Комплексный анализ новеллы О. Генри «Последний лист». Элективный курс. 10 класс. Куличихина И. М., учитель русского языка и литературы моу «Гимназия №58» icon

Комплексный анализ новеллы О. Генри «Последний лист». Элективный курс. 10 класс. Куличихина И. М., учитель русского языка и литературы моу «Гимназия №58»




Скачать 106.86 Kb.
НазваниеКомплексный анализ новеллы О. Генри «Последний лист». Элективный курс. 10 класс. Куличихина И. М., учитель русского языка и литературы моу «Гимназия №58»
Дата17.10.2012
Размер106.86 Kb.
ТипУрок
источник

Комплексный анализ новеллы О.Генри «Последний лист». Элективный курс. 10 класс.


Куличихина И. М., учитель

русского языка и литературы

МОУ «Гимназия № 58» г. Саратова


Тема урока: «Что такое настоящий шедевр?».

Тип урока: урок повторения ранее пройденного материала систематизации и обобщения знаний, закрепления умений и навыков.

Технология: деловая игра.

Оборудование: мультимедиа, интерактивная доска.

Цель урока:

  • провести комплексный анализ новеллы О.Генри «Последний лист»;

  • продолжить работу над развитием надпредметных компетенций учащихся;

  • продолжить формирование их позитивного и профессионального отношения к искусству, в том числе словесному.

Задачи:

  • повторить такие теоретические понятия, как эпический род литературы, жанр новеллы, композиция, художественный образ, средства выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворение и другие;

  • создать условия для творческой групповой исследовательской ( в том числе и сопоставительной) работы с текстом новеллы;

  • показать учащимся общность сквозных тем в зарубежной и русской литературе;

  • продолжить развитие исследовательских и коммуникативных навыков учащихся;

  • продолжить воспитание читательского вкуса учащихся и их эстетическое развитие.

Предварительное домашнее задание к уроку:

  • Сообщение по жизни и творчеству О.Генри, оформленное как презентация (индивидуально).

  • Подготовить выразительное чтение стихотворения «Последний лист» и подобрать к нему музыкальное оформление (индивидуально).

  • Познакомиться со статьей Б.М. Эйхенбаума «О.Генри и теория новеллы», выписать тезисы, которые подтверждают, что «Последний лист» - новелла (индивидуально).

  • Перечитать новеллу О.Генри «Последний лист», подумать с какими известными произведениями русской литературы можно его сопоставить.

Ход урока.

  1. Организационный момент. До звонка учащиеся делятся на четыре группы с помощью разноцветных жетонов и садятся за столы, на которых стоят флажки данных цветов.

  2. Создание эмоционального фона. На фоне музыки (например, серенады Шуберта) на экране появляется фотография «Последний лист», ученица читает стихотворение.

   

^ ПОСЛЕДНИЙ   ЛИСТ.

С деревьев пожелтевшие одежды
Безжалостно осенний ветер рвал.
Последний лист... Последний лист надежды
С плюща соседнего сорвал внезапный шквал.

Но старый незадачливый художник,
В ту ночь шедевр единственный создав,
В последний раз палитру на треножник
Поставил, смертный приговор свой подписав.

Затем его палитра овдовела.
Но спасена была им молодая жизнь...
Об этом случае нам написал новеллу
О. Генри - величайший новеллист.


^ 3. Постановка целей и задач урока перед учащимися.

Учитель: Сегодня мы с вами вернемся к замечательной новелле «Последний лист» американского писателя О.Генри, которую изучали в 7 классе, и попробуем прочитать её по-новому, как литературоведы, как исследователи творчества писателя. Но сначала несколько слов о самом авторе. Во время презентации постарайтесь записать краткую биографическую таблицу и особенности художественного мастерства О.Генри.

^ 4. Сообщение учащегося. О. Генри. Биографическая справка. (Оформленная как презентация и спроецированная на доску.)

Биография

Уильям Сидни Портер родился 11 сентября 1862 г. в городе Гринсборо, штат Северная Каролина. В трехлетнем возрасте он лишился матери, умершей от туберкулеза. Позже попал под опеку своей тетки по отцу. После школы учился на фармацевта, работал в аптеке. Затем работал кассиром-бухгалтером в банке в техасском городе Остине. Был обвинён в растрате и полгода скрывался от правоохранителей в Гондурасе, затем в Южной Америке. По возвращении в США был осужден и посажен в тюрьму Колумбус штата Огайо, где провел три года (18981901).

В тюрьме Портер работал в лазарете и писал рассказы, подыскивая себе псевдоним. В конце концов остановил свой выбор на варианте О. Генри (часто неверно записывается наподобие ирландской фамилии O’Henry — О’Генри). Первый свой рассказ под этим псевдонимом — «Рождественский подарок Дика-Свистуна», напечатанный в 1899 в «Журнале Мак Клюра» (Mc Clure’s Magazine), — он написал в тюрьме.

Первая книга рассказов О. Генри — «Короли и капуста» (Cabbages and Kings) — вышла в ^ 1904. За ней последовали: «Четыре миллиона» (The four million, 1906), «Горящий светильник» (The trimmed Lamp, 1907), «Сердце Запада» (Heart of the West, 1907), «Голос города» (The Voice of the City, 1908), «Благородный жулик» (The Gentle Grafter, 1908), «Пути судьбы» (Roads of Destiny, 1909), «Избранное» (Options, 1909), «Точные дела» (Strictly Business, 1910) и «Водовороты» (Whirligigs, 1910).

В конце жизни страдал от цирроза печени и диабета.[1] Писатель скончался 5 июня 1910 г. в Нью-Йорке.

В сборник «Постскриптумы» (Postscripts), изданный уже после смерти О. Генри, вошли фельетоны, наброски и юмористические заметки, написанные им для газеты «Почта» (Хьюстон, штат Техас, 18951896). Всего О. Генри написано 273 рассказа, полное собрание его произведений составляет 18 томов.

О. Генри занимает в американской литературе исключительное место как мастер жанра «короткого рассказа» (short-story). Перед смертью О. Генри высказал намерение перейти к более сложному жанру — к роману («всё, что я писал до сих пор, это просто баловство, проба пера, по сравнению с тем, что я напишу через год»).

В творчестве, однако, эти настроения ничем не проявились, и О. Генри остался органическим художником «малого» жанра, рассказа. Не случайно, конечно, что в этот период писатель впервые начал интересоваться социальными проблемами и выявил свое отрицательное отношение к буржуазному обществу (Дженнингс «Через тьму с О. Генри»).

Герои О. Генри разнообразны: миллионеры, ковбои, спекулянты, клерки, прачки, бандиты, финансисты, политики, писатели, артисты, художники, рабочие, инженеры, пожарные — сменяют друг друга. Умелый конструктор сюжета, О. Генри не показывает психологическую сторону происходящего, действия его персонажей не получают глубокой психологической мотивировки, что еще более усиливает неожиданность финала.

Через восемь лет после его смерти в память о писателе была учреждена премия О. Генри, которая выдаётся каждый год.

^ 5. Дается задания группам (все задания для экономии времени даются учащимся на карточках). Работа в группах (Не более 10 минут). Во время обсуждения учитель переходит от группы к группе и при необходимости подбрасывает идеи учащимся.

^ Задание, которое получают учащиеся

Примерный круг обсуждения

Задание 1 группы ( работа с интерактивной доской): определить род и жанр произведения, указать его характерные жанровые особенности, а также композицию. (метод работы с интерактивной доской: из «подвала», где собраны в беспорядке теоретические понятия, перенести в верхнюю часть те из них, которые относятся к данному произведению).


Род - эпический, в основе – событие: создание художником Берманом шедевра, спасшего жизнь молодой девушке. Жанр – новелла: малая форма, несколько страниц текста, лаконизм, один сюжетный узел – болезнь девушки (Джонси), ее фатализм и чудесное выздоровление. В основе двойная «ошибка» героини: она сначала связывает свою жизнь и смерть с последним листом плюща, потом не замечает, что последний лист – создание кисти художника, а не природы. Сюжетное ударение в конце: Джонси становится известно, что ее спас Берман и то, какую цену он заплатил за создание шедевра. По-новому освещается фигура художника- «неудачника», создавшего свой шедевр. Композиция лаконична: экспозиция – описание колонии художников, встречи двух девушек, их решения жить вместе. Завязка происходит тогда, когда Джонси заболевает. Кульминация наступает в тот момент, когда силы Джонси на исходе, а на ветвях остается последний лист, и Бремен тайно в холодную ночь создает свой спасительный шедевр. Развязка – выздоровление героини и разрешение ошибки: рукотворность последнего листа, величия шедевра художника.


Задание 2 группы: проанализируйте, как художник описывает место действия новеллы, что можно сказать об общем колорите произведения. Вспомните, в каких произведениях русской литературы можно встретить подобное описание города. Какой художественный прием использует автор, когда говорит о пневмонии.


Описывая «колонию» поселенцев, вольных художников, О.Генри передает печальный колорит бедных кварталов Вашингтон-сквера, интерьер можно считать философским: «улицы перепутались и переломались», как и судьбы героев. «Одна улица даже пересекает самое себя раза два», как старый неудачник художник Берман, мечтая о шедевре, пишет вывески ради хлеба насущного. Окно студии Джонси и Сью выходит на «глухую стену соседнего кирпичного дома», что может символизировать тупик жизненного пути Джонси: ведь она так же безнадежно, как и Берман, мечтает написать Неаполитанский залив. Говоря о страшной болезни, пневмонии, автор использует прием олицетворения, персонификации. Не случайно это слово написано в рассказе с большой буквы. Метафоры «неприветливый чужак», «душегуб» и деепричастные обороты, включающие в себя эпитеты: «незримо разгуливая», «касаясь то одного, то другого своими ледяными пальцами» - создают страшный образ смерти. Герои О.Генри живут в городе-убийце, который губит их мечты и их жизни. Особое место в новелле занимает описание плюща: «Старый, старый плющ с узловатым, подгнившим у корней стволом заплел до половины кирпичную стену. Холодное дыхание осени сорвало листья с лозы, и оголенные скелеты ветвей цеплялись за осыпающиеся кирпичи». Оно также имеет символическое значение плющ - «лоза жизни», с которой метафорический и олицетворенный образ осени срывает последние листья. Сама природа, кажется, несет гибель тем, кто живет в этих бедных кварталах. Творческий метод О.Генри можно сопоставить с аналогичным описанием города-убийцы в произведениях Н.В. Гоголя («Петербургские повести») и Ф.М. Достоевского («Преступление и наказание»).


Задание 3 группы: охарактеризуйте образную систему и композицию новеллы. К какому литературному типу можно отнести ее героев? Как писатель раскрывает их внутренний мир? Можно ли провести аналогии с русской литературой?


Систему образов новеллы можно разделить на две группы: первая – это художник Берман, Джонси, Сью, доктор – круг действующих лиц невелик, что определяется жанром произведения; вторая – символические образы Пневмонии, осени, старого плюща. Предыстории девушек нет, автор только указывает, что одна приехала из Калифорнии, другая из штата Мен. Сью и Джонси «познакомились за табльдотом одного ресторанчика… и нашли, что их взгляды на искусство, цикорный салат и модные рукава вполне совпадают. В результате и возникла общая студия». Но вместе со студией возникает и дружба. Молодые, талантливые, они поддерживают друг друга. Как заботливо ухаживает Сью за подругой во время болезни, когда та считает листья на старом плюще и уверяет себя, что умрет тогда, когда упадет последний лист. Очень точно О.Генри передает состояние героини: «Джонси, бледная и неподвижная, как поверженная статуя» не может бороться за свою жизнь. Ее монолог полон отчаянья: «Я устала ждать. Я устала думать (ретардация). Мне хочется освободиться от всего, что меня держит, - лететь, лететь все ниже, как один из этих бедных, усталых листьев». Еще один персонаж – доктор. Несколькими штрихами автор рисует портрет старого врача: «озабоченный доктор одним движением косматых бровей вызвал Сью в коридор». Он знает жизнь и силы человеческого организма: «Вся наша фармакопея теряет смысл, когда люди начинают действовать в интересах гробовщика». Но медицинская тема не исчерпывает образ врача: важна его реакция на слова Сью о мечте Джонси: «Ей… ей хотелось красками написать неаполитанский залив» . «Чепуха,» - сказал доктор. Он признает, что можно жить ради любви и даже ради моды, но не понимает, что можно жить ради искусства. В предкульминационный момент новеллы автор вводит образ художника Бермана. Если портретная характеристика Сью не упоминается вовсе, а о Джонси сказано только, что она «миниатюрная девушка, малокровная от калифорнийских зефиров, то портретная характеристика Бермана более развернутая: «Ему было уже за шестьдесят, и борода, вся в завитках, как у Микеланджело, спускалась у него с головы сатира на тело гнома». Микеланджело- сатир-гном – такой ряд, конечно, не случаен: все в этом герое противоречиво. Мечтает о шедевре, а в его коморке 25 лет стояло «нетронутое полотно, готовое принять первые штрихи», которые художник все никак не отважится нанести. Он, «злющий старикашка, который издевался над всякой сентиментальностью», все-таки смотрел на себя «как на сторожевого пса, специально приставленного для охраны двух молодых художниц». Такая полнота образа Бермана позволяет сделать вывод, что именно он главный герой новеллы. Он ворчит и не принимает печальных фантазий Джонси, но ценой своей жизни спасает её, создавая свой шедевр. Могильный холод отступил от Джонси, но взял в свои объятья старого художника. Мотив холода продолжается в описании каморки Бермана после его смерти, «башмаки и вся его одежда промокли насквозь и были холодны, как лед».

Можно сделать вывод, что герои новеллы – маленькие люди, которые поддерживают друг друга в беде. У О.Генри нет психологизма Пушкина и Достоевского, но в какой-то мере его героев можно сравнить и с Самсоном Выриным, и с Макаром Девушкиным, и с Варенькой.


Задание 4 группы: определите главную тему и идею новеллы. Что такое шедевр в вашем понимании и можно ли назвать шедевром «последний лист» Бермана? В каком произведении русской литературы поднимается тема искусства и его предназначения с наибольшей полнотой?


В небольшой новелле О.Генри затронул несколько тем: он дает зарисовку жизни «маленьких» людей искусства, небогатых и незнатных; показывает героиню, отдавшуюся во власть болезненной, фатальной фантазии, говорит о смысле жизни ( любовь, искусство и даже «модные рукава») и о том, что человек должен надеяться, должен иметь мечту, как Берман, как Джонси, но главная тема связана с искусством и его влиянием на жизнь человека.

Идея произведения – показать спасительную силу искусства. Заканчивается новелла словами Сью, обращенными к Джонси: « Посмотри в окно, дорогая, тебя не удивляло, что он не дрожит и не шевелится от ветра? Да, милая, это и есть шедевр Бермана – он написал его в ту ночь, когда слетел последний лист». Искусство – это способность человека, подражая природе, создавать прекрасное. И пусть Берман создал свою картину не на холсте, а на кирпичной стене, пусть вся жизнь была только подготовкой к созданию этого шедевра – цена оправдана, ведь спасена молодая жизнь. Одно из произведений русской литературы, в котором вопрос о предназначении искусства является главным, - это «Портрет» Н.В.Гоголя, главный герой, старый художник, умирая, завещал сыну помнить, что для художника нет низкого, так как сама миссия искусства возвышать и очищать.





  1. ^ Творческий полилог. Учащиеся озвучивают результаты своих исследований. 5 минут каждой группе. 20минут всего. В ходе выступления групп ребята задают вопросы друг другу, учитель при необходимости конкретизирует выводы ребят.

  2. ^ Подведение итогов урока.

Учитель: тема нашего урока «Что такое настоящий шедевр?», мы подробно рассмотрели новеллу О.Генри, поняли, что называл шедевром писатель. Но ведь так можно назвать и само это произведение. Не так ли? (Заслушивается мнение учащихся). Дома перечитайте, пожалуйста, новеллу « Дары волхвов». Кстати, есть прекрасный российский современный фильм «Новогодний романс», созданный по мотивам этих двух новелл О.Генри. У меня есть диск. Кто бы хотел посмотреть? Можно остаться после занятий сегодня или взять домой диск.( Своеобразная рефлексия – кого из школьников затронуло творчество О.Генри.)



Похожие:

Комплексный анализ новеллы О. Генри «Последний лист». Элективный курс. 10 класс. Куличихина И. М., учитель русского языка и литературы моу «Гимназия №58» iconМоу гимназия №46 Учитель русского языка и литературы Мотягина Л. Н. «Обобщение педагогического опыта»
Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников
Комплексный анализ новеллы О. Генри «Последний лист». Элективный курс. 10 класс. Куличихина И. М., учитель русского языка и литературы моу «Гимназия №58» iconКонспект урока по русскому языку в 5 классе Банникова О. А., учитель русского языка и литературы моу «Гимназия №58» г. Саратов
Учитель сообщает, что написание большинства приставок пре- и при- зависит от их значения. Работа с параграфом №54. Запись и анализ...
Комплексный анализ новеллы О. Генри «Последний лист». Элективный курс. 10 класс. Куличихина И. М., учитель русского языка и литературы моу «Гимназия №58» iconИспользование мультимедийной презентации на уроках литературы и русского языка
Богачёва О. А., учитель русского языка и литературы моу сош №4 г. Переславль-Залесский
Комплексный анализ новеллы О. Генри «Последний лист». Элективный курс. 10 класс. Куличихина И. М., учитель русского языка и литературы моу «Гимназия №58» iconИнновационный образовательный проект: Работа с одарёнными детьми в современной школе Семенихиной Татьяны Алексеевны, учителя русского языка и литературы моу сош №2 ст. Крыловской
Место работы, должность: моу сош №2 ст. Крыловской Крыловского района Краснодарского края, учитель русского языка и литературы
Комплексный анализ новеллы О. Генри «Последний лист». Элективный курс. 10 класс. Куличихина И. М., учитель русского языка и литературы моу «Гимназия №58» iconА. С. Пушкина «Капитанская дочка» ив русской живописи 18 века. (8 класс) Курчакова И. А., учитель русского языка и литературы, моу «Гимназия №58», г. Саратова Цель и задачи урок
Искусство портрета в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и в русской живописи 18 века. (8 класс)
Комплексный анализ новеллы О. Генри «Последний лист». Элективный курс. 10 класс. Куличихина И. М., учитель русского языка и литературы моу «Гимназия №58» iconГалкина Ирина Витальевна учитель русского языка и литературы моу сош №5 г. Кирова. Высшая квалификационная категория, победитель конкурс
Галкина Ирина Витальевна учитель русского языка и литературы моу сош №5 г. Кирова
Комплексный анализ новеллы О. Генри «Последний лист». Элективный курс. 10 класс. Куличихина И. М., учитель русского языка и литературы моу «Гимназия №58» iconАнализ работы мо учителей русского языка и литературы и учителей истории и обществознания моу сош №7 имени адмирала Ф. Ф. Ушакова г. Тутаева за 2011 2012 учебный год
Анализ работы мо учителей русского языка и литературы и учителей истории и обществознания
Комплексный анализ новеллы О. Генри «Последний лист». Элективный курс. 10 класс. Куличихина И. М., учитель русского языка и литературы моу «Гимназия №58» iconУрок литературы 11 класс Учитель русского языка и литературы моу «сош №34» Тульцева М. В
Что-то новое, блистательное и страшное вошло с ним в русскую литературу и в ней и останется. Он будет всё же, вероятнее всего,-…писателем...
Комплексный анализ новеллы О. Генри «Последний лист». Элективный курс. 10 класс. Куличихина И. М., учитель русского языка и литературы моу «Гимназия №58» iconБочарова Юлия Юрьевна, учитель русского языка и литературы высшей категории нашей родной школы № Юлия Юрьевна пришла сознательно в нашу школу в 10-ый класс сознательно, т к
Чебоксар и Новочебоксарска, раз в месяц уроки литературы проходит в Художественном музее города, посетили достопримечательные места...
Комплексный анализ новеллы О. Генри «Последний лист». Элективный курс. 10 класс. Куличихина И. М., учитель русского языка и литературы моу «Гимназия №58» iconРабочая программа по русскому языку. 9 класс. Автор Львова М. А., учитель русского языка и литературы, 2011-2012 уч г. Муниципальное образовательное учреждение
Рабочая программа по русскому языку. 9 класс. Автор – Львова М. А., учитель русского языка и литературы, 2011-2012 уч г
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы