Благотворное влияние игры на фортепиано на развитие детского организма Смирнова В. Н., преподаватель фортепиано моу дод «дши №15 им. Л. Л. Христиансена» icon

Благотворное влияние игры на фортепиано на развитие детского организма Смирнова В. Н., преподаватель фортепиано моу дод «дши №15 им. Л. Л. Христиансена»




Скачать 109.65 Kb.
НазваниеБлаготворное влияние игры на фортепиано на развитие детского организма Смирнова В. Н., преподаватель фортепиано моу дод «дши №15 им. Л. Л. Христиансена»
Дата17.10.2012
Размер109.65 Kb.
ТипДокументы
источник

Благотворное влияние игры на фортепиано

на развитие детского организма


Смирнова В. Н., преподаватель фортепиано МОУ ДОД «ДШИ

15 им. Л.Л. Христиансена» Саратов

Всегда хочется оправдать доверие родителей, отдающих педагогу самое дорогое в жизни - своих детей. Чувствуется огромная ответственность не только за процесс учебы, но и за здоровье своих учеников.

Нам постоянно приходится сталкиваться с проявлениями неравномерного речевого развития, затрудненного дыхания. При большой скорости речи ребенок не в состоянии управлять дыхательным процессом. А ведь нормальное дыхание - важный фактор, определяющий здоровье человека.

Подвижность нервных процессов, темперамент - все это отражается в речи, ее скорости и динамике. По особенностям речи очень легко почувствовать состояние нервной системы ребенка.
Известно, что моторно-мышечное развитие находится в тесной связи с устной речью. Именно от синтеза речи и дыхания зависит результат творческого процесса. Игра на фортепиано позволяет одновременно подключить голос. Даже у многих музыкально одаренных детей могут быть нарушены связи двигательных систем коры больших полушарий мозга. Преобладают или сенсорные, или моторные функции. Нотно-клавишный процесс гораздо сложнее, чем буквенно-голосовой. Одновременная игра и пение приводят к согласованности разных функций полушарий мозга.

Без нормального дыхания пианистические возможности ученика заведомо ограничены. При ежедневной работе, при многократном повторении музыкального материала может произойти улучшение как дыхательного, так и речевого процесса.

Работа с учеником носит индивидуальный характер и не подлежит стандартному объяснению, какового и нет, ведь у каждого ученика свое физическое и психическое здоровье, разные музыкальные способности.

Ослабленным детям как воздух необходима крепкая пианистическая школа для абсолютно свободного кровообращения. Однако начинать следует все-таки с сольфеджио.

От речи ребенка, как уже ясно, во многом зависит артикуляция пальцев. При сольфеджировании по нотам подключаются и глаза, что содействует развитию зрительного восприятия. Сольфеджирование представляет собой основу для формирования необходимых физических связей, ощущения единства органов восприятия, так важного в фортепианной игре. Вступают во взаимодействие сенсорные связи «вижу -слышу - осязаю».

Если звук подкреплен естественной работой мышц рук и пальцев, то звуко-рече-мышечные сигналы перерабатывают информацию обоими полушариями головного мозгу, которые начинают функционировать одновременно. Музыка как наука обрела становление еще при Пифагоре. Арифметика, музыка, геометрия и астрономия, эти «четыре искусства» могли привести к гармонии человеческую душу. С тех пор музыке, как и другим наукам, присущи как эмпирический, так и теоретический методы познания.

В музыке нельзя полагаться исключительно на интуицию и ощущения. Генетика, физиология и психология - это те «три кита», без которых невозможно преподавание музыки.

Мало кто из педагогов-пианистов по-настоящему изучал эту смежную с искусством тему, хотя для специалистов в нашей области все это крайне важно!

Связь между музыкой и физиологией давно всем известна. Уроки фортепиано создают все предпосылки для здорового формирования организма ребенка. Столько вокруг детей, которым могло бы помочь творчество! Тем временем педагоги стремятся обучать только талантливых детей, а ведь таких совсем мало. Не исключено, что и у юных дарований могут существовать физиологические проблемы.

Фортепиано - это единственный инструмент, способный заменить характер звучания оркестра, поистине король инструментов. В тиши гармоний и созвучий с другом-роялем всегда можно поделиться горем, неожиданной радостью, излить свои чувства, пофилософствовать и просто отдохнуть. Лечебные возможности этого инструмента очевидны. В процессе игры на рояле закрепляются определенные положительные умственные навыки, представляется редкая возможность коррекции высших функций головного мозга ребенка с помощью движения рук, формируются тактильные (осязательные) механизмы, связанные с некоторыми структурами периферической нервной системы.

Пальцы, руки, спина, все тело ребенка несут колоссальные информативные сведения о внутреннем состоянии организма. Звук непосредственно направляется через нервные окончания пальцев к коре головного мозга и возвращается обратно к кончикам пальцев. То есть задействованы и прямая и обратная связи.

Фортепианная педагогика - это кладезь оздоровительных приемов, это модель чувственного восприятия. Умственные образы превращаются в звук. Перед нами открывается редкая возможность звуковой терапии.

Терапевтическая ценность музыки заключается в благотворном воздействии на физиологию и психологию человека.

Занятия по фортепиано - это не пассивное слушание, а разработка пальцевой «гимнастики».

Известно, что движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее и оздоровительное воздействие. Территория проекции кисти и, особенно, большого пальца в передней и задней центральных извилинах коры больших полушарий мозга имеет почти такую  же протяженность, как все остальное тело. Функция кисти уникальна и универсальна. Она – основной орган труда во всем его многообразии.

Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Было замечено, что игры участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.   Великий немецкий философ И.Кант писал: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом».

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.

Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М. Кольцова). Она пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Ее исследования доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Мелкая ручная моторика взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Многое зависит от развития полушарий мозга. Во время игры на рояле происходит стимуляция деятельности полушарий через мануальные навыки.

Однако педагог зависим от окружающей деятельности. Это и среда, и разные программы обучения. Среди разнообразных факторов, определяющих успех работы с учениками в музыкальной школе, никогда не выдвигается оздоровление ребенка при игре на фортепиано.

Мы знаем, что проблема леворуких детей в основном связаны с устройством и работой мозга. Если руки как органы движений связаны с мозгом, то полноценное развитие обеих рук можно сравнить с становлением физиологической гармонии. Пусть каждая половина мозга отвечает за свои функции, но в гармонии друг с другом.

Тренировка пальцев стимулирует развитие определенных зон головного мозга, способствует развитию речи, умственной активности, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия ребенка, формированию усидчивости и умения концентрировать внимание.

В жизни современных детей музыкальное образование и воспитание окажутся эффективными только тогда, когда соединятся с точными знаниями всех физиологических механизмов влияния музыки на природу человека.

Природа наградила человека удивительным свойством, предоставив возможность выражать свои чувства и мысли при помощи звуков речи. Академик И.П. Павлов назвал это свойство второй сигнальной системой, наивысшим и совершеннейшим человеческим приспособлением.

Гармония звуков способствует формированию эстетического вкуса, развивает интеллект, усидчивость и даже черты лидера. Установлено, что при музыкальном стимулировании в мозге увеличивается количество гормонов, способствующих росту нейронов.

В.М. Бехтеревым и А.А. Ухтомским в 1928 году было показано, что главенствующая роль в процессе осуществления эмоциональной реакции принадлежит ее моторно-двигательным компонентам.

Можем ли мы так же точно описать физиологический процесс в организме ребенка, играющего на фортепиано? Ясно только одно: в этом участвуют многообразные сенсорные связи. Вижу, слышу, осязаю. Попробуем разобраться, что видит играющий ребенок.

Малыш начинает заниматься музыкой и тоже предполагает быстрый результат, но ему предлагают какие-то маленькие бумажные карточки со странными именами: «до, ре, ми, фа, соль, ля, си».

Дети - народ очень наблюдательный, куда проницательней, чем некоторые взрослые. Ребенок воспринимает действительность как свой успех, а все то, что не соответствует его ожиданиям или отдаляет время исполнения желаний, не вызывает у него интереса.

Непросто выработать у ребенка координацию слуховых впечатлений со зрительными и двигательными. Требуется ежедневная работа. А это уже похоже на подвиг!

Каждый ли ребенок способен ежедневно трудиться? И даже при условии неустанного труда ему может быть тяжело связать воедино то, что от него требуется. А если при этом обнаруживаются скрытые расстройства здоровья, не замеченные взрослыми?

Самую большую проблему представляет отсутствие зрительной ориентации в сочетании с несовершенной моторикой.

Когда концентрация глаз, дающая возможность различать нотный текст или другой близко расположенный предмет, нарушена, у ученика ослабляется пространственная ориентация. Самое пристальное внимание надо уделять чтению нотного текста.

Бывает, ребенок без ярких музыкальных данных с легкостью справляется с этой задачей, а более одаренный никак не может одолеть графический нотный текст. О чем это говорит? Да все о том же -о здоровье ребенка.

Пространственная дезориентация в клавиатурном лабиринте мешает свободной игре. Глаза - парный орган, соединенный зрительным нервом с мозгом.

Улучшению координации движения глазных мышц способствует стремление ребенка смотреть в ноты, а не в очертание четких и конкретных клавиш. Ученики же, как правило, стремятся смотреть не в ноты, а на клавиатуру. Если сенсорно-слуховая информация параллельна, то возникновение четкого изображения, переработанного слухом, предоставит возможность слиянию сенсомоторных навыков и их закреплению в процессе работы над музыкальным произведением.

Дети, имея даже самые яркие музыкальные данные, но слабое мышечное развитие, утрачивают способность сохранять музыкальный слух, что характерно и при зрительной дезориентации.

Ежедневное чтение с листа развивает необходимую координацию между зрительными импульсами и сетчаткой глаз. Сигналы достигают затылочной доли головы и затем передаются импульсами на кожно-мышечную область. Затем возбуждение слухо-двигательной области ведет к воспроизведению нотного текста. Эти задачи требуют более сложных сочетательных рефлексов.

Значительная часть мозга ребенка занято переработкой зрительной информации. Нервные окончания находятся в мозговых полушариях, и нет никакого сомнения в том, что чтение нот развивает функции мозга.

Довольно частое явление - ослабление концентрации внимания у детей. Здесь многое зависит от типа нервной системы и интеллектуальных задатков. В условиях рассредоточенности стоит вести урок только до тех пор, пока есть хотя бы минимальный резерв концентрации, как только он исчерпан - сразу перейти к игровой форме общения.

Ярким выражением эмоционального мира музыкального произведения являются временные параметры. Всем известно, как важно в игре чувство ритма. Еще Авиценна (980-1307) в своей книге посвятил целый раздел взаимосвязи между пульсом и музыкой. Он проводил очень интересную аналогию ритма и пульса. Важно знать, что нервная система и другие органы в определенных условиях обладают свойством усвоения ритма.

Психологически чувство ритма в своей основе тоже имеет моторную природу. Таким образом, восприятие ритма никогда не бывает чисто слуховым, оно является процессом слухо-моторным, то есть восприятие музыки имеет активные акустико-моторный характер. Существует мнение, что ритм - это один из важнейших способов распределения мышечных нагрузок, не говоря уже о том, что ритм -музыкальное выразительное средство.

Природное ритмическое дарование играет в обучении музыке главенствующую роль, а поэтому следует подойти к каждому ученику индивидуально, помочь ему выработать органичную систему познания собственного тела, выявить его возможности для организации процесса постепенного овладения своими руками.

Победить возможно не только функциональные, но и органические расстройства детского организма.

Двигательные или моторные навыки - не только предпосылка для успешных занятий музыкой, но и возможность проявления других, не менее важных качеств.

XX век - это время не только прогресса, но и разгул многих новых, не понятных для науки болезней, как физических, так и психических.

В связи с этим особую актуальность приобретают меры по совершенствованию существующих и созданию новых эффективных средств, методов реабилитации и профилактики, повышающих резервные возможности организма человека.

Особый интерес вызывает использование в медицине музыкального искусства, что получило название музыкотерапии. В основе данного лечебно-профилактического направления лежит использование различных методов воздействия музыкой или пением.

Лечебное применение музыки имеет многовековую историю. В самых древних свидетельствах и документах, дошедших до нас музыка фигурирует как лечебное средство.

Корифеи античной цивилизации Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на целебную силу воздействия музыки, которая, по их мнению, устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле.

Известно, что интеллект - это не только наследственность, но и результат умственных нагрузок и тренировок. Все мы умеем бегать, но чемпионами мира становятся единицы - те, кто смог пройти через все необходимые нагрузки. Самый адекватный раннему возрасту способ развития интеллекта - посредством развития мелкой моторики малыша. И это понятно - ведь при любом двигательном тренинге развиваются не руки, а мозг. Особенно мощным средством улучшения работы головного мозга является постоянная тренировка пальцев рук. Сейчас учеными-физиологами доказано, что тренировка пальцев стимулирует развитие определенных зон головного мозга, которые, в свою очередь, влияют на развитие речи, умственной активности, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия ребенка, формируют у него усидчивость и умение концентрировать внимание.

Очень больно и стыдно смотреть в глаза тем, кто с нескрываемым огорчением вспоминает о своем горьком опыте музыкального детства.

Если дети раннего школьного возраста с удовольствием ходят на уроки, то с увеличением общеобразовательной программы, несмотря на привязанность к педагогу они утрачивают желания заниматься музыкой.

Многим так и не удается проникнуть в мир музыки, приобрести навыки игры на каком-либо музыкальном инструменте. Музыка остается несбыточной мечтой.

Изучайте психологию и физиологию. Помните, вы должны научить ребенка чувствовать мир звуков. Не становитесь для ученика кем то вроде пророка, воспитывайте в нем самостоятельные мыслительные способности.

Недопустимо считать себя всезнающим психологом, когда к тебе в руки попадает дитя, полностью зависящее от любого недовольного взгляда взрослого человека.

Библия указала человечеству истину: там, где господствует сила, нет любви, а там где господствует любовь, сила не имеет значения.

Музыка - это источник энергии педагог по фортепиано не должен много говорить, ведь в его руках находится сама музыка во плоти. Поэтому сядьте и просто поиграйте ученику.

Играть на «короле» инструментов так заразительно!



Похожие:

Благотворное влияние игры на фортепиано на развитие детского организма Смирнова В. Н., преподаватель фортепиано моу дод «дши №15 им. Л. Л. Христиансена» iconВоспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано Шевченко О. А., преподаватель моу дод«Детская школа искусств №15 им. Л. Л. Христиансена»
Так понемногу учащиеся привыкают не только разбирать, но и сразу учить новую пьесу без помощи педагога
Благотворное влияние игры на фортепиано на развитие детского организма Смирнова В. Н., преподаватель фортепиано моу дод «дши №15 им. Л. Л. Христиансена» iconПрименение элементов дирижирования для развития эмоциональности на уроках фортепиано. Павлова Л. И., преподаватель «Детская школа искусств №15 им. Л. Л. Христиансена»
Применение элементов дирижирования для развития эмоциональности на уроках фортепиано
Благотворное влияние игры на фортепиано на развитие детского организма Смирнова В. Н., преподаватель фортепиано моу дод «дши №15 им. Л. Л. Христиансена» iconПальчиковые игры
Аккомпанировать таким играм можно как на фортепиано, так и на металлофоне, ксилофоне, включать в музыкальное сопровождение звучание...
Благотворное влияние игры на фортепиано на развитие детского организма Смирнова В. Н., преподаватель фортепиано моу дод «дши №15 им. Л. Л. Христиансена» iconФизиологическое значение питательных веществ для детского организма
Среди многих факторов внешней среды, постоянно воздействующих на детский организм и оказывающих влияние на рост, развитие н формирование...
Благотворное влияние игры на фортепиано на развитие детского организма Смирнова В. Н., преподаватель фортепиано моу дод «дши №15 им. Л. Л. Христиансена» iconФилармония 30 мая
Александр бузлов (виолончель), Мурад адыгезалзаде (фортепиано, Азербайджан), Лотар хензель (бандонеон, Германия)
Благотворное влияние игры на фортепиано на развитие детского организма Смирнова В. Н., преподаватель фортепиано моу дод «дши №15 им. Л. Л. Христиансена» iconДополнительные образовательные услуги моу дод нагорьевского центра детского творчества Название образовательного учреждения
Название образовательного учреждения: моу дод нагорьевский центр детского творчества Переславского муниципального района
Благотворное влияние игры на фортепиано на развитие детского организма Смирнова В. Н., преподаватель фортепиано моу дод «дши №15 им. Л. Л. Христиансена» iconПрофсоюзного комитета моу дод «Беломорский центр детского творчества»
Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ №3266-1 от 10. 07. 92 «Об образовании», Гражданским кодексом рф, фз №7...
Благотворное влияние игры на фортепиано на развитие детского организма Смирнова В. Н., преподаватель фортепиано моу дод «дши №15 им. Л. Л. Христиансена» iconТаня девочка добрая, ласковая, общительная, рассудительная. С удовольствием общается с людьми, умеет понять состояние другого человека. Отзывчивая всегда предлагает свою помощь взрослому человеку. Учится на «4» и «5». Занимается игрой на фортепиано
Таня девочка добрая, ласковая, общительная, рассудительная. С удовольствием общается с людьми, умеет понять состояние другого человека....
Благотворное влияние игры на фортепиано на развитие детского организма Смирнова В. Н., преподаватель фортепиано моу дод «дши №15 им. Л. Л. Христиансена» iconПротокол № Директор моу дод цвр
Методический совет является органом, регулирующим вопросы организации и осуществления образовательного процесса и методической работы...
Благотворное влияние игры на фортепиано на развитие детского организма Смирнова В. Н., преподаватель фортепиано моу дод «дши №15 им. Л. Л. Христиансена» iconПлан проведения Х всероссийской Акции «Спорт вместо вредных привычек» в моу сош №9 им. Кирилла и Мефодия
Бурлачко С. К., тренер- преподаватель моу дод дюсш №2,члены Совета старшеклассников
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы