Проблемно-модульное обучение на уроках русского языка. Тюряхина О. В.,учитель русского языка и литературы моу «сош №50» icon

Проблемно-модульное обучение на уроках русского языка. Тюряхина О. В.,учитель русского языка и литературы моу «сош №50»




Скачать 71.03 Kb.
НазваниеПроблемно-модульное обучение на уроках русского языка. Тюряхина О. В.,учитель русского языка и литературы моу «сош №50»
Дата17.10.2012
Размер71.03 Kb.
ТипУрок
источник

Проблемно-модульное обучение на уроках русского языка.

Тюряхина О.В.,учитель

русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 50» г. Саратова


В своей практике, наряду с традиционной системой организации учебно-воспитательного процесса, где ведущим типом учебного занятия остаётся комбинированный урок, я использую такие инновационные технологии, как личностно-ориентированное обучение, информационные и здоровьесберегающие технологии.

Но иногда я стараюсь строить свои уроки по принципу проблемно-модульного обучения, потому что оно позволяет лаконично, сжато изложить учебный материал большого объёма, экономит учебное время, развивает творческие способности и познавательную деятельность учащихся. Здесь есть и моё объяснение, и постановка задач, и выполнение учащимися упражнений. На мой взгляд, преимущество данной технологии в том, что весь учебный материал ребята усваивают путём самостоятельного решения проблем и «открытия» новых понятий.

Своей статьёй я хочу привлечь внимание коллег к технологии проблемно-модульного обучения, а также показать возможность применения её на уроках русского языка.

Главным признаком модуля является его самостоятельность, возможность рассматривать его как независимую единицу какого-либо процесса, явления, его самостоятельная законченность. Но одновременно модуль является частью определённой системы. Модуль связан с другими модулями, элементами системы. Модуль - важное звено, без которого система не может действовать.

Модули состоят из блоков. Каждый блок имеет свою цель – изучение, опрос, закрепление, контроль.

В качестве примера приведу содержание блоков модуля по теме «Причастие» в 7 классе. В этот модуль я объединила темы «Понятие о причастии», «Действительные и страдательные причастия», «Словообразование причастий», «Морфологический разбор причастия», что позволило несколько сократить количество часов, отведенных на изучение «Причастие» , а сэкономленное время использовать на отработку практических навыков.

Тема «Словообразование причастий» в блоке очень сложная для ребят, и поэтому я предлагаю им таблицу словообразования причастий, из которой видно, на какие группы делятся причастия, как они образуются, с помощью каких суффиксов. Изучив эту таблицу, ученики имеют полное представление о словообразовании причастий и успешно выполняют контрольную работу или тест.

Приведу пример тестирования, который я использовала как проверку усвоения темы « Словообразование причастий» в 7 классе.

I.Укажите словосочетания с действительными причастиями.

1) играющий ребенок

2) играющий с друзьями

3) посадивший дерево

4) посаженное дерево

5) объясняющий учитель

6) объясняемое правило

II. Укажите словосочетания со страдательными причастиями.

1) дети, посадившие деревья

2) кусты, посаженные весной

3) цветы, сорванные с клумбы

4) солнце, показавшееся из-за тучи

5) грибы, собранные утром

6) трава, выжженная солнцем

III. В каком из данных причастий суффиксы -ущ- / -ющ- ?

1) стро..щий

2) пиш..щий

3) став..щий

4) люб..щий

IV. В каком из данных слов пишется нн ?

1) песча..ый

2) отда..ый

3) полотня..ый

4) засея..ый

Как видно из этого примера, такое комбинированное тестирование позволяет ребятам закрепить знания о действительных и страдательных причастиях, повторить правописание суффиксов причастий, а мне узнать, насколько прочно они усвоили материал.

После изучения модуля «Причастие» приступаем к изучению модулей «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте» и «Правописание суффиксов причастий». В результате ребята научатся находить причастия в тексте, составлять словосочетания с причастиями, узнают, как образуются причастия.

Количество блоков в модуле может быть различным в зависимости от уровня знаний учащихся, от сложности темы.

Например, в ходе конструирования блоков проблемного модуля «Сложные предложения» в 5 классе, где учащиеся знакомятся с понятием сложные предложения, в более сильном классе я использовала блок углубления «Виды сложных предложений», который содержит материал повышенной сложности. В ходе изучения этого блока ребята не только повторили, чем отличаются простые предложения от сложных, но и познакомились с новыми синтаксическими конструкциями предложений, а также научились делать синтаксический разбор сложных предложении, составлять схемы предложений и предложения по схемам.

При создании схемы данной технологии нужно учитывать следующие принципы:

- принцип «сжатия». Любую тему, изучаемую в учебной программе, можно разбить на модули, объединив в один модуль несколько микротем, что позволит облегчить восприятие учебного материала, сэкономить время.

- принцип мотивации, направленный на стимулирование учебно- познавательной деятельности.

- принцип вариативности: полный, сокращенный, углубленный. При выборе варианта, конечно, учитываются возрастные особенности детей, уровень знаний, подготовленность учащихся.

Объяснение нового материала на уроках, где я использую проблемно- модульную технологию, строится методом рассказа с элементами эвристической беседы. Использование элементов беседы на уроке позволяет мне с помощью целенаправленно поставленных вопросов побудить своих учеников к актуализации уже известных им знаний и умений и, опираясь на знание предыдущих тем, они усваивают новый материал путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Эвристическая беседа ставит моих учеников перед проблемой и требует собственных ответов на поставленные вопросы. Достоинство бесед еще и в том, что она служит для меня прекрасным средством диагностики усвоенных знаний и умений.

В ходе объяснения я ставлю перед учащимися проблемные вопросы, т.е. создаю проблемную ситуацию. Специально сконструированные задания и вопросы помогают моим ученикам преодолеть затруднения, возникающие в связи проблемной ситуацией.

На примере фрагмента урока в 7 классе по теме «Понятие о причастии» покажу, как создается и решается проблемная ситуация.

Предлагаю ученикам сравнить пары предложений.

^ 1. Мы встретили старика, который жил в избе, которая стояла на опушке леса. - Мы встретили старика, который жил в избе, стоящей на опушке леса.

2. Книга, которая лежит на столе, уже прочитана. - Лежащая на столе книга уже прочитана.

^ 3. За столом сидят ученики и читают книгу. - За столом сидят ученики, читающие книгу.

Какую функцию выполняют причастия в речи?

( проблемная ситуация )

Сравнивая предложения, ребята приходят к выводу, что употребление причастий позволяет избегать повтора, делает речь более выразительной, яркой.

Далее ребятам предлагается провести лингвистический эксперимент: заменить один из глаголов причастием.

^ 1. Солнце еще не вошло в силу и греет бережно и ласково. 2. Воздух еще не стал знойным и приятно освежает лицо.

7 класс « Правописание суффиксов причастий. Страдательное причастие прошедшего времени».

Учащиеся слушают миниатюру Ф. Кривина «Страдательные причастия». Всеми униженное, всеми обиженное, никем не привеченное, почти не замеченное – бедное Страдательное причастие. Теперь оно причастие прошедшего времени, и все у него в прошлом. А ведь было время…

^ Это и многое расскажет вам Страдательное причастие, если прислушаетесь к нему.

- Самое дорогое, что у меня есть, - развивает свою мысль Страдательное причастие, - это два н в суффиксе. И вот стоит мне появиться без приставки или хотя бы пояснительного слова, как я сразу же теряю одно н . Но ведь иногда хочется побыть одному.

^ И главное – никакого просвета, никаких надежд. Даже будущего времени у нашего брата, Причастия, не бывает! А как прикажите жить без будущего?

-Что рассказало о себе Страдательное причастие?

-Какие страдательные причастия вы услышали в его рассказе? Запишите их.

^ Униженные – унизить; обиженные – обидеть; привеченное – приветить; замеченное – заметить.

Запишите причастия отданный, испуганный, усеянный, укажите, как они образованы.

Создание проблемной ситуации (решение лингвистической задачи).

- Почему в одних суффиксах страдательных причастий мы пишем -енн-, а в других –нн-.

Ребята выясняют, от каких глаголов образуются записанные причастия, выделяют суффикс в глаголе, и главный вывод, который они делают для себя – суффикс –енн- пишется в страдательных причастиях, если оно образовано от глагола на –ить, -еть. Если глагол на –ать, -ять, то берем суффикс –нн-, гласная суффикса глагола неопределенной формы сохраняется.

Разрешая проблемную ситуацию, ребята овладевают новыми знаниями и способами их добывания.

Часто я использую на уроках объяснения нового материала - алгоритм. Его могут составить сами ребята, либо вместе со мной. Если тема сложная, то я сама предлагаю алгоритм, объясняя методы его использования.

Таким образом, на уроках изучения нового материала я использую различные виды деятельности. Здесь и мое объяснение, и повторение и закрепление раннее изученного, а главное - самостоятельная поисковая деятельность моих учеников.

Важным элементом модуля являются контрольные задания. Контроль помогает установить диагностичность поставленной цели. Поэтому конкретные задания я составляю так, чтобы в любое время можно было воспроизвести результат. Таким инструментом являются тесты. Преимущество тестирования в том, что для этого нужно совсем немного времени; проводится для любого количества тестируемых; можно провести срез знаний одновременно по нескольким темам. Но не стоит забывать и о диктантах различных типов, так как задача учителя-словесника – научить грамотно обращаться с русским языком.

Итак, главным результатом моего использования проблемно-модульной технологии на уроках русского языка является:

- возможность сочетания новых и традиционных подходов к обучению;

- постепенное изложение материала, что облегчает его восприятия учащимися;

- более прочное и осознанное усвоение учебного материала учащимися.

Опыт применения данной технологии неизбежно приводит к росту моей компетентности и компетентности моих учеников.


Список литературы:

  1. Гареев В.М. и др. Принцип модульного обучения.- Вестник высшей школы.- 1987.-8

  2. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе.- М.: просвещение.

  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.



Похожие:

Проблемно-модульное обучение на уроках русского языка. Тюряхина О. В.,учитель русского языка и литературы моу «сош №50» iconИспользование мультимедийной презентации на уроках литературы и русского языка
Богачёва О. А., учитель русского языка и литературы моу сош №4 г. Переславль-Залесский
Проблемно-модульное обучение на уроках русского языка. Тюряхина О. В.,учитель русского языка и литературы моу «сош №50» iconПлан работы методического объединения учителей русского языка и литературы, английского языка сош №9 на 2012-2013 учебный год
«Развитие творческих способностей у учащихся на уроках русского языка и литературы»
Проблемно-модульное обучение на уроках русского языка. Тюряхина О. В.,учитель русского языка и литературы моу «сош №50» iconМоу гимназия №46 Учитель русского языка и литературы Мотягина Л. Н. «Обобщение педагогического опыта»
Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников
Проблемно-модульное обучение на уроках русского языка. Тюряхина О. В.,учитель русского языка и литературы моу «сош №50» iconИнновационный образовательный проект: Работа с одарёнными детьми в современной школе Семенихиной Татьяны Алексеевны, учителя русского языка и литературы моу сош №2 ст. Крыловской
Место работы, должность: моу сош №2 ст. Крыловской Крыловского района Краснодарского края, учитель русского языка и литературы
Проблемно-модульное обучение на уроках русского языка. Тюряхина О. В.,учитель русского языка и литературы моу «сош №50» iconЭлектронный паспорт мо учителей-словесников моу сош №14 г. Пятигорска Налетова Т. Н. Данные об учителях русского языка и литературы моу сош 14 г. Пятигорска на 2010 – 2011 учебный год
Реализация взаимосвязи курса русского языка и литературы как средство духовного развития учащихся
Проблемно-модульное обучение на уроках русского языка. Тюряхина О. В.,учитель русского языка и литературы моу «сош №50» iconГалкина Ирина Витальевна учитель русского языка и литературы моу сош №5 г. Кирова. Высшая квалификационная категория, победитель конкурс
Галкина Ирина Витальевна учитель русского языка и литературы моу сош №5 г. Кирова
Проблемно-модульное обучение на уроках русского языка. Тюряхина О. В.,учитель русского языка и литературы моу «сош №50» iconВикторина по теме «Разнообразные синонимы», которую подготовили и провели учителя русского языка Леонтьев Э. П. и Анахасян А. В
По сложившейся традиции в новом учебном году прошла Декада русского языка и литературы с целью повышения интереса учащихся к изучению...
Проблемно-модульное обучение на уроках русского языка. Тюряхина О. В.,учитель русского языка и литературы моу «сош №50» iconКондря Ирина Николаевна, 1986 года рождения, закон
Шахтинский педагогический колледж по специальности: учитель русского языка и литературы основной общеобразовательной школы, в 2010...
Проблемно-модульное обучение на уроках русского языка. Тюряхина О. В.,учитель русского языка и литературы моу «сош №50» iconЗачётная работа по курсам повышения квалификации «нити- методики преподавания русского языка и культуры речи»
Учитель русского языка и литературы гбоу гимназии г. Сызрани Самарской области Синельникова Елена Олеговна
Проблемно-модульное обучение на уроках русского языка. Тюряхина О. В.,учитель русского языка и литературы моу «сош №50» iconЭффективность проектной деятельности в преподавании литературы
Салова О. В., заместитель директора по вр, учитель русского языка и литературы моу пречистенская сош первомайского района Ярославской...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы