов в своей практической деятельности.

При этом задачами дисциплины являются:

  1. Формирование: биоэтической концепции провизора в системе фармацевтический работник и общество; биоэтических отношений фармацевтического работника и пациента; основ взаимодействия фармацевтических, медицинских и ветеринарных работников в области лекарственной терапии и профилактики заболеваний; деонтологических и этических основ отношений с коллегами.

  2. Обеспечение знаний студентами основных международных и национальных документов, связанных с фармацевтической биоэтикой.

  3. Ознакомление студентов с проблемой формирования прав потребителей фармацевтической помощи и их защиты.

^ 2.2. Место учебной дисциплины Биоэтики в структуре ооп университета

2.2.1. Учебная дисциплина Биоэтика относится к циклу

Код УЦ ООП – С. 1 – Гуманитарный, социальный и экономический цикл

2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины Биоэтики необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

- философия

Знания: исторические этапы развития мировой философской мысли:

Основные проблемы и различные направления мировой философии.

Умения: использовать философскую и социально политическую терминологию, использовать гуманитарные знания в профессиональной и индивидуальной жизни.

^ Навыки: владеть высокоразвитым философским и научным мировоззрением.

- история фармации

Знания: историю возникновения фармацевтических и медицинских знаний,

возникновения и становления отечественной и фармацевтической промышленности.

Умения: использовать знания истории фармации в понимании перспектив развития социума.

^ Навыки: использование высокоразвитого общественного мировоззрения.

- психологи и педагогика

Знания: основные направления в психологии, общие и индивидуальные особенности психологии детей, подростков и взрослого человека, психологии личности в малых группах.

Умения: строить общение средств потребителями ЛП и др. ФП средств учетом психологических особенностей.

^ Навыки: навыками психологического обоснованного общения.

Общие указания по методике самостоятельной работы студентов

Изучение раздела «Биоэтика» студентами заочного отделения фармацевтического факультета заключается в систематической самостоятельной работе с учебником, лекциями и различными основными нормативными актами, регламентирующими фармацевтическую деятельность. Основным условием выполнения контрольной работы является полная самостоятельность. Ответы на вопросы контрольного задания должны быть конкретными, логическими, обоснованными. При необходимости они должны быть иллюстрированы примерами, ссылками на используемый материал, основных нормативных актов и дополнительных данных по фармацевтической деятельности.

Каждая контрольная работа выполняется в тетради, на титульном листе в которой приводятся следующие данные:


Башкирский государственный медицинский университет


Контрольная работа

по Биоэтике


студента(ки)____ курса заочного отделения фармацевтического

факультета__________________________________________

Ф.И.О. полностью

Шифр___________________ Группа______________________


Домашний адрес:


Контрольная работа выполняется аккуратно, с оставлением полей 4 см справа для замечаний рецензента. В конце контрольной работы приводится список используемой литературы. При этом указывается порядковый номер, фамилия, инициалы автора, название, том, год выпуска, страницы использованные при составлении ответа.

При возникновении неясных вопросов студентам необходимо обратиться за консультацией на кафедру УЭФ БГМУ, по адресу (450000, г. Уфа, ул. Летчиков,1) устно, письменно или по телефону 2712318 или на сайте кафедры _____________.

Перед выполнением контрольной работы студент должен верно выбрать вариант. Номер варианта определяется цифрой окончания шифра.


Номера заданий по вариантам

^ Контрольные вопросы:


п/п

Номера заданий и вариантов

I вариант

^ II вариант

III вариант

IV вариант

1.

1

2

3

4

2.

5

6

7

8

3.

9

10

11

12

4.

13

14

15

16

5.

17

18

19

20

6.

21

22

23

24

7.

25

26

27

28

8.

29

30

31

32

9.

33

34

35

36

10.

37

38

39

40


Тесты:


п/п

Номера заданий и вариантов

I вариант

^ II вариант

III вариант

IV вариант

1.

1

2

3

4

2.

5

6

7

8

3.

9

10

11

12

4.

13

14

15

16

5.

17

18

19

20

6.

21

22

23

24

7.

25

26

27

28

8.

29

30

31

32

9.

33

34

35

36

10.

37

38

39

40

11.

41

42

43

44

12.

45

46

47

48

13.

49

50

51

52

14.

53

54

55

56

15.

57

58

59

60

16.

61

62

63

64

17.

65

66

67

68

18.

69

70

71

72

19.

73

74

75

76

20.

77

78

79

80

21.

81

82

83

84

22.

85

86

87

88

23.

89

90

91

92

24.

93

94

95

96

25.

97

98

99

100

26.

101

102

103

104

27.

105

106

107

108

28.

109

110

111

112

29.

113

114

115

116

30.

117

118

119

120

31.

121

122

123

124

32.

125

126

127

128

33.

129

130

131

132

34.

133

134

135

136


^ Номера ситуационных задач по вариантам:


п/п

Номера заданий и вариантов

I вариант

^ II вариант

III вариант

IV вариант

1.

1

2

3

4

2.

5

6

7

8

3.

9

10

11

12

4.

13

14

15

16

5.

17

18

19

20

6.

21

22

23

24

7.

25

26

27

28

8.

29

30

31

32

9.

33

34

35

36

10.

37

38

39

40


^ Практические задания:


п/п

Номера заданий и вариантов

I вариант

^ II вариант

III вариант

IV вариант

1.

1

2

3

4


Рефераты:


п/п

Номера заданий и вариантов

I вариант

^ II вариант

III вариант

IV вариант

1.

1

2

3

4

2.

5

6

7

8

3.

9

10

11

12

4.

13

14

15

16

5.

17

18

19

20

6.

21

22

23

24


На зачтенную работу студента, деканат фармацевтического факультета высылает рецензию преподавателя с указанием недочетов и ошибок, которые необходимо исправить. В случае, если преподаватель не засчитывает работу или ее часть, студент должен снова изучить материал и повторно выслать контрольную в университет, доработанную и исправленную. После чего контрольная работа передается на проверку.

К практическим занятиям допускаются студенты, выполнившие необходимые контрольные работы №1 и №2. После отработки практических занятий студенты сдают зачет и тестовый контроль.


^ Контрольная работа №1

Контрольные вопросы:

  1. Основные понятия биоэтики, медицинской и фармацевтической биоэтики. Причины возникновения биоэтики. Современные проблемы развития биоэтики.

  2. Основные положения конвенции Совета Европы по биоэтике.

  3. Причины возникновения фармацевтической биоэтики. Фармацевтические аспекты биоэтики.

  4. Основные этапы развития медицинской и фармацевтической биоэтики и деонтологии. Современные проблемы развития биоэтики.

  5. Этические принципы формирования защиты прав потребителей лекарственных средств, основные направления развития.

  6. Зарождение этики и деонтологии. Труды древне – индийских, -китайских, римских , - греческих медиков. Этика Гиппократа и стран Востока. Роль русских прогрессивных деятелей науки, литературы, медицины в развитии медицинской и фармацевтической этики.

  7. Этика в странах Европы (IX-XIY в). Декрет о правах и обязанностях фармацевта (1224). Этика Парацельса. Правила для аптекарей. Аптекарские корпорации. Клятва аптекарей.

  8. Развитие фармацевтической деонтологии на Руси. Возникновение первых аптек (1581). Аптечный приказ. Реформы Петра I. Устав аптекарский (1789). Основные деонтологические принципы для аптекарей.

  9. Предмет и основные понятия фармацевтической этики, деонтологии.

  10. Основные этические и деонтологические положения для фармацевтических работников. Этический кодекс фармацевтического работника России.

  11. Основные деонтологические принципы взаимоотношения провизора (фармацевта) и больного (клиента аптеки).

  12. Социально-психологические подходы взаимопонимания фармацевтических работников и посетителей аптек.

  13. Фармацевтическое консультирование. Риск применения лекарственных средств.

  14. Деонтологические принципы взаимоотношений провизор (фармацевт) – врач (медицинский работник).

  15. Деонтологические принципы взаимоотношений в коллективе: провизор (фармацевт) – провизор (фармацевт).

  16. Этика взаимоотношений руководителя с подчиненными.

  17. Перечень общих деонтологических умений, рекомендуемых для провизора (фармацевта) аптеки.

  18. Критерии и нормы этического регулирования продвижения лекарственных средств.

  19. Этические проблемы рекламы лекарственных средств.

  20. Этические критерии маркетинговых и постмаркетинговых научных исследований.

  21. Этика деятельности медицинских представителей.

  22. Этические критерии при проведении научно-информационных мероприятий.

  23. Стандарты «надлежащей практики» в фармации.

  24. Этические критерии проведения доклинических исследований лекарственных средств

  25. Этические критерии проведения клинических исследований лекарственных средств.

  26. Основные функции этических комитетов в защите прав субъектов исследований.

  27. Проблемы контрафактной (фальсификационной) продукции.

  28. Стратегия ВОЗ в области лекарственных средств.

  29. Качественная (надлежащая) фармацевтическая практика (GPP).

  30. Декларация профессиональных стандартов FIP: «Фармацевтическая помощь».

  31. Корпоративная культура, этика бизнеса или предпринимательства.

  32. Стандарты (кредо) этичного бизнеса.

  33. Искусство человеческих отношений.

  34. Конфликт личного и корпоративного в этике бизнеса.

  35. Корпоративный имидж.

  36. Основные правила и требования делового общения.

  37. Какими этическими критериями, по Вашему мнению, должен руководствоваться провизор в своей профессиональной деятельности?

  38. Назовите необходимые, по Вашему мнению, основные деонтологические принципы в работе провизора.

  39. Какими личностными и профессиональными качествами, по Вашему мнению, должен обладать провизор?

  40. Облик современного провизора. Какой он, по Вашему мнению, на современном этапе?

Контрольные тесты:


  1. ^ Выберите наиболее правильный ответ с Вашей точки зрения:

А. Биоэтика – это наука, изучающая моральные, юридические и социальные проблемы, возникающие по мере развития медицины и биологии.

Б. Биоэтика – это деятельность человека с целью защиты животных от лишних страданий.

В. Биоэтика – это совокупность норм поведения медицинских работников.


  1. ^ Предшественницей биоэтики является:

А. Философия.

Б. Медицинская этика.

В. Деонтология.


  1. Термин «биоэтика» введен в обиход в связи:

А. С достижениями медицины, биологии, фармации.

Б. С увеличением количества квалифицированных медицинских работников.

В. С увеличением ассортимента лекарственных средств.

Г. Появлением новых патологических вирусов и инфекций.


  1. ^ Среди причин возникновения биоэтики можно отметить следующие:

А. Необходимость правового регулирования научных исследований в области медицины, фармации, биологии.

Б. Формирование биоэтических комитетов при больницах, клиниках, различных Федеральных органах.

В. Необходимость обеспечения прав человека при обучении.


  1. ^ Биоэтика получила свое развитие в:

А. в 1898 году.

Б. в 1926 году.

В. в 1971 году.

Г. В 2001 году.


  1. Деонтология- слово греческого происхождения и означает учение

А. О должном.

Б. О морали.

В. О поведении в обществе.

Г. О нравственности.


  1. Фармацевтическая деонтология, рассматривая совокупность обязанностей, вытекающих из профессиональной деятельности провизора, имеет уровень:

А. Объективный.

Б. Субъективный.


  1. ^ Фармацевтическая деонтология, рассматривая отношение провизора к выполнению своих обязанностей, имеет уровень:

А. Объективный.

Б. Субъективный.


  1. Международный комитет по Биоэтике включает:

А. Все независимые государства.

Б. Россию, Украину.

В. 36 независимых государств.


  1. ^ Конвенция о правах человека в биомедицине гарантирует право каждому человеку:

А. Получить медицинское образование.

Б. Неприкосновенность личности и других прав в связи с применением достижений биологии и медицины.

В. На охрану труда при различной сферы деятельности.


  1. ^ Мораль – это:

А) мера господства человека над самим собой, показатель того, насколько человек ответственен за себя, за то, что он делает.

Б) совокупность принципов и способов человеческих взаимоотношений.

В) стремление к высшему благу.

Г) добрая воля, бескорыстие мотивов.

Д) способность жить в человеческом обществе.


  1. ^ Найдите соответствие:

Биоэтика

Разделы, рассматривающие этические проблемы

1)биомедицинская.

2) фармацевтическая.

3)создания и клинических испытаний лекарств.

А) генетика.

Б) создание и доклиническое испытание ЛС.

В) аборт и новые репродуктивные технологии.

Г) клинические испытания ЛС.

Д) эвтаназия.

Е) производство и контроль качества ЛС.

Ж) трансплантация.

З) дистрибуция ЛС.

И) продвижение ЛС на рынок.




  1. ^ В каком отношении должны находиться мораль и право?

А) независимо.

Б) постоянно взаимодействовать.

В) поддерживать и дополнять друг друга.

Г) противоречить друг другу.



  1. ^ Что должно быть приоритетом?

А) интересы и благо отдельного человека над интересами общества или науки.

Б) интересы общества или науки над интересами и благом отдельного человека.

В) гармоничное сочетание интересов и блага отдельного человека и интересов общества.


  1. ^ Как взаимосвязаны насилие и мораль?

А. Мораль оправдывает насилие.

Б. Запрет на насилие – вопрос для обсуждения.

В. Насилие противоположно морали: действовать морально – значит действовать с согласия тех, кого эти действия качаются; совершать насилие – значит совершать действия, которые не приемлемы для тех, против кого они направлены.


  1. ^ Выберите наиболее правильный ответ:

Фармацевтическая биоэтика – это:

А. Часть биоэтики, изучающая моральные, правовые проблемы при продвижении лекарственных средств от производителя до потребителя.

Б. Фармацевтическая этика и фармацевтическая деонтология.

В. Нормы поведения фармацевтического работника.


  1. ^ Найдите соответствие:

Термин

Определение

1) биология.

2) этика.

3) деонтология.

А) совокупность наук о живой природе, раскрывающих процессы, происходящие на различных уровнях организации живой природы: молекулярном, субклеточном и клеточном, организменном и популяционном, с целью их использования в медицине, сельском хозяйстве и др. областях.

Б) наука о долге и должном.

В) наука, изучающая мораль и нравственность.

Г) учение о моральных, профессиональных и юридических правилах поведения медицинских и фармацевтических работников по отношению к больному.

Д) наука о природе и смысле моральных взаимоотношений и нравственных принципах.




  1. ^ Медицинское вмешательство может осуществляться лишь после того, как соответствующее лицо:

А) даст на это свое добровольное устное согласие.

Б) заранее получит соответствующую информацию о цели и характере вмешательства, а также о его последствиях и рисках.

В) ознакомится с правом беспрепятственно отозвать свое согласие на медицинское вмешательство.


  1. ^ Каждый человек имеет право:

А) на уважение своей частной жизни, в том числе и тогда, когда это касается сведений о его здоровье.

Б) ознакомиться с любой собранной информацией о своем здоровье.

В) ознакомиться с любой собранной информацией о здоровье членов своей семьи.

Г) по желанию не быть информированным о своем здоровье.


  1. ^ Выберите правильные утверждения:

А) любая форма дискриминации в отношении лица по признаку его генетического наследия запрещается.

Б) вмешательство в геном человека, направленное на его модификацию, может быть осуществлено лишь в научных целях.

В) не допускается использование вспомогательных медицинских технологий деторождения в целях выбора пола будущего ребенка.


  1. ^ Изъятие у живого донора органов и тканей для их трансплантации может производиться:

А) исключительно в целях лечения реципиента.

Б) при условиях отсутствия пригодного органа или ткани, полученных от трупа.

В) из-за невозможности проведения альтернативного лечения с сопоставимой эффективностью.

Г) у человека, не способного дать на это согласие.


  1. ^ Термин «деонтология» предложил впервые английский философ:

А. Гиппократ.

Б. Аристотель.

В. Иеремия Бентам.


  1. Символом медицины в 7-8 вв. служила:

А. Чаша и змея.

Б. Горящая свеча.

В. Красный крест.


  1. ^ Впервые все стороны деятельности аптечных учреждений и требования к аптечным работникам в России регламентировал:

А. Аптекарский устав.

Б. Документ врачебной управы.

В. Свод законов Российской империи.



  1. ^ Методами исследований фармацевтической деонтологии являются:

А. Линейный анализ.

Б. Наблюдение, социологический опрос.

В. Программное обеспечение.

Г. Математическая статистика.


  1. ^ Впервые этические правила при проведении экспериментов на человеке были приняты на:

А. Нюнбергском процессе.

Б. Алма-Атинской конференции.

В. Хельсинско-Токийской конференции.


  1. ^ Для обозначения учения о нравственности термин «этика» был введен:

А. Аристотелем.

Б. Гиппократом.
  1   2   3



Похожие:

Методические указания по выполнению контрольных работ по биоэтике для студентов 2 курса iconМетодические указания по выполнению и оформлению контрольных работ по фармацевтической химии для студентов III курса
Контрольные задания и методические указания по выполнению и оформлению контрольных работ по фармацевтической химии для студентов...
Методические указания по выполнению контрольных работ по биоэтике для студентов 2 курса iconМетодические указания по изучению каждой темы и выполнению контрольных работ. Даны вопросы для самоконтроля студентов и домашних контрольных работ. Приведен перечень практических заданий
Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Дендрология и лесоведение» для студентов-заочников образовательных учреждений...
Методические указания по выполнению контрольных работ по биоэтике для студентов 2 курса iconМетодические указания по изучению каждой темы и выполнению контрольных работ. Даны вопросы для самоконтроля студентов и домашних контрольных работ. Приведен перечень практических заданий
Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Цветочно-декоративные растения и дендрология» для студентов-заочников...
Методические указания по выполнению контрольных работ по биоэтике для студентов 2 курса iconМетодические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине Экономика отрасли для студентов специальности
Методические указания по выполнению курсовой работы предназначены для студентов 3 курса, обучающихся по специальности 080502 «Экономика...
Методические указания по выполнению контрольных работ по биоэтике для студентов 2 курса iconМетодические указания по выполнению контрольных работ по русскому языку для студентов экстерната
Задание № Сделать фонетическую транскрипцию текста ( 45-50 слов) произведения художественной литературы
Методические указания по выполнению контрольных работ по биоэтике для студентов 2 курса iconМетодические указания по оформлению и выполнению контрольной работы по медицинскому и фармацевтическому товароведению для студентов 4 курса заочного отделения
Методические указания включают содержание работы и список рекомендуемой литературы
Методические указания по выполнению контрольных работ по биоэтике для студентов 2 курса iconМетодические указания по выполнению, оформлению и защите выпускной квалификационной работы предназначены для студентов специальности
Методические указания знакомят студентов с организационной стороной выполнения работы. Устанавливают требования, предъявляемые к...
Методические указания по выполнению контрольных работ по биоэтике для студентов 2 курса iconМетодические указания для студентов 5 курса отделения заочного обучения по выполнению и оформлению контрольных работ по фармацевтической технологии готовых лекарственных средств
Канд фармац наук, старший преподаватель кафедры технологии лекарственных форм и организации фармацевтического дела фармацевтического...
Методические указания по выполнению контрольных работ по биоэтике для студентов 2 курса iconМетодические указания по изучению каждой темы и выполнению контрольной работы. Приведены вопросы для самоконтроля студентов, задания по выполнению домашней контрольной работы, перечень практических заданий
...
Методические указания по выполнению контрольных работ по биоэтике для студентов 2 курса iconМетодические указания по выполнению контрольной работы, вопросы самоконтроля и рекомендуемая литература
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы