Профессиональная этика юриста icon

Профессиональная этика юриста




Скачать 288.9 Kb.
НазваниеПрофессиональная этика юриста
Николай Кипнис
Дата04.11.2012
Размер288.9 Kb.
ТипКраткий словарь
источник

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА


  1. Этика: ОПРЕДЕЛЕНИЯ


Составитель: Николай Кипнис,

Московская государственная юридическая академия,

Московская городская коллегия адвокатов


  1. Краткий словарь иностранных слов.

М., 1988. С. 625, 317.


Этика (греч. ethike < «нрав, обычай») –

1. наука о сущности, происхождении и развитии морали;


2 .совокупность принципов и норм поведения, принятых в определённой общественной среде или профессиональной групее.


Мораль (франц. morale) – нравственность, совокупность норм и правил, определяющих поведение людей, их обязанности по отношению к обществу и друг к другу; одна из форм общественного сознания.


  1. Малый энциклопедический словарь (Ф.А. Брокгауз - И.А. Ефрон).

М., 1994. Т. 4. Столб. 2166.


Этика – учение об основных принципах нравственности и о нормах человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле.


  1. Толковый словарь русского языка под редакцией проф. Д.Н. Ушакова.

М., 1940. Т. IV. Столб. 1436.


Этика –

1. философское учение о нравственности, о правилах поведения человека. Э. стоиков. Идеалистическая э. Э. Канта. Материалистическая э.


2. норма поведения, мораль, совокупность нравственных правил среди членов какого-либо общества, какой-нибудь общественной группы, профессии. Партийная э. Врачебная э. Физкультурная э. Буржуазная э. пролетарская э.


  1. Ожегов С.М. Словарь русского языка.

М., 1984. С. 791, 310, 360.


Этика

1. одна из форм идеологии – учение о морали, её развитии, принципах нормах и роли в обществе.


2. совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы, профессии. Партийная э. Врачебная э. Научная э.


^ Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность.


Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.


  1. Словарь по этике. Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона.

М., 1989. 0.278.


Профессиональная этика (или профессиональная мораль) – так принято называть, во-первых, кодексы поведения, предписывающие определённый тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые представляются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности, во-вторых, способы обоснования данных кодексов, социально-философское истолкование культурно-гуманистического назначения данной профессии. Не смотря на всеобщий характер моральных требований и наличие единой трудовой морали класса или всего общества, существуют ещё и специфические нормы поведения для всё возрастающего числа видов профессиональной деятельности. Возникновение и развитие таких норм, соответствующей мотивации и оценок представляет собой одну из линий нравственного прогресса человечества, поскольку они отражают возрастание ценности личности и задают гуманные критерии профессиональной деятельности.


Существенная роль профессиональной этике в обеспечении преемственности нравственно-культового развития общества: при смене эпох, формаций, регулятивных комплексов, когда в следствие роста социальной напряжённости слабеет непреклонная сила простых нравственных заповедей, кодексы профессиональной этики своей определённостью задают устойчивый порядок нравственной жизни людей… Заповеди медицинской этики призваны нейтрализовать возможность злоупотребления той властью, которую врачи имеют над больными. Её осевая норма выражена в отрицательной форме - «не повреди». Со времён Гиппократа выработано представление о гуманном назначении труда врачевателя, который обязан руководствоваться в своих действиях соображениями сохранения и укрепления телесного и духовного здоровья пациентов, не считаясь при этом с трудностями, а в исключительных случаях – и с собственной безопасностью… Врачебная деонтология порицает случаи нарушения социального равенства в медицинском обслуживании, антигуманного использования профессиональных знаний и власти. От представителей власти профессиональная этика требует верности духу и букве закона, неподкупности и принципиальности в отстаивании интересов правового государства, его организаций, групп и отдельных лиц, обеспечивая во все юридической практике равенства, как каждого гражданина, так и государства перед законом. Профессиональная этика юриста, поэтому имеет и обще моральный смысл, объединяя регулятивные возможности морали и права, в силу чего её требования являются наиболее детально разработанными, отражаясь в кодексах различных видов права, в процессуальных нормах, в правильности деятельности милиции, следствия, прокуратуры, судейских работников, сотрудников исправительно-трудовых учреждений. Наиболее общим принципом правовой этики можно считать признание само ценности человека, тогда как закон и его применение представляют лишь инструментальную ценность.


  1. ^ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИ ОСНОВЫ РАБОТЫ ЮРИСТА




    1. Место морали в юридическом труде


Специалисты, имеющие по роду занятий дело с людьми, воспринимаются учениками, студентами, подсудимыми, свидетелями не только как исполнители определённых ролей, но и со стороны их привлекательности, положительных или отрицательных человеческих качеств. В частности, каждый, кто силой обстоятельств вовлекается в ролевое общение с юристом, ожидает от него не только квалифицированного (профессионального) исполнения обязанностей, но и уважительного отношения, что налагает на работника особую меру моральной ответственности, предъявляет к нему повышенные требования как к личности. Уже одно это становиться основанием для возникновения специфических норм поведения, регулирующих выполнение людьми профессиональных обязанностей и стимулирующих их внимание к самовоспитанию.1

Профессиональная этика – так принято называть кодекс поведения – обеспечивает нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из профессиональной деятельности. Несмотря на всеобщий характер моральных требований и наличие единой трудовой морали класса или общества, существуют ещё и специальные нормы поведения для некоторых видов профессиональной деятельности. Возникновение и развитие таких кодексов представляет собой одну из линий нравственного прогресса человечества, поскольку они отражают возрастание ценности личности и утверждают гуманность в межличностных отношениях. Достоинство и интересы представителей той или иной профессии, в конечном счете, утверждаются тем, насколько последовательно в своей деятельности они воплощают общие принципы нравственности, конкретизированные применительно к специфике их труда. Повышенная мера моральной ответственности, обострённое чувство долга, соблюдение некоторых дополнительных норм поведения, как свидетельствует исторический опыт, необходимы, прежде всего, во врачебной, юридической, педагогической, научной и журналистской деятельности, т.е. в тех сферах, где труд специалиста не умещается в строгие формальные схемы и где от качества и эффективности этого труда зависят состояние здоровья, духовный мир и положение человека в обществе.





1 Васильев В.Л. Юридическая психология. Л., 1974


Успешное выполнение профессиональных обязанностей в этих сферах предполагает соединение квалифицированности специалистов с глубоким осознанием ответственности, готовности безукоризненно выполнять свой профессиональный долг.2

Профессиональная мораль не изолирована от общей морали, господствующей в конкретной социально-экономической формации. Господствующая мораль является доминирующей по отношению к профессиональной, она не содержит в себе специфических норм поведения. Поэтому лишь на основе учета обще моральных требований невозможно правильное понимание нравственных проблем той или иной профессиональной деятельности.

Необходимо отметить важность профессиональной квалификации работника, которая, с одной стороны, даёт право заниматься избранной деятельностью, а с другой – определяет отношение к нему как коллег, так и людей, на благо которых направлен его труд.

Вместе с тем практика показывает, что формальная, юридически засвидетельствованная квалификация сама по себе не в состоянии обеспечить успех дела. Возможность хождения в духовный мир человека представителей таких профессий, как врач, педагог, юрист, обусловливает необходимость существования для подобных специфических норм морали, которые, кроме содействия успешному осуществления профессиональных функций, служат охране интересов личности.3

Указанные нормы являются профессионально-этическими, потому что их возникновение и усвоение не определяются непосредственно какими-либо институциональными условиями (образованием, должностным положением), а овладение ими обеспечивается главным образом культурой личности, её воспитанностью.4

Под этикой понимается и практическая реализация указанных норм, определение поведение как этическое, либо как неэтическое. Отсюда необходимо различать этику как идеал и этику как действие. Сейчас мы говорим не только об этике, но и о профессиональной этике. Наличие в обществе особой профессиональной этики или морали является одним из следствий исторически сложившегося профессионального разделения труда. Для целого ряда профессий оказалось недостаточным, чтобы их представители обладали теми или иными трудовыми навыками. Наряду с этим они должны обладать и известными нравственно-волевыми качествами, практиковать в своей среде определённые принципы и правила поведения, которые с одной стороны, регулировали бы отношения внутри профессиональной группы, с другой – отношения самой профессиональной группы к лицам, использующим её услуги. В ряде случаев это требовало даже выработки особях кодексов поведения, включавшие в себя правила, нормы, заповеди, клятвы. Всё это имело своей целью поддержание высокого уровня профессиональной деятельности, престижа, социальной ценности профессии как таковой, внушения к ней доверия со стороны общества. Нельзя считать случайным, что едва не самая первая клятва на верность профессиональному долгу появилось ещё в древности в среде людей, признанных служить людям.

Наряду с требованиями, обращёнными вовне, к другим людям. Профессиональные группы стремились выработать и закрепить моральные нормы, регулирующих их отношение их членов друг к другу (цеховые уставы средневековых городов Западной Европы: мастер не имел права расхваливать свой товар и таким путём зазывать к себе покупателя, нельзя было переманивать покупателя =, когда он останавливается пред лавкой соседнего мастера и т.п.).5

Таким образом, возникновение и развитие профессиональной морали напрямую связано со становлением той или иной профессии, в ряде случаев является необходимым элементом





2 Общая психология. Под ред. Петровского А. В. М.: Юристъ, 1998.

3 Кореневский Ю. В. Государственное обвинение в Условиях судебной реформы (процессуальный, тактический и нравственный аспекты): Методическое пособие. М., 1994.

4 Васильев В. Л. Этика в юриспруденции и предпринимательской деятельности. СПб., 1995.

5 Коченев М. М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 1980.


профессионального обучения и профессиональной деятельности. В силу этого профессиональная мораль имеет и большое общественное значение. Конечно, не каждая профессия имеет свою особую мораль. Можно говорить о профессиональной морали врача, юриста, учителя, но не токаря, ткача, рыбака, сталевара и т.п. Несомненно, и для этих профессий существуют известные нравственные предпосылки, как минимум трудолюбие, но, тем не менее, мы не можем в данном случае вести речь об особой профессиональной морали вообще.

И мораль, и право представляют собой совокупность относительно устойчивых норм (правил, предписаний и т.п.), выражающих в определённой мере общечеловеческие представления о справедливости и должном. Эти нормы имеют всеобщий характер, распространяются на всех членов общества. Несмотря на то, что нормы права, за редким исключением. Написаны, опубликованы, т.е. официально провозглашены государством, а нормы морали в основном живут в общественном сознании, и мораль и право представляют собой развёрнутые системы правил поведения, охватывающие практически всю совокупность отношений. Право подразделяется на отрасли (уголовное, гражданское, трудовое, брачно-семейное, международное и т.д.) и нормы каждой из этих отраслей принято сводить в своды законов. Мораль, в свою очередь, включает разделы, регулирующую ту или иную сферу общественных отношений, хотя здесь нет столь чёткого разграничения. Самое важное различие между моралью и правом касается способа регулирования поведения людей. Исполнение норм права обеспечивается при необходимости мерами принуждения с помощью специального аппарата правосудия, которое осуществляется должностными лицами. Требования морали поддерживаются силой общепринятых обычаев, общественного мнения или личной убеждённостью индивидов, моральная санкция осуществляется мерами духовного воздействия, причём не отдельными людьми, наделёнными какими-либо особыми полномочиями, а всем коллективом, социальной группой, обществом в целом, большая часть общественных отношений регулируется одновременно нормами, как права, так и морали.6

Как было уже сказано, этика влияет на все стороны нашей жизни. Она оказывает на нас благотворное влияние, потому что заставляет анализировать свои поступки, брать на себя ответственность за них, оценивать собственные действия, самосовершенствоваться.

Нравственная культура – это качественная характеристика этического развития и моральной зрелости личности, проявляющаяся на трёх уровнях.

Во-первых, это культура нравственного сознания, выражающаяся в знании моральных требований общества, в способности человека сознательно обосновывает цели и средства деятельности. Этот уровень зависит от мировоззрения личности, этических знаний и убеждений.

Во-вторых, исключительно важным уровнем, обеспечивающим внутреннее принятие моральных целей и средств, внутреннюю готовность к их реализации, является культура нравственных чувств. Нравственная культура предполагает не только различие «добра» и «зла», но и богатство эмоциональной сферы, способствовать к моральному резонансу, к сочувствию и сопереживанию. И, наконец, уровень, на котором реализуются поставленные и принятые нравственные цели, а правила превращаются в активную жизненную позицию, - это культура поведения. Культура поведения характеризует способность к выбору и к практической деятельности.

Независимо от вида юридической деятельности стержневым принципом профессиональной морали юриста является справедливость. Без этого нравственного качества деятельность в правовой области теряет свой смысл. От юристов требуется наряду с этим: объективность, беспристрастность, независимость, соблюдение прав человека и «презумпции невиновности».





6 Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996.


Обозначенные выше принципы занимают исключительно важное место в структуре профессиональной деятельности юриста. Выражая сущность профессиональной деятельности, эти принципы являются стратегией его поведения.7

В отличие от норм общественной морали, императивность которых должна рассматриваться с учётом конкретных обстоятельств, принципы юридической этики – справедливость, беспристрастность, объективность, независимость и соблюдение прав человека – выражают безусловные нравственные требования, следование которым обязательно для юриста во всех ситуациях.

Чем выше профессиональное мастерство, тем выше этические нормы, но и чем этические нормы, тем выше профессиональное мастерство юриста.

От представителя права профессиональная этика требует неподкупности, верности духу и букве закона, соблюдение равенства всех перед законом. Одним из гуманных принципов права является «презумпция невиновности» - требование считать обвиняемого невиновным до тех пор, пока вина его на доказана судом. С законностью не совместимы нарушающие нормы юридической этики методы дознания – использование анонимных доносов в качестве улики против обвиняемого, принуждение к признанию вины угрозами и силой, использование такого вынужденного «признания» в доказательстве виновности. От работника правоохранительных органов профессиональная этика требует гуманного отношения к правонарушителю, представления ему максимальных возможностей защиты, использование силы закона не только для наказания, но и для перевоспитания преступника.

Для профессии юриста требования морали имеют особый смыл. С правосудием всегда связано представление о высоконравственных принципах: справедливости, гуманизме, честности, правдивости и т.д. Профессиональную мораль нельзя, однако, сводить лишь к специфическому преломлению общих норм нравственности в той или иной деятельности. В любой профессиональной морали не может быть каких-то особых нравственных норм, которые бы не вытекали из общих нравственных принципов. Так, в качестве специфических норм морали юриста часто приводят правило о недопустимости разглашения данных предварительного следствия, об адвокатской тайне и т.д., которые якобы составляют исключение из общих моральных принципов правдивости и искренности. Следует заметить, что эти правила являются правовыми нормами. Правдивость и искренность как нравственные принципы нельзя рассматривать в отрыве от гражданского долга, а иногда и правой обязанности не разглашать определённые сведения. Это касается государственной служебной тайны, а также определённой тайны при осуществлении правосудия. Всё это втекает из общих принципов морали, а не является исключением из них. В последние годы юристы стали уделять большое внимание вопросам нравственности как в своих монографических работах, научных статьях, выступлениях на конференциях, так и в периодической печати. Это обусловлено расширение сферы действия морального фактора в жизни общества. Однако необходимо разделять юридическую деятельность и деятельность должностных лиц судопроизводства. Должностные лица судопроизводства наиболее остро ощущают проблемы нравственности своей профессии, так как чаще сталкиваются с нестандартными ситуациями, нежели другие, а также ответственность за те или иные принятые решения, ибо последствия зависят от них в общей степени. Да и ставки высоки. Надо сказать, что культура и этика юристов всех отраслей всегда должна быть на «высоте».8

Из понимания сущности профессиональной морали вытекает решение вопросов о развитии судебной этики, о расширении нравственных начал в уголовном судопроизводстве. В системе судебной этики выделяют общую и особенную часть. В общей части рассматриваются: общие положения об этике и профессиональной этике, предмет, методы, система и задачи судебной этики, общее значение и специфика нравственных отношений в судопроизводстве и исправительно-трудовой деятельности. В особенную часть должны быть




7 Общая психология/ Пол ред. Петровского А. В. – М.: Юристъ, 1998.

8 Общая психология/ Пол ред. Петровского А. В. – М.: Юристъ, 1998.


включены такие вопросы, особенности нравственных начал судебного расследования и этики следователя, особенности нравственных начал судебного разбирательства и этики судьи, особенности нравственных начал адвокатской деятельности и этики адвоката, особенности нравственных начал экспертного исследования и этики эксперта, особенности нравственных начал исправительно-трудовой деятельности и этики воспитателя ИТУ, нравственное воспитание и самовоспитание следователей, судей, прокуроров, адвокатов, экспертов, воспитателей ИТУ и т.д. Судебная этика теснейшим образом связана с юридическими дисциплинами – уголовным и гражданским процессами – и не только с наукой процессуального права, но и с материально-правовыми науками. Судебная этика признана содействовать нравственному воспитанию общества и, в частности, должностных лиц, осуществляющих судопроизводство. Задача судебной этики – исследование вопроса о роли нравственных начал в соблюдении процессуальных норм. Нравственные принципы, определяющие отношения участников судопроизводства, несомненно, являются существенной гарантией субъективных прав личности. Судопроизводство касается самого главного для человека – его чести и достоинства, а иногда и жизни.9

Нравственные принципы представляют собой форму нравственного сознания, наиболее обобщённо и существенно выражающую требования, предъявляемые обществом или отдельным классом к поведению людей. Только что родившийся человек уже застаёт сложившиеся нравственные принципы, носителем которых он становится, иногда и не осознавая этого. Такие принципы, превращаясь в ведущие мотивы, определяют поведение человека и в общественной жизни, и в личной. Нравственные принципы находят своё непосредственное отражение в профессиональной этике юриста.10


^ 2.2. Основные принципы профессиональной этики юриста


Основателем судебной этики как науки о нравственных принципах судопроизводства по праву можно считать Анатолия Фёдоровича Кони, 150-летие со дня рождения которого отмечалось в 1994 году. Пройдя славный путь от помощника секретаря Петербургской судебной палаты до обер-прокурора кассационного департамента сената и члена Государственного Совета, имея громадный опыт судейской и прокурорской работы, А. Ф. Кони был твёрдым и убеждённым сторонником изучения и преподавания этических начал в деле уголовного правосудия. Он считал необходимым ввести курс «Судебной этики» в юридических учебных заведениях как дополнение к догматическим положениям уголовного процесса в надежде на то, что «зрелый судебный деятель в минуты колебания перед тем, какого образа действий надо держаться в том или другом вопросе, вспомнит нравственные указания, услышанные им с кафедры, и, устыдясь ржавчины незаметно подкравшейся рутины, воспрянет духом».

А. Ф. Кони полагает, что чтение подобного курса будет способствовать нравственному совершенствования будущих юристов. Одной из основных его работ в этой области является статья « Нравственные начала в уголовном процессе». О том, какое значение придавал А. Ф. Кони этой работе, свидетельствует следующий факт: при выходе в свет (впервые она была опубликована в 1902 году в первом номере «Журнала Министерства юстиции») он обратился к Л. Н. Толстому с просьбой ознакомиться с ней.11

К сожалению, осуществить своё намерение – издать специальный курс судебной этики – А. Ф. Кони не удалось.

На протяжении длительного времени решение насущных проблем, касающихся судебной этики, считалось неправомерным. Известно отрицательное отношение А. Я. Вышинского к профессиональной этике. В течение десятилетий игнорировалось решение этических вопросов культуры правосудия, а также развития соответствующих дисциплин. В




9 Васидьев В. Л. Юридическая психология. Л., 1974.

11 Коченев М. М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 1980.

11 Яковлев А. М. Преступность и социальная психология. М., 1971.


юридической литературе предпринимались попытки поставить под сомнение обоснованность профессиональной этики и её научный статус, в частности, известный советский процессуалист М. С. Строгович писал: «Концепция судебной этики практически означала бы допущение нарушения нравственности в тех или иных пределах под предлогом особенностей тех или иных профессий, специфики той или иной государственной или общественной деятельности».12

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения не только существование профессиональной этики, но и возрастание её роли в регулировании различных видов специализированного труда. Постоянно расширяется круг профессий. Претендующие на собственные моральные кодексы, вместе с тем растёт стремление ещё больше конкретизировать профессиональные нормы, кодексы поведения.

Судебная этика требует от юриста честности, справедливости, бескорыстия, внимательности. Эти моральные качества являются превосходным условием профессионального общения работников данной сферы. К сожалению, ещё ен редко наблюдаются нарушение моральных норм, что требует усиления социального контроля, ужесточения внешних санкций.13

Однако каким бы ни был строгим социальный контроль, формирование указанных нравственных качеств зависит от самого человека, его понимания высокой ответственности, проистекающей от доверия граждан и государства, оказываемого работникам правоохранительных органов.

Профессионально-нравственное сознание должно не задаваться извне, а быть выражением и обобщением и идейно-нравственной позиции юриста. Отсюда следует, что высшим судом для тех, кого влечёт на путь вымогательства, взяточничества, протекционизма должен стать публичный суд чести. Что, разумеется, не отменяет санкции государства. Юридическая общественность давно высказывается за систематизацию всей совокупности моральных императивов профессии. С удовольствием были восприняты тексты «Обязательств работника прокуратуры», «Присяги судей и народных заседателей», установление порядка принесения присяги. Всё это можно рассматривать в качестве определённых шагов на пути создания кодеса чести и достоинства юриста. Здесь важно соблюсти главное – кодекс должен быть кратким, чётким, простым для исполнения и трудным для искажения его смысла. Вместе с тем лаконичность должна не исключать. А учитывать специфичность юридической профессии и её структуру:14

одно дело судья, следователь, прокурор, а другое – адвокат. Отсюда необходимость сделать Кодекс чести юриста из двух частей : общей и особенной. При этом важно учесть вес положительный опыт, накопленный отечественной юридической наукой.

Введение в России с 1994 года суда присяжных заседателей, учитывая новизну этого судебного институт. Требует внимательного изучения положительного опыта, накопленного в этой области, как зарубежного, так и дореволюционной России.15

Вторая половина XIX века, отмеченная таким важнейшим событием в правовой жизни, как Судебная реформа 1863 года, открыла замечательную плеяду прогрессивных русских юристов – выразителей общественной совести, подлинных гуманистов, обладавших энциклопедической эрудицией, высоким профессиональным уровнем, великолепной ораторской подготовкой. Это А. П. Александров, C. А. Андреевский, М.Ф. Громницкий, В. П. Гаевский, Н. П. Карабчевский, А. Ф. Кони, А. В. Лохвицкий, Ф. Н. Плевако, В. Д. Спасович, А. И. Урусов и многие другие.16

О себе они с гордостью говорили: «Мы не искали крестов, мы не получали медалей за




12 Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996.

13 Кореневский Ю. В. Государственное обвинение в Условиях судебной реформы (процессуальный, тактический и нравственный аспекты): Методическое пособие. М., 1994.

14 Яковлев А. М. Преступность и социальная психология. М., 1971.

15 Коченев М. М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 1980.

16 Кореневский Ю. В. Государственное обвинение в Условиях судебной реформы (процессуальный, тактический и нравственный аспекты): Методическое пособие. М., 1994.


храбрость, но мы кое-что сделали, не щадя живота. Мы пришлись не по нраву всей

фарисейской синагоге, мы стали костью в горле не одной высокопоставленной особе. Эти особы охотно съели бы нас, но не лезет - удавишься». Эти слова принадлежат В. Д. Спасовичу, который по оценке профессора Н. А. Троицкого, «в 70 – 90 годы был едва ли не самой влиятельной фигурой в русском судебном мире»2. Ему принадлежит Первый в России учебник уголовного права, о котором А. Ф. Кони писал: «Книга Спасовича представила собой светлое и отрадное явление… Радом с подробным и ярким представлением теории наказания в этой книге были талантливые страницы, посвящённые общим положениям уголовного права, истории и практическому осуществлению наказания, полные настойчивого призыва к справедливости, слагающиеся из примирения начал общежительности и свободного самоопределения воли, и к отказу от тех карательных мер, которые бесчеловечны, потому что не необходимы».17

Защитив в 34 года докторскую диссертацию, будучи, по оценке С. А. Андреевского, «королём русской адвокатуры», В. Д. Спасович не искал громких дел в поисках славы, а считал долгом юриста согласовывать свою позицию с требованиями нравственности, поэтому закономерно его выступление на политическом процессе в защиту революционеров, уход в 1861 году из Петербургского университета в знак протеста против расправы над студентами.

За отказ поддерживать обвинение по делу В. Засулич был уволен из прокуратуры С. А. Андреевский. Лишь благодаря принципу несменяемости судей, не смотря на желание императора уволить непокорного в отставку, сохранил за собой пост председателя Петербургского окружного суда А. Ф. Кони, вынесший оправдательный приговор по делу В. Засулич.

Подобных примеров можно привести множество, и каждый из ни убедительно свидетельствует о высоком гражданском мужестве, стойкой нравственной позиции этих людей. Поэтому их взгляды на проблемы судебной этики нельзя отнести к категории общетеоретических рассуждений. Для них судебная мораль – станицы собственной жизни, посвящённые великому и благородному делу служения своему народу во имя добра и справедливости.18

С этой точки зрения изучение нравственных проблем в трудах русских юристов конца XIX – начала ХХ вв. даёт богатый материал для размышлений, осмысления нравственной позиции юристов в обществе.

Большое внимание в трудах русских юристов исследуемого периода уделено нравственной позиции прокурора. И сегодня полны жизни сова А. Ф. Кони, отдавшего девять лет неустанного труда прокурорской деятельности: «Основными чертами русского типа обвинителя были спокойствие, отсутствие личной озлобленности против подсудимого, опрятность приёмов обвинения, чуждая и возбуждению страстей и искажению данных дела, и, наконец. Что весьма важно, полное отсутствие лицедейства в голосе, в жесте и в способе держать себя на суде».

Судебный процесс, происходящий в условиях гласности, требует от его участников. В особенности от прокурора, поддерживающего обвинение от имени государства, сдержанности, подтянутости, корректного и вежливого отношения к каждому, кто предстаёт перед судом и сообщает какие-либо сведения.19

Поддерживая обвинение по делу «Червонных валетов», Н. В. Муравьёв говорил: «Не жертвы нужны обвинению; оно требует, чтобы каждый получил по заслугам, и пусть осмелиться кто-либо сказать, что такие требования лишены основания. Вооружённое страшным оружием правды и очевидности, глубоко убеждённое в чистоте и правоте своего дела, обвинение твёрдо и уверенно возвышает перед вами свой глас: оно знает, что против




17 Коченев М. М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 1980.

18 Практическая психология. Учебник под редакцией Тутушкиной М. К. М.- СПб., 1997.

19 Коченев М. М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 1980.


него – преступление, а за него – закон, справедливость, нравственность, совесть и честь».20

А. Ф. Кони считал совершенно недопустимым в деятельности прокурора подмену объективности при рассмотрении уголовного дела ложным чувством корпоративной солидарности, оправдание им упущений предварительного следствия искажённым пониманием заботы о благе общества, и приводил следующий пример: «Товарищ прокурор одного из больших поволжских судов сказал в обвинительной речи: «Я согласе, что улики, представленные против подсудимых, малы и ничтожны, скажу даже более, что будь я вместе с вами, господа присяжные, в вашей совещательной комнате, то я, конечно, как судья, должен был бы признать этих улик недостаточными для обвинения. Но как представитель общества и государства, я поддерживаю тем не менее обвинение против подсудимых и громко заявляю, что и в будущее время при столь же малых уликах я буду составлять обвинительные акты: слишком уж много краж развелось в последнее время, и мы будем оберегать от них общество, засаживая в предварительное заключение заподозренных воров-рецидивистов, хотя бы и по таким уликам»*.21

Прокурор не должен превращать судебные прения в запальчивую травлю подсудимого, возбуждать к нему неприязненные чувства, представлять дело в одностороннем виде, извлекая из него только обстоятельства. Уличающие подсудимого, преувеличивать значение доказательства при важности преступления. Прокурор, исполняя свой долг, служит обществу. Но это служение тогда будет полезным, когда в него будет внесена строгая нравственная дисциплина и когда интересы общества и человеческого достоинства будут ограждены с одинаковой чуткостью и достоинством.

О величайшей нравственной ответственности обвинителя известный судебный деятель начала ХХ века П. С. Пороховщиков (П. Сергеич) в своей книге «Искусство речи на суде» писал : «Если преступление совершено негодяем, обвинение может быть сурово, защите остаётся заботиться о смягчении ответственности. Если преступник хотя бы убийца – добрый, честный человек, все трудности на стороне прокурора. Но в обоих случаях оратор, находящийся в невыгодных условиях, должен держаться действительности. Это крайне трудно, особенно для обвинителя. Сказать: да я знаю, что это хороший человек, уверен, что будучи оправдан, он станет заботиться о детях убитого, как о собственных; я знаю, что каторга не будет для него большим наказанием, чем сознание своего преступления и вечные укоры совести; знаю, что вдова убитого простила его, и всё-таки требую каторги, - сказать это не легко. Обвинять в таком деле неимоверно трудно, и охотно послушал бы каждого, кто мог бы научить меня этому, но утверждаю, что обвинитель должен признать нравственные достоинства подсудимого».22

Касаться наружности подсудимого или копаться в его прошлом, не имеющего прямого отношения к рассматриваемому делу, - это значить злоупотреблять своим положением.23

О последствиях, к которым может привести поспешность в выводах прокурора, может свидетельствовать такой факт из жизни А. Ф. Кони. Во время обвинительной речи он заметил, что подсудимый всё время улыбается. Возмущённый, А.Ф. Кони обратился к присяжным, утверждая, что преступник потерял совесть: «Он смеётся над судом, над вами господа присяжные заседатели, надо мной; над всем правосудием». К подсудимому была применена суровая мера наказания. Но и тут он смеялся. «Анатолий Фёдорович, - воскликнул в кулуарах один из его коллег, - как могли вы так поступить? Ведь обвиняемый и не думал смеяться. Он плакал…» надо ли говорить, что этот урок запомнился Кони на всю жизнь.24





21 Кони А.Ф. Приёмы и задачи обвинения// Избранные произведения. М., 1959.

22 Практическая психология. Учебник под редакцией Тутушкиной М. К. М.- СПб., 1997.

23 Яковлев А. М. Преступность и социальная психология. М., 1971.

24 Яковлев А. М. Преступность и социальная психология. М., 1971.


Отношение к подсудимому как к врагу, с которым, роясь в его прошлом, можно не стесняться в приёмах и в подборе доказательств, - крайне опасная позиция обвинителя, граничащая и с безнравственностью, и с нарушением закона. М. Ф. Громницкий, поддерживая обвинение по делу Данилова, говорил : «Обвинение должно быть искренним и добросовестным, а можно ли назвать добросовестным обвинение, когда обвинитель сознательно обходит факты, говорящие в пользу подсудимого?».25

«Долг каждого прокурора, которому государство доверяет выразить отношение общества к совершённому преступлению, помнить, что как бы низко не пал человек, всё де хотя и падший, но ваш собрат, что если, быть может, и померкла в нём искра человеческого достоинства, но никогда она не сможет совсем погаснуть в человеке. Без злобы и увлечения судите это дело, и тогда ваш суд станет судом правды в полном значении этого слова, когда вы без ошибки, насколько это возможно суду человеческому, отделите правое от неправого, истину т лжи, и мы с уважением преклонимся перед вашим приговором, каков бы он ни был», - с такими словами обратился к суду адвокат Превальский по делу Либермана.

Обвинитель обязан построить свои взаимоотношения с подсудимым так, чтобы тот, подобно игуменье Митрофании, мог сказать: «Прокурор обращался со мной как с человек с сердцем, он не глядел на меня как на осуждённого, он смотрел как на обвиняемого, который может быть и оправдан».26

Говоря об этике прокурора, невозможно обойти вниманием и такой вопрос, как достоинство прокурора при произнесении обвинительной речи. П. С. Пороховщиков писал, что недопустимо, когда прокурор обращается к присяжным: «Я ходатайствую о признании подсудимого виновным, я прошу у вас обвинительного приговора. Нищий может просить у имущего о подаянии, влюблённый пусть униженно ищет у хорошенькой женщины благосклонности. Но разве присяжные заседатели по своей прихоти дарят обвинения или отказывают в нём? Не может государственный обвинитель просить о правосудии. Он требует его».5 от умения прокурора вести (держать) себя на процессе, от его общей и профессиональной культуры в определённой степени зависит, чтобы судебный процесс оказал предупредительное и воспитательное воздействие. Долг чести и достоинства прокурора всем своим поведением проявлять уважение к суду как к органу правосудия.

Прокурор московского окружного суда П. Н. Обнинский с возмущением писал, что «иногда можно видеть такого прокурора, который произнося обвинительную речь и считая свою задачу законченной, демонстративно не слушая защитника либо даже пренебрежительно выражает своё отношение к сказанному защитником речь защитника, какой бы критической в отношении речи обвинителя она ни была, должна быть выслушана прокурором со спокойным достоинством. Прокурор только от этого выиграет и в глазах присяжных заседателей, и в глазах присутствующих в зале».27

А. Ф. Кони об этой стороне этики прокурора писал следующее: « Прокурору не приличествует забывать, что у защиты, теоретически говоря, одна общая с ним цель содействовать, с разных точек зрения, суду в выяснении истины допустимыми человеческими силами средствами, и что добросовестному исполнению этой обязанности, хотя бы и направленной к колебанию и опровержению доводов обвинителя, никоим образом нельзя отказать в уважении».28

Негативное отношение отдельных прокуроров к деятельности защитника Н. П. Карабчевский видел в том, что «защиту впускают» в храм правосудия, но надолго ли и в какой момент? Разве в самые сокровенные и трудные для обвиняемого, а нередко и для истины моменты, она не находится в жалком положении оглашённого, изгнанного, бессильно томящегося у преддверия храма? Её впускают тогда, когда затеянная в глубокой





25 Практическая психология. Учебник под редакцией Тутушкиной М. К. М.- СПб., 1997.

26 Кореневский Ю. В. Государственное обвинение в Условиях судебной реформы (процессуальный, тактический и нравственный аспекты): Методическое пособие. М., 1994.

27 Яковлев А. М. Преступность и социальная психология. М., 1971.

28 Кони А.Ф. Приёмы и задачи обвинения// Избранные произведения. М., 1959.


тайне, сотканная в тиши и выполненная в раздумье вся «творческая» работа обвинения в сущности «готова» - окончена совершенно. Ей предоставлено только критиковать и даже разрушать это «творчество», класть свои мазки на законченную картину, портить её или рвать холст, на котором она нарисована, но не делать ничего своего законченного и целого. Она ничего не даёт взамен разрушаемого. Ум наш так устроен, что, подобно всей природе, боится пустоты. И к защите предъявляют требование на смену разрушаемому создать нечто новое, самое положительное и прочное. Но предъявлять подобное требование – значить издеваться над бессилием стороны в процессе».29

Таким образом, в основе отрицательного отношения прокурора к адвокату всегда лежат чувства безнравственные: стремление любыми способами осудить подсудимого, защитить честь мундира, желание подчеркнуть свою власть, угодить начальству.

Вместе с тем адвокат – не слуга своего клиента, а прежде всего служитель правосудия. Один из славных представителей этой благородной профессии П. А. Александров, о котором современнике говорили, что он соединил в себе колоссальный талант адвоката с неустрашимым мужеством война, презиравшего опасности, прямо заявил об этом в одной из своих речей: «Я желал бы исполнить долг мой не только как защитника, но и как гражданина, ибо нет сомнения, что на нас, как общественных деятелях, лежит обязанность служить не только интересам защищаемых нами, но и вносить свою лепту, если в ому представляется возможность, по вопросам общественного интереса».

Характеризуя общие нравственные принципы, предъявляемые к судебному деятелю, нельзя обойти вниманием и такой вопрос, как уважение к окружающим, участникам судебного процесса. В частности, умение ценить и беречь чужое время, которое достигается на основе знания материалов дела.

М. Ф. Громницкий писал: «Первая, азбучная истина публичного обвинителя – изучение дела по предварительному следствию. Изучение это, безусловно, должно быть самое внимательное, всестороннее, от первой страницы до последней, без пропуска самой ничтожной бумаги из полицейского, например, дознания или каких-либо приложений к делу. Самая ничтожная бумага может неожиданно стать на суде материалом в разъяснении обстоятельств дела, может дать, наконец иное освещение имеющим значение в деле фактам»2.30

Заслуживает внимание совет Ф. Н. Плевако: «Как это обычно делают защитники, я прочитывал бумаги, беседовал с подсудимым, вызывал его на искреннюю исповедь души, прислушивался к доказательствам и составлял себе программу, заметки о чём, что и зачем говорить, обдумывал и догадывался, о чём говорит прокурор, на что особенно будет ударять, где в нашем деле будет иметь место горячий спор, и свои мысли \ держал про запас, чтобы на его слово был ответ, а на его удар – отражение…».3 То есть необходимо прочувствовать материалы дела, уметь представить себе картину преступления, обстановку, в которой оно совершено.

Доскональное знание материалов дела позволяет сократить количество бесцельных вопросов, задаваемых подсудимому, потерпевшему, свидетелям, сосредоточив все усилия на выяснении истины.31

Недопустимо использовать судебной трибуны на удовлетворение личных амбиций, желаний «порисоваться» перед присутствующими. Один адвокат по делу об убийстве в драке говорил: «Драка, господа присяжные заседатели, есть такое состояние, субъект





29 Яковлев А. М. Преступность и социальная психология. М., 1971.

30 Кореневский Ю. В. Государственное обвинение в Условиях судебной реформы (процессуальный, тактический и нравственный аспекты): Методическое пособие. М., 1994.

31 Практическая психология. Учебник под редакцией Тутушкиной М. К. М.- СПб., 1997.


которого, выходя из границ дозволенного, совершает вторжение в область охраняемых государством объективных прав личности, стремясь нарушить целостность её физических покровов повторным нарушением таковых прав. Если одного из этих элементов творения личных нет налицо, то мы не имеем юридического основания видеть во взаимной коллизии субстанцию драки». А. Ф. Кони был вынужден заметить: «Господа присяжные заседатели, что такое драка, я думаю каждому из вас известно по собственному опыту из детства. Но если нужно её точно определить, то позвольте вместо длинной формулы защитника сказать, что драка есть такое состояние, в котором каждый из участников наносит и получает удары».

В превосходной речи С. А. Андреевского по делу Андреева неожиданное крушение семейного благополучия, когда Сарра Левина о своей измене сообщает мужу, сравнивается с землетрясением: «В жизни Андреева произошло нечто вроде землетрясения, совсем как в Помпее или на Мартинике. Чудесный климат, все блага природы, ясное небо. Вдруг показывается слабый дымок, затем чёрные клубы дыма, копоть, гарь. Всё гуще. Вот уже и солнца не видать. Полетели камни. Разливается огненная лава. Гибель грозит ото всюду. Наконец неожиданный удар, треск. И всё погибло».32

Сравнение сильное, форма безупречная, но, на вой взгляд, лучше было его упустить: оно сразу отрывается от действительности, напоминает, что перед судьями не подсудимый, полный горя и отчаяния, а его защитник, чарующий игрой тщательно отточенных слов.

Одним из элементов культуры следственного деятеля является его внешний вид. Анатолий Фёдорович Кони советовал: «Следует одеваться просто и прилично. В костюме ничего не должно быть вычурного и кричащего (резкие цвета, необыкновенный фасон). Грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это важно помнить, так как психологическое воздействие, на собравшихся начинается до речи, с момента появления перед публикой». Это, разумеется, относится к одежде судей ,народных заседателей, адвокатов, секретарей судебного заседания, прокурорских работников и других участников судебного процесса.33

В равной мере данные замечания относятся и к работе следователя прокуратуры, которому ежедневно приходится общаться со многими людьми. Нередко установить контакт с человеком не удаётся именно вследствие первоначальной антипатии, вызванной внешней оценкой следователя.

Профессиональная юридическая деятельность отличается сложностью и многогранностью. Её психологический анализ всегда даёт выделить ряд этапов, через которые происходило движение к конечной цели – установлению истины. В той или иной степени в профессиональной юридической деятельности можно выделить следующие стороны: поисковая (познавательная), коммуникативная, удостоверительная, организационная, реконструктивная (конструктивная), социальная.

В каждой из указанных выше сторон реализуются соответствующие личностные качества, обеспечивая успешность деятельности.

Деятельность юриста – многоуровневое, иерархическое явление. На каждом уровне достижение свойственных данному уровню целей обеспечивается соответствующими личностными структурами, причём их достижение обеспечивает важность перехода к достижению целей высоких уровней деятельности.34





32 Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996.

33 Практическая психология. Учебник под редакцией Тутушкиной М. К. М.- СПб., 1997.

34 Яковлев А. М. Преступность и социальная психология. М., 1971.



Похожие:

Профессиональная этика юриста iconУчебно-методическое пособие "Профессиональная этика юриста : Адвокатская этика" Введение Аркадий Гутников
Этот сборник материалов называется «Профессиональная этика юриста», но имеет также
Профессиональная этика юриста iconПрофессиональная этика юриста: понятие, структура, социальная ценность*
Ее социальное назначение заключается в научном исследовании и наиболее эффективном претворении общих нравственных принципов и норм...
Профессиональная этика юриста iconОт составителей: Уважаемые коллеги! Предлагаемый информационный список литературы является переработанной и дополненной версией пособия «О главном в библиотеке: профессиональная этика в контексте корпоративной культуры»
Сок литературы является переработанной и дополненной версией пособия «О главном в библиотеке: профессиональная этика в контексте...
Профессиональная этика юриста iconСтатья опубликована в энциклопедическом словаре "Этика" (М.: Гардарики, 2001) © А. В. Смирнов 2001 Мусульманская этика
Безусловное значение для развития М. э имело влияние не-исламских и не-арабских мыслителей (Йахйа Ибн ‘Ади, Мискавайх) и идей,...
Профессиональная этика юриста iconЧто означает термин «этика»?
К примеру, страх — природный аффект, память — свойство ума, а умеренность, мужество, щедрость — свойства характера. Для обозначения...
Профессиональная этика юриста iconКонсультации юриста-эксперта по корпоративному и налоговому праву

Профессиональная этика юриста iconДокументи
1. /Мероприятия ко Дню юриста.doc
Профессиональная этика юриста iconX. Нравственные качества юриста Нравственно-психологические качества судьи, следователя, прокурора
Те, кто вершил правосудие или содействует суду в силу профессионального долга, должны обладать высокими деловыми и нравственными...
Профессиональная этика юриста icon511-514 гр. 07. 02. 15. 02. 11. 515-518 гр. 28. 02. 09. 03. 11
Организационные принципы работы детской поликлиники. Этика и врачебная деонтология в практике участкового врача. Требования к оформлению...
Профессиональная этика юриста iconТезисы для размещения на сайте ( объём 1 страница машинописного текста)
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы