Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права Факультет информационных технологий и управления Кафедра «Государственное и муниципальное управление» icon

Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права Факультет информационных технологий и управления Кафедра «Государственное и муниципальное управление»




НазваниеВосточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права Факультет информационных технологий и управления Кафедра «Государственное и муниципальное управление»
страница1/4
Дата03.11.2012
Размер0.5 Mb.
ТипКурсовая
источник
  1   2   3   4


восточный институт экономики,

гуманитарных наук, управления и права


Факультет информационных технологий и управления


Кафедра «Государственное и муниципальное управление»


КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»


На тему:


РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ


Выполнила:

студентка IV курса

очного отделения

прием С-2003

Писарев С.А.


Научный руководитель:

доцент Зырянова М.П.


УФА-2007

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ




3










I. Направления и механизмы реализации

региональной политики государства



















1.1. Основные направления региональной политики государства.




5

1.2. Значение и содержание региональной политики.




6

1.3. Региональный аспект национальной безопасности.




9

1.4. Региональная кризисная ситуация




13

1.5. Методы проведения региональной политики

и формирование рыночных структур в регионах.





15










II. Социально-экономическое развитие

Республики Башкортостан как направление

региональной политики РФ










2.1. Основные положения Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2007 года»






17

2.2. Показатели социально-экономического развития республики по итогам 2006 года





20










ЗАКЛЮЧЕНИЕ




31










^ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ




33

ВВЕДЕНИЕ


Современный этап экономического развития страны характеризуется быстро растущим интересом к обширному комплексу региональных проблем. Пространственный аспект различных явлений оказывается в центре внимания при региональных исследованиях. Демография, социология, статистика, экология, геология, экономика отраслей — таков далеко не полный перечень наук, в которых пространственные связи изучаемых явлений все в большей мере влияют на изучение региональных проблем. При этом в качестве критерия для отбора исследуемых явлений принимается их влияние на жизнь и деятельность человека.

В период формирования рыночных отношений роль государства в региональном управлении резко снизилась. В результате этого наметилась дезинтеграция регионов. В сложном положении оказалась Восточная зона России. Ее положение осложняется тем, что она граничит с густонаселенными азиатскими странами. Большинство регионов этой зоны ощущают недостаток финансирования, и как результат — низкий уровень жизни населения.

В этих условиях роль государства в управлении регионами резко возрастает. Федеральный центр должен совершенствовать систему государственного регулирования территориального развития. Необходимо определить цели, задачи и методы реализации государственной региональной политики, а также роль государства в решении социальных и экономических проблем, появившихся в результате перехода к рыночной экономике. В этой связи требуется разработка методов оценки экономической безопасности регионов России, а также определение роли частного сектора.

Десятилетний период блужданий при формировании капиталистического рынка в нашей стране показал, что рыночные преобразования без государственного вмешательства и поддержки регионов разных типов приведут к усилению дезинтеграционных тенденций, спаду отечественного производства, нанесут ущерб национальной безопасности, приведут к размыванию прав российских граждан.

Ситуация, сложившаяся в регионах страны, а также разразившийся системный кризис указывают на ведущую роль государства, особенно в период переходной многоукладной экономики, чтобы сгладить стихию рынка. Ослабление позиций государства в управлении экономическими процессами привело к конфликту между центром и регионами.

На протяжении многих десятилетий вопросы регионального развития в вузах страны изучались в курсе экономической географии, где выделялся раздел экономика регионов. Он давал общее представление о региональных проблемах страны. В нем отсутствовали теория и методика региональных исследований.

В настоящее время значение региональных вопросов резко возросло в связи с необходимостью усилить территориальный подход к регулированию народного хозяйства, управлению им в новых экономических условиях для обеспечения рациональных экономических связей между регионами, научно обоснованной хозяйственной специализации и комплексности, предотвращения автаркии в регионах.

Региональная политика — важная составная часть экономической политики государства. Она охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами и власти и направленных на регулирование процессов размещения производительных сил.

В первой главе данной курсовой работы рассматриваются основные направления региональной политики государства, ее значение, содержание и методы проведения, а также такие аспекты региональной политики, как национальная безопасность и кризисные ситуации в регионах.

Во второй главе рассматривается значение социально-экономического развития Республики Башкортостан в региональной политике РФ.

I. Направления и механизмы реализации

региональной политики государства


^ 1.1. Основные направления региональной политики государства.


Региональная политика государства - это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой. Региональная политика представляет собой составную часть национальной стратегии социально-экономического развития и предусматривает следующие основные направления:

1) определение соотношения движущих сил регионального развития и обеспечение их взаимодействия (государственный и частный секторы экономики, внутренние и внешние факторы развития региона и средства);

2) определение соотношения общегосударственного и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой;

3) подъем экономики отсталых районов и освоение новых районов и ресурсов;

4) решение национально-экономических вопросов (в условиях многонационального государства);

5) решение проблем урбанизации.

К направлениям региональной политики следует отнести также региональные аспекты демографической, аграрной политики и другие мероприятия государственной власти. Отношение государства к каждому из этих направлений и конкретные мероприятия, осуществляемые по ним, составляют содержание региональной политики государства, которое во всех развитых странах (проводящих активную региональную политику) практически одинаково:

    • освоение слаборазвитых территорий, реконструкция экономики депрессивных промышленных районов;

    • децентрализация агломераций и районов концентрации промышленного производства;

    • образование новых промышленных узлов за пределами городских поселений, не связанных с существующими центрами промышленности.

Без осуществления такой политики диспропорции как в регионах, так и в масштабе всей страны будут возрастать.

Региональная политика играет значительную роль в наиболее развитых странах, хотя в менее развитых странах региональные проблемы часто оказываются более острыми. Это обусловлено тем, что проведение региональной политики требует значительных средств.

В развивающихся странах направления региональной политики следующие:

    • интеграция всех районов страны в единый национальный рынок;

    • смягчение региональных диспропорций и подъем экономики особо отсталых аграрных районов;

    • смягчение противоречий между городом и деревней, регулирование процесса урбанизации;

    • возможно более полное освоение природных и людских ресурсов;

    • рациональное размещение новых промышленных проектов.



^ 1.2. Значение и содержание региональной политики.


Для России региональная политика имеет исключительно важное значение: вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий унифицированный подход к регионам здесь невозможен. В период перехода к рыночным отношениям роль региональной политики еще более возрастает. Это обусловлено:

    • необходимостью учета специфики регионов при проведении экономической реформы, переноса ряда направлений реформы на региональный уровень, учета различных стартовых условий регионов;

    • усилением центробежных, сепаратистских настроений в регионах, дезинтеграцией экономического пространства;

    • незавершенностью и противоречивостью преобразования национально-государственного устройства России и разграничения компетенций федеральных и региональных органов управления;

    • политической нестабильностью и межэтнической напряженностью в ряде регионов;

    • геополитическими и социально-экономическими последствиями распада СССР;

    • экономическим кризисом, острыми проблемами в регионах.

В особо тяжелом положении сейчас находятся регионы:

    • с высокой концентрацией стагнирующих и конверсируемых отраслей, незавершенных инвестиционных программ;

    • наиболее зависимые от поставок продовольствия, сырья, продукции производственно-технического назначения, т.е. имеющие ограниченные возможности самообеспечения и саморегулирования;

    • с высокой долей отраслей производства, контролируемых государством (по ценам и другим условиям реализации продукции);

    • с критической экологической обстановкой, требующей закрытия многих производств и принятия особых мер по социальной защите.

Напряженная социально-экономическая ситуация в регионах, чрезмерные региональные контрасты в социальных условиях - угроза существованию самого государства, ведущая к его распаду. Региональная политика, таким образом, призвана ослабить внутренние социальные напряжения, сохранить целостность и единство страны. Изменившаяся ситуация в стране вызывает необходимость изменения содержания региональной политики.

В период плановой экономики региональную политику кратко можно охарактеризовать следующим образом:

    • соотношение центрального и регионального уровней управления. В вопросах управления экономическим и социальным развитием приоритет отдавался централизованному управлению, роль регионов была незначительной;

    • решение вопросов подъема экономики отсталых районов и национально-этнических вопросов. Реализовался принцип выравнивания уровня экономического развития и уровня жизни населения национальных республик часто в ущерб регионам Центра России;

    • освоение новых районов и ресурсов, стимулирование заселение Севера и Востока страны, строительство здесь новых городов, формирование территориально-производственных комплексов. Это имело важное значение для экономического развития страны. Вместе с тем при освоении новых районов недостаточное внимание уделялось комплексному развитию территории, созданию инфраструктуры, решению социальных и экономических проблем. Не были учтены экстремальные природные условия, которые делают исключительно дорогим обеспечение условий для проживания большого количества населения в этих районах. Не были развиты другие отрасли, помимо добывающих. Все это породило ряд острых проблем в этих регионах;

    • решение проблем урбанизации. Урбанизация - это социально-экономический процесс, выражающийся в росте городских поселений, концентрации населения в них, особенно в больших городах, в распространении городского образа жизни на всю сеть поселений. В этой области проводилась противоречивая и недостаточно эффективная политика.

Декларированный принцип стирания различий между городом и деревней не был реализован, что вызывало массовую миграцию сельского населения в города. Ограничение чрезмерного роста крупных городов осуществлялось административно-запретительными методами - путем ограничения прописки. В то же время в городах развивались производства, не обеспеченные рабочей силой, что заставляло привлекать рабочих «по лимиту». Одновременно проводилась ликвидация мелких сельских поселений - «неперспективных деревень».

Задачей региональной политики в отношении процесса урбанизации должно быть широкое развитие городского образа жизни, городских удобств во всех типах поселений и сдерживание негативных процессов.

Гиперурбанизация характерна для развитых, ложная урбанизация - для развивающихся стран.

Гиперурбанизация - это зоны неконтролируемого развития городских поселений и перегрузки естественного ландшафта (нарушено экологическое равновесие).

Ложная урбанизация - довольно часто применяется для характеристики ситуации в развивающихся странах. В этом случае урбанизация связана не столько с развитием городских функций, сколько с «выталкиванием» населения из сельских районов в результате относительного аграрного перенаселения.

Для России характерны обе эти проблемы (ложная урбанизация - в меньшей степени и в несколько другой форме; в России она обусловлена неспособностью городов обеспечить прибывающее население необходимой социальной инфраструктурой). Задачи региональной политики, как правило, имеют инерционный, долговременный характер. Многие из них переходят из прошлого, но трансформируются с учетом новых условий, меняют свои приоритеты, требуют новых методов их решения. Качественно новые задачи региональной политики обусловлены следующими обстоятельствами:

1. Россия стала самостоятельным государством, что принципиально изменило геополитическое положение многих российских регионов, условия и задачи их экономического и социального развития, связи с другими регионами.

2. Изменилось соотношение центрального и регионального уровней управления.

3. Федеративный договор изменил принципы взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами, расширил хозяйственную компетенцию субъектов Федерации; вместе с тем актуальной задачей стало сохранение целостности России как объекта государственной, в том числе региональной, политики.

4. Произошел переход от административной системы управления к системе преимущественно рыночного регулирования.

Стратегическими задачами регионального развития в настоящее время являются:

    • реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экономической обстановки;

    • преодоление депрессивного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока; возрождение малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земельных угодий;

    • стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией; создание условий для возрождения малочисленных народов (прежде всего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, горных районах);

    • продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах преимущественно за счет нецентрализованных инвестиций и приоритетного развития производств с комплексным использованием добываемого сырья, соблюдения строгих экологических стандартов;

    • стимулирование развития экспортных и импортозамещающих производств в районах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений науки, ускорения экономического и социального прогресса;

    • переспециализация новых приграничных регионов;

    • развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики), обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики;

    • преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей.

Таким образом, в региональной политике акценты переместились с освоения новых районов на стабилизацию в них и преодоление депрессивного состояния старых регионов, с ограничения роста крупных городов - на возрождение малых городов и сельских поселений; изменилось соотношение центрального и регионального уровней управления, возникли новые проблемы: безработица, достигающая в некоторых регионах критического уровня; появление беженцев и вынужденных переселенцев; резкое ухудшение социально-экономической ситуации во многих регионах. В качестве особо важных следует выделить следующие задачи:

    • нормализация экологической ситуации;

    • адаптация беженцев и вынужденных переселенцев; создание новых рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры в регионах;

    • нормализация ситуации в регионах, где отмечается критическое положение на рынке труда;

    • решение проблемы гиперурбанизации - устранение перегруженности крупных городов производственными объектами, населением, устранение чрезмерной экологической нагрузки, перегруженности социальной инфраструктуры крупных городов.

Изменение содержания региональной политики ставит перед региональной экономикой новые теоретические задачи. В частности, необходимо выработать четкие критерии отнесения регионов к числу проблемных, или территорий приоритетного развития.


^ 1.3. Региональный аспект национальной безопасности.


Быстрый переход от командно-распределительной к рыночной экономике привел к временным социально-экономическим потрясениям из-за разной способности регионов быстро адаптироваться к рыночным условиям. Особенно уязвимыми оказались три группы регионов:

    • с высокой концентрацией производств, ставших нерентабельными при рыночных ценах или резко потерявших спрос на свою продукцию;

    • удаленные от основных экономических центров - из-за опережающего роста транспортных тарифов, которые в ряде случаев выросли в 5-10 тыс. раз;

    • получавшие ранее из федерального бюджета значительные дотации и внезапно потерявшие их.

В то же время ряд регионов, располагавших рыночной инфраструктурой и особенно банковским капиталом (Москва), достаточно быстро оправились от шока. Вследствие наложения друг на друга исторически сложившихся диспропорций и факторов переходного периода большинство регионов России в настоящее время являются проблемными. Основные типы проблемных регионов - это слаборазвитые, депрессивные, экологически опасные, приграничные.

К слаборазвитым (традиционно отсталым) относятся регионы, которые в силу ряда причин хронически отстают от среднего российского уровня. В эту категорию входит более половины всех республик (Марий Эл, Алтай, Тыва, республики Северного Кавказа и др.), а также ряд областей европейской части. Более 80% населения этих субъектов находятся ниже официальной черты бедности. Депрессивные регионы характеризуются наиболее глубоким спадом промышленного производства (чаще всего это регионы с высокой концентрацией ВПК и машиностроения, потерявшие государственный заказ и инвестиционный спрос). Здесь, как правило, наиболее высокий уровень безработицы. В эту группу входят многие индустриально развитые области Северо-Западного, Центрального, Поволжского, Уральского, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского районов.

К экологически опасным относятся регионы, испытывающие последствия различных катастроф (Мурманская обл., Поволжье, Урал, Кузбасс, побережье Каспийского моря). В отдельную группу, принимая во внимание новую геополитическую ситуацию, целесообразно выделить ряд приграничных регионов, так как здесь следует не только поднять экономику, но и создать принципиально новую для них пограничную и таможенную инфраструктуру, что приведет к коренным изменениям, в том числе уклада жизни.

Объективные различия стартовых условий, дифференцированное отношение федеральных властей к разным регионам и различия в политике региональных властей определяют неравномерность осуществления реформ и их региональное разнообразие.

Можно выделить примерно следующие модели политики региональных властей:

1) формирование рыночных преобразований даже ценой усиления социальной дифференциации (Москва и др.);

2) ориентация на усиление экспорта с использованием различий в мировых и внутренних ценах и льгот во внешнеэкономической деятельности;

3) завоевание для своего региона льгот от федерального правительства (налоговые льготы, субсидии и т.п.);

4) сохранение существенных элементов административно-плановой экономики на региональном уровне (контроль над ценами, нормированное распределение товаров, запрет на их вывоз и т.д.). В России наблюдаются признаки дезинтеграции: усиление замкнутости регионов и уменьшение интенсивности межрегиональных связей. Предельная дезинтеграция - это выпадение региона из экономической системы (и государства), его обособление или вхождение в другую систему (государство). Дезинтеграционные тенденции не устранены до настоящего времени (Приморье, Чеченская Республика, Республика Татарстан и др.). Однако политическая опасность распада России ослабевает, начинает активно действовать такой объединяющий фактор, как заинтересованность товаропроизводителей в преодолении ограничений спроса и расширении рынка сбыта продукции. Эти интеграционные моменты требуют государственной поддержки.

Огромные различия российских регионов по всем предпосылкам развития и федеративное устройство страны обрекают на неудачу унифицированное проведение реформ. Для реформирования России необходимо разумное сочетание двух течений - регионализации и интеграции.

Суть регионализации - учет специфики регионов в общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой политике; перенос ряда направлений реформ на региональный уровень (например, реформа в коммунальном секторе); разработка специальных программ реформ для регионов с особыми условиями развития.

Пространственная интеграция экономики России включает ряд специальных мероприятий:

    • стабилизация интегрирующих систем (магистральный транспорт, связь, энергетическая и водные системы);

    • совершенствование механизма вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов Федерации;

    • проведение единой внешнеэкономической политики, т.е. создание для всех регионов единых условий для выхода на внешние рынки.

Тенденции регионализации и интеграции, разумеется, противоречивы. Не исключена трансформация регионализации в региональный сепаратизм, но и чрезмерная централизация управления нежелательна. Подавление экономической заинтересованности на местах создает базу для регионального сепаратизма, поскольку в регионах усиливается убежденность, что, действуя в одиночку или в составе региональных коалиций, можно добиться большего, чем в централизованном государстве.

Включение задач, форм, методов региональной политики в программы экономических реформ активизирует такие принципы, как долгосрочность (так как реализация основных задач региональной политики требует длительного времени), активное государственное регулирование, социальная приоритетность. К этому следует добавить, что региональная политика, которая может осуществляться только во взаимодействии ее участников, способствует сплочению нации.

Главная цель региональной политики - создание условий для вхождения в рынок всех заинтересованных регионов, предприятий и граждан, для раскрытия и развития их целевых способностей и предприимчивости с учетом территориальной специфики.

Цель региональной политики включает три группы подцелей:

  1. социальные:

    • формирование в регионах слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики, развитию региональных рынков;

    • социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет не только государственных средств, но и средств, поступающих от приватизации, отечественных и иностранных инвесторов;

  1. экономические:

    • территориально ориентированная приватизация, проводимая темпами, учитывающими специфические особенности каждого региона России, в целях обеспечения устойчивого состояния региональных хозяйственных комплексов в условиях финансовой нестабильности;

    • создание конкурентной рыночной среды во всех регионах России; содействие демонополизации хозяйства;

    • повышение комплексности использования природных ресурсов на базе развития системы малых и средних предприятий;

    • содействие расширению экспортного потенциала, приграничной торговле, развитию свободных экономических зон;

    • привлечение иностранного капитала на выгодных для России и ее регионов условиях;

  1. экологические:

    • содействие восстановлению эколого-экономического равновесия в легко ранимых регионах на основе распространения экологически чистых (безотходных) технологий;

    • привлечение частного и иностранного капитала к участию в реализации природоохранных мероприятий.

Стратегические задачи региональной политики зависят от решения следующих проблем:

    • рациональное сочетание принципов формирования нового экономического механизма федеративных отношений и направлений совершенствования рационального хозяйственного механизма в условиях рыночной экономики;

    • разработка вариантов и сценариев выхода России и ее регионов из кризиса с максимальным использованием имеющихся благоприятных предпосылок и постепенной переспециализацией в условиях рынка;

    • выбор региональных приоритетов экономического и социального развития, которые должны учитываться при проведении селективной, финансовой, инвестиционной и внешнеэкономической политики России;

    • реализация крупнейших региональных программ с участием частных инвесторов;

    • внедрение системы государственного и рыночного регулирования и стимулирования территориального развития на базе различных форм собственности, включая негосударственный сектор экономики.

Естественно предположить, что в результате резкого изменения политического и социального укладов страны стратегические задачи не могут быть быстро реализованы.

Реформирование российского общества служит тому наглядным подтверждением: происходят постоянная апробация различных методов достижения конечных (и даже промежуточных) целей, их трансформация, а в ряде случаев и их переориентация. Это просматривается и на примере отношения государства к развитию промышленности - от полного отказа до возвращения к контролю за ее развитием и регулированию структурной перестройкой, а также постоянное изменение взаимоотношений федерального Центра с субъектами Федерации. В первые годы экономических реформ, в период надежд на регулирующие возможности «стихийного» рынка, практически не уделялось внимания экономической и техногенной безопасности страны, которые зависят как от внутренней, так и от внешней политики государства и в значительной степени определяют степень национальной безопасности.

Национальная безопасность - это способность государства адекватно реагировать в условиях постоянного дестабилизирующего воздействия военных, экономических, политических, информационных, демографических и психологических факторов, т.е. реализовывать меры, направленные как на ликвидацию угроз и опасностей, так и на защиту интересов отдельного человека и государства в целом.

Региональный аспект национальной безопасности зависит от изменения целей, задач и методов (или средств) государственной региональной политики. В государственной политике обеспечения национальной безопасности должны быть отражены роль и место каждого региона в достижении общегосударственных интересов. В свою очередь, региональные особенности предопределяют совокупность угроз и опасностей, которые влияют на безопасность не только данного региона, но и страны в целом.

Место регионального блока в системе понятия «национальная безопасность» определяется той же зависимостью, что и «государственная региональная политика» в системе общероссийской политики.

Особый интерес представляют экономическая безопасность и важнейшая ее составляющая - региональный аспект экономической безопасности. Экономическая безопасность характеризуется возможностью национальной экономики России и ее регионов обеспечить стабильное поступательное развитие и соответствующую защиту экономическими методами как субъекта, так и Федерации в целом.

Региональный аспект экономической безопасности зависит и от внутренних факторов, и от предельно допустимых величин, превышение которых приводит к региональным кризисным ситуациям.

  1   2   3   4



Похожие:

Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права Факультет информационных технологий и управления Кафедра «Государственное и муниципальное управление» iconВосточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права Факультет информационных технологий и управления Кафедра «Государственное и муниципальное управление»
Система кадрового обеспечения обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами и использованием достижений отечественной...
Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права Факультет информационных технологий и управления Кафедра «Государственное и муниципальное управление» iconИнститут амнистии в россии: конституционно правовые начала 12. 00. 02 конституционное право; муниципальное право
Диссертация выполнена на кафедре конституционного права чоу впо «Институт международного права, экономики, гуманитарных наук и управления...
Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права Факультет информационных технологий и управления Кафедра «Государственное и муниципальное управление» iconРеспублика южная осетия: конституционно-правовая характеристика
Диссертация выполнена на кафедре конституционного права негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального...
Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права Факультет информационных технологий и управления Кафедра «Государственное и муниципальное управление» iconРоссийский университет дружбы народов факультет гуманитарных и социальных наук описание и программа курса «политическая антропология». Кафедра
Местоположение: факультет гуманитарных и социальных наук, 5-ый этаж, кабинет №510
Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права Факультет информационных технологий и управления Кафедра «Государственное и муниципальное управление» iconРоссийский университет дружбы народов факультет гуманитарных и социальных наук описание и программа курса «исторические аспекты геополитики». Кафедра
Местоположение: факультет гуманитарных и социальных наук, 5-ый этаж, кабинет №510
Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права Факультет информационных технологий и управления Кафедра «Государственное и муниципальное управление» iconРоссийский университет дружбы народов факультет гуманитарных и социальных наук описание и программа курса «обеспечение безопасности жизнедеятельности». Кафедра
Местоположение: факультет гуманитарных и социальных наук, 5-ый этаж, кабинет №510
Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права Факультет информационных технологий и управления Кафедра «Государственное и муниципальное управление» iconКафедра управления и экономики
Государственное образовательное учреждение ярославской области институт развития образования
Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права Факультет информационных технологий и управления Кафедра «Государственное и муниципальное управление» iconОтчет Главного управления информационных технологий и связи Смоленской области о проделанной работе в 1-ом полугодии 2009 года Главное управление информационных
Главное управление информационных технологий и связи Смоленской области совместно с подведомственным огу «Смоленский областной центр...
Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права Факультет информационных технологий и управления Кафедра «Государственное и муниципальное управление» iconБрянская государственная инженерно-технологическая академия Кафедра экономики и управления на предприятии лесного комплекса и природопользования Задание на курсовую работу Студент
Кафедра экономики и управления на предприятии лесного комплекса и природопользования
Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права Факультет информационных технологий и управления Кафедра «Государственное и муниципальное управление» iconРоссийский университет дружбы народов Факультет гуманитарных и социальных наук Бакалаврская программа № Кафедра всеобщей истории. Направление
Неделя I: Эпоха нового времени. Политический и экономический кризис XVII века
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы
Документы