Лекция: Содержание, задачи и методы патологической анатомии. История предмета. А. В. Смирнов, А. Ю. Ерофеев icon

Лекция: Содержание, задачи и методы патологической анатомии. История предмета. А. В. Смирнов, А. Ю. Ерофеев




Скачать 367.56 Kb.
НазваниеЛекция: Содержание, задачи и методы патологической анатомии. История предмета. А. В. Смирнов, А. Ю. Ерофеев
Дата17.10.2012
Размер367.56 Kb.
ТипЛекция
источник


Лекция: Содержание, задачи и методы патологической анатомии. История предмета.

А.В.Смирнов, А.Ю.Ерофеев

Лекция составлена по материалам лекций, учебников и монографий члена-корреспондента РАМН, Заслуженного деятеля науки РФ, доктора медицинских наук, профессора В.Б. Писарева, академика РАН и РАМН, доктора медицинских наук, профессора М.А. Пальцева, академика АМН СССР, доктора медицинских наук, профессора А.И. Струкова, члена-корреспондента АМН СССР, доктора медицинских наук, профессора А.Н. Чистовича, члена-корреспондента АМН СССР, доктора медицинских наук, профессора В.В. Серова и др.

Патологическая анатомия — научно-прикладная медицинская дисциплина, изучающая патологические процессы и болезни с помощью научного морфологического исследования изменений, возникающих на различных уровнях организации живой материи: в организме, системах, органах, тканях, клетках, органеллах, молекулах.

Патологическая анатомия вместе с патологической физиологией составляет патологию, под которой понимают «науку о болезни», изучающую закономерности возникновения, развития, структурно-функциональных проявлений и исходов болезни. Патология также рассматривает основные подходы к лечению болезни.

^ Патологическая анатомия - специальность, на современном этапе занимающаяся решением проблем теории (общая и частная патология человека и животных) и практики (диагноз, эффективность лечения, прогноз заболевания, ятрогении и др.) медицины. Объектом ее внимания являются клетки, ткани и органы, исследуемые прижизненно (биопсийный и операционный материал) и постмортально (аутопсийный материал). Методические приемы, используемые в современных патологоанатомических исследованиях: темнопольная, фазово-контрастная, поляризационная, люминесцентная и электронная микроскопия, гистохимия, гистоэнзимохимия, иммуноморфология, морфометрия, математический анализ и др. Значимость решения научных и технических проблем данной специальности для народного хозяйства состоит в совершенствовании диагностических мероприятий, создании теоретической и практической базы для разработки новых средств профилактики и терапии болезней.

^ Область исследования патологической анатомии:

Распознавание и характеристика этиологических факторов, определяющих возникновение и развитие конкретных заболеваний (нозологических форм), на основании прижизненных и постмортальных морфологических исследований при использовании современных технических возможностей патологической анатомии.

Прижизненная диагностика и прогнозная оценка болезней на основе исследований биопсийных материалов, научный анализ патологического процесса, лежащего в основе заболевания.

Исследование патогенетических механизмов развития заболеваний в целом и отдельных их проявлений (симптомы, синдромы), создание основ патогенетической терапии.

Исследование морфо- и танатогенеза заболеваний, причастности различных органных и тканевых систем к становлению основного заболевания (полиорганность патологии) и исходу его.

Создание классификации болезней с их симптомами и синдромами, определяемыми спецификой этиологических факторов.

Для современного этапа развития медицинской науки характерен постоянный поиск наиболее объективных материальных критериев диагностики и познания сущности болезни. Среди этих критериев морфологический приобретает исключительное значение как наиболее достоверный с позиций доказательной медицины. Современная патологическая анатомия широко использует достижения других медико-биологических дисциплин, обобщая фактические данные биохимических, морфологических, генетических, патофизиологических и других исследований с целью установления закономерностей работы того или иного органа и системы при различных заболеваниях. Патологическая анатомия занимает особое место среди медицинских дисциплин. С одной стороны, патологическая анатомия — это теория медицины, которая, раскрывая материальный субстрат болезни, непосредственно служит клинической практике, с другой — это клиническая морфология для диагноза, дающая материальный субстрат теории медицины — общей и частной патологии человека (Серов В.В., 1982).

^ Общая патология изучает наиболее общие, свойственные всем болезням закономерности их возникновения, развития и исходов. Общая патология дает представление о типовых патологических процессах, характерных для той или иной болезни. Дальнейший прогресс общей патологии не может быть поставлен в зависимость от развития какой-либо одной дисциплины или их группы, так как общая патология представляет собой концентрированный опыт всех отраслей медицины, оцененный с широких биологических позиций. Каждая из современных медицинских и медико-биологических дисциплин вносит свою лепту в построение теории медицины. Биохимия, эндокринология и фармакология раскрывают тонкие механизмы процессов жизнедеятельности на молекулярном уровне; в патологоанатомических исследованиях законы общей патологии получают морфологическую интерпретацию; патологическая физиология дает их функциональную характеристику; микробиология и вирусология являются важнейшими источниками разработки этиологического и иммунологического аспектов общей патологии; генетика раскрывает секреты индивидуальности реакций организма и принципы их внутриклеточного регулирования; клиническая медицина завершает оформление законов общей патологии человека на основе собственного богатейшего опыта и окончательной оценки получаемых экспериментальных данных под углом зрения психологических, социальных и других факторов.

Для современного этапа развития медицины характерно то, что дисциплины, ранее бывшие преимущественно или даже исключительно экспериментальными (генетика, иммунология, биохимия, эндокринология, патологическая физиология и др.), становятся в равной мере и клиническими. Быстрое развитие клинической фармакологии, клинической физиологии, клинической иммунологии, клинической биохимии, медицинской генетики, принципиально новых методов рентгенологического исследования, эндоскопии, эхографии и др. чрезвычайно обогатило знания о фактических деталях и общих закономерностях развития болезней человека.

Широкое использование неинвазивных методов исследования (компьютерная томография, ультразвуковая диагностика, эндоскопические методы и др.) позволяет визуально определять локализацию, размеры и даже в известной степени характер патологического процесса, а также исследование биопсийного материала открывает пути развития прижизненного морфологического исследования в клинике в рамках патологической анатомии. Задачей патологической анатомии является также разработка учения о диагнозе. Сфера применения морфологического анализа в клинике постоянно расширяется благодаря все возрастающей хирургической активности и успехам медицинской техники, а также в связи с совершенствованием методических возможностей морфологии. Совершенствование медицинских инструментов привело к тому, что практически не осталось таких областей организма человека, которые были бы недоступны для врача. При этом особое значение для совершенствования клинической морфологии приобретает эндоскопия, позволяющая клиницисту заниматься морфологическим изучением болезни на макроскопическом (органном) уровне. Эндоскопические исследования служат и целям биопсии, с помощью которой патологоанатом получает материал для морфологического исследования и становится полноценным участником решения вопросов диагностики, терапевтической или хирургической тактики и прогноза заболевания. Используя материал биопсии, патологоанатом решает и многие теоретические вопросы патологии. Поэтому биоптат становится основным объектом исследования при решении практических и теоретических вопросов патологической анатомии.

Курс частной патологической анатомии посвящен изучению причин возникновения болезней (этиология), механизмов их развития (патогенез), морфологических основ этих механизмов (морфогенез), различных исходов болезней. Методические возможности современной морфологии удовлетворяют стремления патологоанатома ко все возрастающей точности морфологического анализа нарушенных процессов жизнедеятельности и все более полной и точной функциональной оценке структурных изменений. Современные методические возможности морфологии огромны. Они позволяют изучать патологические процессы и болезни на уровне организма, системы органов, органа, ткани, клетки, клеточной органеллы и макромолекулы. Это макроскопические и светооптические (микроскопические), электронно-микроскопические, цито-, гистохимические, иммуногистохимические и авторадиографические методы. Наблюдается тенденция к комплексированию ряда традиционных методов морфологического исследования, в результате чего возникли электронно-микроскопическая гистохимия, электронно-микроскопическая иммуноцитохимия, электронно-микроскопическая авторадиография, существенно расширившие возможности патологоанатома в диагностике и познании сущности болезней.

Помимо качественной оценки исследуемых процессов и явлений при морфологическом анализе все чаще осуществляется количественная оценка. Морфометрия дала в руки исследователей возможности применения электронной техники и математики для суждения о достоверности результатов и правомочности трактовки выявленных закономерностей. С помощью современных методов исследования патологоанатом может обнаружить не только морфологические изменения, свойственные развернутой картине того или иного заболевания, но и начальные изменения при болезнях, клинические проявления которых еще отсутствуют в силу состоятельности компенсаторно-приспособительных процессов (Саркисов Д.С., 1988). Следовательно, начальные изменения (доклинический период болезни) опережают их ранние клинические проявления (клинический период болезни). Поэтому главным ориентиром в диагностике начальных стадий развития заболевания служат морфологические изменения клеток и тканей.

Помимо задач научно-исследовательского характера патологическая анатомия решает клинико-диагностические задачи. Патологоанатомическое исследование остается одним из главных методов научного познания болезни. С его помощью осуществляется экспертиза правильности диагноза и лечения, устанавливаются причины смерти. В связи с этим вскрытие трупа как завершающий этап диагностики необходимо не только клиницисту и патологоанатому, но и медицинскому статистику и организатору здравоохранения. Этот метод является базой научных исследований, преподавания фундаментальных и прикладных медицинских дисциплин, школой врача любой специальности. Анализ результатов вскрытия играет важную роль в решении ряда крупных научно-практических проблем, например проблемы изменчивости, или патоморфоза, болезней. Объекты, изучаемые патологоанатомом, можно разделить на три группы: трупный материал; субстраты, полученные от больных при их жизни; экспериментальный материал. Исследуя ткани, взятые при жизни или после смерти больного человека, патологоанатом наблюдает изменения в момент изъятия ткани. Поэтому при изучении ряда патологических процессов в динамике возникает необходимость экспериментального исследования. Эксперимент с достаточным количеством лабораторных животных (белых мышей, белых крыс, морских свинок, кроликов, собак, обезьян и др.) позволяет моделировать и изучать болезни и патологические процессы на любом этапе их развития и является важным методом научного исследования в патологической анатомии.

При патологоанатомических вскрытиях (аутопсиях) лиц, умерших от болезней проводится исследование органов и тканей трупов умерших. Случаи смерти, произошедшей не от болезней, а в результате преступлений, катастроф, несчастных случаев или неясных причин, исследуют судебные медики. Трупный материал изучают на различных уровнях морфологического исследования, проводя качественный и количественный анализ структурных изменений. Реже используются рентгенологические, микробиологические и биохимические методы. В патологоанатомическое отделение вместе с телом умершего доставляется медицинская карта и вся имеющаяся медицинская документация изучения патологоанатомом. Помимо патологоанатома на аутопсию приглашают лечащих врачей и привлекают узких специалистов для составления представления о процессах и изменениях, произошедших в организме при жизни больного. Результаты аутопсии патологоанатом заносит в протокол вскрытия, а причины смерти больного указывает в свидетельстве о смерти, которое затем выдает родственникам покойного.

Помимо установления окончательного диагноза и причин смерти больного аутопсия позволяет оценить правильность или ошибочность клинического диагноза, эффективность лечения. Существуют критерии оценки расхождений клинического и патологоанатомического диагнозов, а также классификация причин расхождений. Другая цель вскрытия — взаимное обогащение научно-практического опыта клиницистов и патологоанатомов. Значение секционной работы патологоанатома состоит не только в контроле за качеством лечебно-диагностической деятельности клиницистов, но и в накоплении статистических и научно-практических данных о болезнях и патологических процессах.

Микроскопическое изучение операционного и биопсийного материала, полученного с диагностической целью при жизни больного. Чаще всего такой материал поступает от оперирующих клиницистов: хирургов, гинекологов, урологов, оториноларингологов, офтальмологов и др. Диагностическая роль патологоанатома здесь велика, и его заключение нередко определяет формулировку клинического диагноза. Однако для правильного изготовления микропрепаратов для патогистологического исследовании необходима немедленная соответствующая фиксация удаленных тканей, чаще всего в 10% нейтральном (лучше забуференном) формалине, поскольку даже не очень долгое содержание удаленных кусочков или субстратов на воздухе, в воде или солевом растворе может привести к необратимым, искусственно вызванным изменениям в материале, которые затруднят или исключат постановку правильного гистологического диагноза. Из фиксированного материала острой бритвой вырезают кусочки не более 1 см диаметром, затем их закладывают в специальные кассеты и помещают в автоматы для гистологической проводки. Гистологические срезы толщиной 5—10 микрометров наклеивают на предметные стекла, депарафинизируют, окрашивают тем или иным способом, затем заключают в оптически прозрачные среды под покровное стекло.

Помимо планового патогистологического исследования во время обширных хирургических вмешательств, с целью быстрого получения гистологического диагноза проводят срочные биопсийные исследования, для этого ткань замораживают и нарезают на криостате или замораживающем микротоме. Замороженные срезы обычно толще парафиновых, но они пригодны для предварительной диагностики. Криостат и замораживающий микротом применяют для сохранения спирторастворимых и некоторых других компонентов ткани, которые важны для диагностики (например, жир). Для обычной диагностики широко используют универсальную гистологическую окраску срезов гематоксилином и эозином. Тинкториальные, т.е. красящие свойства гематоксилина реализуются в слабощелочной среде, и структуры, окрашенные этим красителем в синий или темно-синий цвет, принято называть базофильными. К ним относятся ядра клеток, отложения солей извести и колонии бактерий. Слабую базофилию могут давать некоторые виды слизи. Эозин, напротив, при рН менее 7 окрашивает так называемые оксифильные компоненты в розово-красный или красный цвет. К ним относятся цитоплазма клеток, волокна, эритроциты, белковые массы и большинство видов слизи. Очень часто применяют окраску пикрофуксином по ван Гизону, элективно, т.е. избирательно, окрашивающую в красный цвет коллагеновые волокна соединительной ткани, тогда как прочие структуры становятся желтыми или зеленовато-желтыми. Существует также множество гистологических окрасок для выявления тех или иных компонентов ткани или патологических субстратов.

Помимо патогистологического исследования в арсенале патологической анатомии имеется цитологический метод исследования, позволяющий изучать строение клеток и других структур без приготовления срезов. Его проводят по мазкам, сделанным из содержимого полых или трубчатых органов, а также по препаратам-отпечаткам, пунктатам и аспиратам (аспирационным пунктатам, отсасываемым шприцом). Мазки нередко изготавливают из материала смывов со стенок органов, что позволяет захватить клетки, находящиеся в процессе естественного или патологического слущивания (десквамации, эксфолиации), например, с шейки матки. Более активным вмешательством является соскоб со стенок органов. Если материал соскоба обилен, то его обрабатывают с помощью гистологических методик. В частности, так поступают с диагностическими соскобами эндометрия. При скудных соскобах материал идет в цитологическую обработку. Нередко препараты изготавливают из мокроты, слизи, тканевых цугов и осадков в жидкостях. Осадки можно получить после центрифугирования взвесей. Цитологический материал фиксируют, обычно, прямо на предметном стекле, часто во время окраски. Наиболее популярны окраски: азур-эозином (его тинкториальные свойства близки к гематоксилину и эозину) или бисмарк-брауном по Папаниколау. Цитологический метод исследования не позволяет оценить расположение клеток и внеклеточных элементов в ткани, поэтому особую ценность большую диагностическую информативность имеет одновременное применение при интраоперационном морфологическом исследовании цитологического и гистологического методов.

Существуют различные модификации традиционных гистологического. Цитологического и электронно-микроскопического методов исследования, некоторые из которых приобретают важное значение в диагностике целого ряда заболеваний.

Одним из таких методов является иммуногистохимический метод. При этом методе на парафиновые или замороженные срезы наносят растворы с антителами к искомым антигенам: опухолевым, вирусным, микробным, аутоантигенам и др. Антигены при обычных гистологических окрасках тканей не видны. Антитела в сыворотках несут на себе метку: либо флуорохром, т.е. краситель, светящийся в темном поле (иначе говоря, дающий флуоресценцию), либо красящий фермент. Если искомый антиген есть в исследуемых тканях или клетках, то возникший комплекс антиген-антитело плюс маркер точно укажут его локализацию, количество, помогут изучить некоторые свойства. Иммунофлуоресценцию чаще всего используют при изучении срезов, приготовленных в криостате или на замораживающем микротоме, а также при исследовании цитологических препаратов. Применяются сыворотки с антителами, так называемые антисыворотки, конъюгированные чаще всего с таким надежным флуорохромом, как флуоресцеин-изотиоцианат. Наиболее популярен непрямой метод, позволяющий выявить антигены с помощью двойной реакции с антителами. Еще более распространен иммунопероксидазный метод. Антитела красящей сыворотки несут не флуорохром, а фермент — пероксидазу хрена, реже другой энзим, например, щелочную фосфатазу. Существует несколько вариантов указанного метода. Наиболее часто используются два из них: пероксидазно-антипероксидазный (ПАП-метод), и метод авидин-биотинового комплекса (ABC-метод). При ПАП-методе цепь промежуточных антител, связывающих энзим с антигеном, несколько длиннее, чем при непрямом иммунофлуоресцентном методе. Энзимное, т.е. пероксидазное антитело связывается с первичным антителом, уже находящемся на антигене, посредством еще одного антитела-мостика. При авидин-биотиновом методе первичное антитело, находящееся на антигене и меченное биотином, связывается с ПАП-комплексом через промежуточное антитело, меченное авидином. Оба белка — авидин и биотин резко повышают качество реакции, поэтому ABCметод считается более чувствительным. Для иммуногистохимических реакций используют 2 типа антител: поли- и моноклональные. Первые получают из антисывороток иммунизированных кроликов. Моноклональные антитела получают в культуре тканей или из асцитической жидкости, полученной из брюшной полости лабораторных животных. Моноклональные антитела абсолютно специфичны по отношению к антигену и не дают перекрестной реактивности. Популярность иммунопероксидазного метода связана, в основном, с его простотой и доступностью. Существует множество коммерческих наборов (kits) сывороток к различным антигенам, специфичным для тканей или опухолей и получившим название маркеров. Выгоды применения иммунопероксидазных реакций объясняются высокой чувствительностью (по сравнению с иммунофлуоресценцией ПАП-метод чувствительнее в 1000 раз, а ABC-метод — в 10000 раз), относительной стойкостью, возможностью применения некоторых реакций на депарафинированных срезах, прошедших и фиксацию, и проводку через спирты.

Иммуноцитохимический метод заключается в аналогичной обработке антителами цитологических препаратов.

В современных клинических лабораториях, патологоанатомических отделениях и научно-исследовательских институтах для прижизненной диагностики применяют методы молекулярной биологии: проточную цитометрию и технику гибридизации in situ, т.е. на месте, на гистологическом срезе. Первый метод необходим для количественного анализа содержания ДНК в клетках опухолей. С этой целью исследуемый кусочек нефиксированной ткани с помощью ферментов подвергают дезагрегации, т.е. разъединению и размельчению до отдельных клеток. Затем в специальной установке поток суспензии изолированных клеток толщиной в 1 клетку, окруженный обволакивающей жидкостью, проходит через считывающий лазерный пучок. С помощью гибридизации in situ достигается совмещение генетического материала (фрагментов ДНК, генов) in vitro на основе комплементарности, т.е. взаимного соответствия, например, пуриновых или пиримидиновых оснований у нуклеиновых кислот. Этот метод применяется, в основном, в трех областях патологии: для идентификации по геному микробов или вирусов, находящихся в тканях или жидкостях; для изучения генома при его врожденных нарушениях; при диагностике опухолей, в частности, для распознавания вирусных онкогенов. Есть множество модификаций метода. Очень популярна полимеразная цепная реакция (ПЦР), которая осуществляется прямо на гистологических срезах. Вначале проводят денатурацию исследуемой ДНК, т.е. разъединение двух ее спиральных нитей и получение одной из них в изолированном состоянии. Затем наслаивают другую, инородную нить (чаще РНК), меченную флуорохромом или ПАП-комплексом. Молекулярная структура этой нити, т.е. последовательность ее оснований, заведомо известна. Если имеется комплементарность с исследуемой нитью, то красящая реакция на гистологическом препарате положительна, а строение этой нити становится известным.

В арсенале патологической анатомии используется также хромосомный анализ, позволяющий определять отклонения в генетическом аппарате (геноме) клеток, имеющие врожденный или приобретенный характер. Этот анализ приобретает особое значение при распознавании и изучении опухолей, различные варианты которых сопровождаются вполне специфическими маркерными перестройками или аберрациями хромосом. Для этого прижизненно взятую ткань культивируют, т.е. выращивают на искусственных средах. Такой метод культивирования позволяет путем пересевов и отбора клеток добиться получения культуры клеток одного тканевого типа и даже одного клона, т.е. линии, происходящей от одной стволовой клетки.

Основные этапы хромосомного анализа на примере исследования лимфоцитов крови состоят в следующем. В культуру гепаринизированной крови (гепарин — антикоагулянт) добавляют фитогемагглютинин, стимулируя Т-лимфоциты к трансформации в бласты (менее зрелые формы, способные к митозу и делению). Через 2—3 сут инкубации в культуру вносят колхицин для задержки митозов на стадии метафазы у делящихся лимфоцитов. Именно в метафазе хромосомы как бы распластываются, что удобно для изучения. Затем клетки переносят на предметное стекло, фиксируют и окрашивают, чаще всего по методу Гимзы. В результате в каждой паре хромосом выявляются светлые (неокрашенные) и темные (окрашенные) полосы (bands), поэтому метод называют бэндингом хромосом. Расположение полос в нормальном кариотипе (наборе хромосом) высокоспецифично для каждой пары хромосом, и диаграммы (карты) бэндинга в норме хорошо известны. Хромосомный анализ относится к экономически дорогим методам и потому применяется нечасто.

В ходе диагностических исследований на материале, взятом при жизни больного, используется электронная микроскопия: трансмиссионная (в проходящем пучке, подобно светооптической микроскопии) и сканирующая (снимающая рельеф поверхности). Первую применяют чаще, особенно для изучения в ультратонких срезах ткани деталей строения клеток, выявления микробов, вирусов, отложений иммунных комплексов и др. Применение ультраструктурного исследования с дифференциально-диагностической целью необходимо при исследовании целого ряда заболеваний, например гломерулопатий, некоторых видов опухолей, и является частью алгоритма постановки морфологического диагноза.

В историческом плане становление патологической анатомии можно разделить на три периода: анатомический (с древности до начала XIX в.), микроскопический (с первой трети XIX в. до 50-х гг. XX в.), современный ультрамикроскопический (после 50-х гг. XX в.) период развития патологической анатомии, который можно охарактеризовать как период патологической анатомии живого человека.

Анатомический период изучения патологических изменений органов человеческого тела тесно связан возникновением и развитием научной анатомии в XV—XVII вв. Только в XVI веке начали накапливать материалы по патологической анатомии болезней, полученные при вскрытии трупов.

Наиболее значительную роль в создании метода анатомического исследования, описании строения всех важнейших органов и их взаиморасположения сыграли в середине XVI в. работы А.Везалия, Г.Фаллопия, Р.Коломбо и Б.Евстахия. Анатомические исследования второй половины XVI—начала XVII вв. не только укрепили позиции анатомии, но и способствовали появлению интереса к ней у врачей. Значительное влияние на развитие анатомии в этот период оказали философ Ф.Бэкон и анатом У.Гарвей.

В 1676 г. Т.Боне сделал первую попытку на значительном материале (3000 вскрытий) показать существование связи между обнаруженными морфологическими изменениями и клиническими проявлениями болезни. В XVII в. в Европе появились богатейшие анатомические музеи (Лейден), в которых были широко представлены патологоанатомические препараты. Важнейшим событием в истории патологической анатомии, определившим ее выделение в самостоятельную науку, стало издание в 1761 г. основного труда Дж.Б.Морганьи “О местоположении и причинах болезней, выявленных анатомом”. В конце XVIII в. были опубликованы многочисленные работы, построенные на принципе клинико-анатомических сопоставлений, предложенном Дж.Б.Морганьи.

Необходимо отметить, что в XVIII и в начале XIX столетия анатомические изменения систематизировались в основном по органам, в которых обнаруживались наибольшие изменения.

Клинико-анатомические сопоставления часто делались лечащими врачами, однако понимание сущности болезней удавалось в очень ограниченной степени.

Большим вкладом в развитие учения о морфологических изменениях во внутренних органах при различных болезнях были труды Ксавье Биша (Bichat, 1771—1802), доказывавшего необходимость изучения тканей организма, а также Жана Крювелье (Cruvelier, 1791 —1873), ставшего автором первого патологоанатомического атласа. R. Т. Leannec (1781 —1826), изобретатель метода аускультации, описал изменения при туберкулезе и болезнях печени.

В 1837 году был издан на русском языке учебник «Основания монологической анатомии с присовокуплением болезненных припадков», написанный Джемсом Гопом на английском языке, переведенный на немецкий, а далее и на русский язык.

Анатомические изменения, находимые при вскрытиях, дополненные ограниченными, возможными в те времена, микроскопическими исследованиями, были обобщены и систематизированы венским патологоанатомом Карлом Рокитанским (1804—1878). В своем трехтомном руководстве по патологической анатомии (1844—1846) он систематизировал изменения, развивающиеся в разных органах, представляющих собою проявления патологических процессов различной этиологии. Сущность этих процессов в то время не была ясна, так как микроскопические исследования органов и тканей в то время только начали свое развитие.

К. Рокитанский своим трудом внес большой вклад в развитие клинико-анатомического направления в патологической анатомии. В своей капитальной работе он писал: «Патологическая анатомия имеет ближайшее отношение к нозологии, к клинической медицине. Как клиническая медицина допускает и требует анатомического изучения своего предмета и не может без этого существовать, так и патологическая анатомия может и должна совершенствоваться с клинической точки зрения. Только такое практическое направление в работе дает ручательство за прочность и преуспевание нашей науки... Для патологической анатомии возникает задача не только описать болезненные изменения, свойственные каждой ткани и органу, указать и изучить на трупе значение этих изменений, их взаимоотношения, развитие, исходы и т. д., но также связать их с прижизненными изменениями, показать в настоящей связи анатомические явления и клинические наблюдения и потом, на основании первых, более или менее подробно выяснить развитие болезни».

Так была создана общая патологическая анатомия, т. е. описание морфологических болезненных изменений, развивающихся в разных органах или системах органов: нарушения кровообращения, некрозы, воспаление и др.

Вторая половина XIX столетия характеризовалась постепенным развитием исследований с помощью микроскопа, модели которого стали совершенствоваться. Систематически велось изучение нормальных и патологически измененных тканей и клеток.

Измененных тканей и органов производились еще Н. И. Пироговым и врачами зарубежных стран (Карл Рокитанский). Крупными трудами того периода были исследования Рудольфа Вирхова (R. Virchow, 1821—1902) и его школы (Орт—Orth, 1847—1923; Реклингхаузен — Recklinghausen, 1833-1910) и др.

В этих трудах большую и основную роль играло широкое использование метода микроскопического исследования тканей. Расширение его позволяло постепенно выявлять морфологические изменения, свойственные многим болезненным процессам и болезням.

В начале своей деятельности, в 1848 г., Р. Вирхов был послан в Силезию, где на почве голода вспыхнула эпидемия сыпного («голодного») тифа среди угнетенного польского населения. В своих отчетах Р. Вирхов не только дал описание анатомических изменений у умерших, но отметил значение социального фактора (бедности, голода) при бездействии немецкого правительственного аппарата. Эти отчеты Р. Вирхова, а также оказание им врачебной помощи раненым в период революции 1848 года повели к его высылке из Берлина на несколько лет.

Долголетние исследования Р. Вирхова привели его к выводу о доминирующем значении клеточных элементов в тканях организма и о происхождении клеток только из клеток. Так создался труд Р. Вирхова «Целлюлярная патология» (1858). «Целлюлярная патология» и «Болезнетворные опухоли» представили собою крупные труды, заключающие описания анатомических и микроскопических изменении при большом числе болезней, в которые было внесено очень много нового. Р. Вирхов писал, что патологическая анатомия не только наука о трупах погибших от болезней, но в то же время клиническая и экспериментальная наука. Он подчеркивал значение клинико-анатомических сопоставлений. Необходимость изучения целостного организма, его нервных и гуморальных связей была в то время недооценена.

Открытие патогенных микробов (происходившее во второй половине прошлого столетия), связанное с трудами Пастера, Давена, Ралье и др., позволило выявить причину многих инфекционных болезней и вести научно обоснованную борьбу с ними.

В России первые попытки организации прозекторского дела относятся к XVIII в. Они связаны с деятельностью видных организаторов здравоохранения — И.Фишера и П.З.Кондоиди. Эти попытки не дали ощутимых результатов в связи с низким уровнем развития российской медицины и состоянием медицинского образования, хотя уже в то время проводились вскрытия с контрольно-диагностическими и исследовательскими целями. Становление патологической анатомии как научной дисциплины началось лишь в первой четверти XIX в. и совпало по времени с улучшением преподавания нормальной анатомии в университетах. Одним из первых анатомов, обращавших внимание студентов на патологические изменения органов во время вскрытия, был Е.О.Мухин.

Впервые вопрос о необходимости включения патологической анатомии в число обязательных предметов преподавания на медицинском факультете Московского университета был поставлен в 1805 г. М.Я.Мудровым. По предложению Ю.Х.Лодера преподавание патологической анатомии в виде курса при кафедре нормальной анатомии было отражено в университетском уставе 1835 г. В соответствии с этим уставом преподавание самостоятельного курса патологической анатомии было начато в 1837 г. проф. Л.С.Севруком на кафедре нормальной анатомии. В 1841 г. в связи с созданием нового медицинского факультета в Киеве Н.И.Пирогов поставил вопрос о необходимости открытия кафедры для преподавания патологии в Университете Св. Владимира. В соответствии с уставом этого университета (1842) было предусмотрено открытие кафедры патологической анатомии и патологической физиологии, которая начала функционировать в 1845 г. Ее возглавил Н.И.Козлов — ученик Н.И.Пирогова. В 1846 г. профессором кафедры патологической анатомии и патологической физиологии медицинского факультета Императорского Московского университета был назначен Ю.Дитрих — адъюнкт факультетской терапевтической клиники. После смерти Ю.Дитриха руководителем кафедры стал его ученик А.И. Полунин (1820—1888), который является основоположником московской школы патологоанатомов и зачинателем клинико-анатомического направления в патологической анатомии.

Особое место в московской школе патологоанатомов занимал М. Н. Никифоров, который руководил кафедрой патологической анатомии Московского университета, выполнил ценные работы по патологической анатомии, создал один из лучших учебников и подготовил большое число учеников, возглавивших впоследствии кафедры патологической анатомии в различных городах России. Один из его талантливых учеников А.И. Абрикосов впоследствии возглавил кафедру патологической анатомии Московского университета с 1920 по1952г., заложил научные и организационные основы патологоанатомической службы в СССР.

Анатомические и в особенности микроскопические изменения, развивающиеся при инфекционных болезнях, стали предметом широкого изучения основоположником русской патологоанатомической школы М. М. Рудневым (1837—1878), профессором Военно-медицинской академии в Петербурге. Его учениками и последователями были Н. П. Ивановский (1843—1912), И. П. Виноградов (1847—1906),

В. П. Крылов (1841—1906), а далее их преемники А. И. Моисеев (1857—1939), Ф. Я. Чистович (1870—1942), Г. В. Шор (1872— 1948), В. К. Высокович (1854—1912) и мн. др.

И. И. Мечников и его ученики изучали реактивные процессы, развивающиеся в организме в борьбе с инфекциями. Им был открыт феномен фагоцитоза, который был далее изучен с сравнительно-анатомической точки зрения. Значимость этого феномена в ходе развития инфекционных процессов была широко представлена в трудах учеников И. И. Мечникова, работников Военно-медицинской академии (К. Ф. Славянский, Н. Я. Чистович и др.). Исследования защитных реакций организма и клеточных систем, участвующих в них, в дальнейшем вылились и в изучение тканевого обмена.

В XX веке патологическая анатомия продолжала бурно развиваться, привлекая к решению своих задач биохимию и биофизику, иммунологию и генетику, молекулярную биологию, электронику и информатику.


После Великой Октябрьской революции руководителем московской школы патологоанатомов стал А. И. Абрикосов, возглавивший кафедру патологической анатомии в 1-м Медицинском институте, в который был реорганизован медицинский факультет университета. Его сверстник М. А. Скворцов посвятил всю жизнь изучению патологической анатомии болезней детского возраста, а И. В. Давыдовский, возглавивший в 1930 году кафедру патологической анатомии 2-го Московского медицинского института, стал автором крупных трудов по патологической анатомии сыпного тифа и больших научных руководств по патологической анатомии болезней человека. Последними многие годы пользуются советские врачи. Ему принадлежат крупные монографии по патологической анатомии боевых травм и их осложнений, монографии по общей патологической анатомии и геронтологии.

В Ленинграде кафедрой патологической анатомии в Военно-медицинской академии руководили профессора А. И. Моисеев (1858—1939) и Н. Н. Аничков (1885—1964). Они были авторами больших трудов по патологической анатомии инфекционных болезней и атеросклероза. Учениками А. И. Моисеева были Д. Д. Лохов, организовавший кафедру патологической анатомии Ленинградского педиатрического медицинского института и М. Ф. Глазунов, создавший патологоанатомическую лабораторию Ленинградского института онкологии. В Институте усовершенствования врачей с 1921 г. кафедрой руководил Ф. Я. Чистович (1870—1942), ранее открывший метод получения специфических пре-ципитинов, используемый для определения видовой принадлежности крови (реакция Чистовича—Уленгута). Он был автором изданного в СССР учебника патологической анатомии (1921—1922) и крупных трудов по болезням крови (1928—1930). С 1909 по 1921 г. он руководил кафедрой патологической анатомии в Казани, далее, с 1921 по 1942 гг. —кафедрой Ленинградского института усовершенствования врачей. После года работы в блокированном Ленинграде он был эвакуирован и погиб на путях эвакуации в конце 1942 г.

В 1-м Ленинградском медицинском институте кафедрой руководил Г. В. Шор, автор крупных трудов по онкологии. Он стал автором большого труда по изучению механизмов смерти. Им введен в практику новый метод патологоанатомического вскрытия. Он руководил кафедрой все годы после Великой Октябрьской революции, проработал в Ленинграде весь период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и блокады Ленинграда. Он тяжело болел и погиб вскоре после окончания войны. Его сменил В. Г. Гаршин, известный трудами по воспалительным разрастаниям эпителия. Ему и М. К. Далю принадлежат труды по изучению туберкулеза периода блокады Ленинграда и бедствий военного времени. Ученик Н. Н. Аничкова и В. Г. Шора, В. Д. Цинзерлинг в 1943 г. занял кафедру патологической анатомии 2-го Ленинградского медицинского института и был главным патологоанатомом Ленинградского фронта в период Великой Отечественной войны. Он был автором трудов по изучению атеросклероза, по патологической анатомии детских инфекций, пневмоний и инфекционных болезней военного времени.

В других городах СССР кафедрами патологической анатомии медицинских институтов руководили профессора И. Ф. Пожариский и Ш.И. Криницкий — в Ростове-на-Дону, П. А. Кучеренко — в Киеве, И. И. Широкогоров — в Баку, Г. Е. Земан — Харькове, И. Т. Титов — в Минске. Кафедры других медицинских институтов СССР также возглавлялись крупными специалистами.

Большая работа по изучению патологической анатомии боевых поражений и их осложнений была проведена советскими патологоанатомами в годы войны с Финляндией и Великой Отечественной войны 1941 — 1946 гг. В медицинских учреждениях действующей армии патологоанатомической работой руководили профессора: А. А. Васильев, погибший под Сталинградом в 1943 г., М. Ф. Глазунов, Н. А. Краевский и многие другие. Итоги патологоанатомической работы периода войны опубликованы в труде «Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941— 1945.».

Патологоанатомические исследования в СССР получили широкое клинико-анатомическое направление. Прозекторская работа в больницах стала более широко использоваться с целью постоянною совершенствования клинической диагностики. Она констатировала большую изменчивость заболеваемости, характера течения и смертельных исходов заболеваний в годы бедствий.

Имена выдающихся патологоанатомов России советского и современного периодов, таких как И.В.Давыдовский, С.С.Вайль, В.Т.Талалаев, Н.А.Краевский, Г.В.Шор, Н.Н.Аничков, В.Д.Цинзерлинг, А.Л.Мясников, Д.С.Саркисов, В.В.Серов, А.И.Струков, хорошо известны во всём мире, прежде всего, благодаря вкладу в развитие теории общей патологии и патологической анатомии инфекционного процесса, сердечнососудистой, дыхательной, нервной и других систем организма, изучения процессов опухолевого роста.


Кафедра патологической анатомии Сталинградского медицинского института (ныне Волгоградского государственного медицинского университета) основана в 1937г. Первым заведующим кафедрой её был Ф.Г.Искра.

После него с 1938 по 1941 годы кафедру возглавил профессор А.А.Васильев. Васильев А.А. родился 22 ноября 1901 года в семье профессора-уролога Военно-медицинской академии А.И.Васильева. По окончании в 1918 году гимназии Александр Александрович поступил в Военно-медицинскую академию, которую окончил в 1925 году. После окончания академии А.А.Васильев в течение года находился на стажировке в патологоанатомическом отделении 1 Московского коммунистического (ныне Главного клинического им.Н.Н.Бурденко) военного госпиталя, где активно участвовал в повседневной прозекторской работе и разработал модификацию изготовления пластинчатых музейных препаратов; этот метод им опубликован в 1927 году.

В том же году появилась его статья о витальной окраске миндалин. Вернувшись в 1926 году в академию, Александр Александрович начал работать на кафедре патологической анатомии врачом-лаборантом (помощником прозектора), а с 1930 года - младшим преподавателем (ассистентом). В эти годы он приступил к разработке патологической анатомии болезней мужских половых органов и в 1928 году опубликовал работы о патологических изменениях семенных пузырьков (в журнале «Русская клиника») и о первичной саркоме простаты и семенных пузырьков.

В последующие годы А.А.Васильев сочетал активную прозекторскую работу с целенаправленными научными исследованиями. В советских и зарубежных медицинских журналах он опубликовал ряд исследований по различным разделам частной патологии (сифилис легочной артерии, первичная саркома легкого, системное поражение костного мозга с остеосклерозом, изменения яичек при проказе), многочисленные исследования по динамике процесса и по изучению влияния чистых металлов и некоторых сплавов на ткани. К тому же направлению научных исследований относятся его работы о влиянии нервной системы и биологических факторов не заживление ран, о влиянии симпатического нерва на ауто- и гомопластику, о значении продуктов деструкции тканей в компенсаторных процессах и о процессах распада и регенерации, а также работы о действии продуктов распада тканей на заживление ран и на регенерацию вообще. В общей сложности Александром Александровичем опубликовано более 60 научных работ. В этот же период он изобрел так называемую микроскоп-иглу – прибор для внутритканевой микроскопии – и получил на это изобретение авторское свидетельство.

Под руководством А.А.Васильева была издана Инструкция по вскрытиям умерших во фронтовом районе. Это был первый документ, регламентирующий хотя бы частично деятельность патологоанатомов в военное время. Весной 1941 года под руководством Александра Александровича были разработаны и утверждены штаты армейских и фронтовых патологоанатомических лабораторий и подготовлено их формирование.

С первых дней Великой Отечественной войны А.А.Васильев включился в организацию армейских и фронтовых патологоанатомических лабораторий, в августе 1941 года был назначен главным патологоанатомом Красной Армии, в функции которого входили также судебно-медицинские обязанности. Васильев А.А. 28 сентября 1942 года был вновь вызван в действующую армию и назначен лавным патологоанатомом Донского фронта. Роковой для Александра Александровича день совпал с последним этапом битвы на Волге, которая завершилась полным разгромом фашистских войск. Так закончился жизненный путь этого крупного ученого, советского патриота, создателя военной патологоанатомической службы.

С 1941 по 1964 годы заведующим кафедрой работал профессор В.И.Витушинский, под руководством которого было подготовлено и защищено 6 кандидатских и докторских диссертаций. Виктор Иванович Витушинский родился в 1865 году, образование получил в Невском университете, по окончании которого ему была присвоено учёная степень доктора медицины, хирургии и акушерства; затем он специализировался в области патологической анатомии в Дрездене в лабораториях профессоров Шморля и Гейнеля. Сдав государственные экзамены при Харьковском университете, он работал терапевтом в Александровской больнице в Петрограде.

После Октябрьской революции 1917 г. до 1921 года Виктор Иванович служил в частях Красной Армии. После демобилизации работал ассистентом, а затем приват-доцентом II Ленинградского медицинского института и прозектором в больницах г.Ленинграда. В 1936 году Виктору Ивановичу была присвоена учёная степень кандидата медицинских наук, а в 1937 году - доктора медицинских наук после защиты им диссертации на тему: «Патологическая анатомия и этиология паратифозных осложнений при возвратном тифе». В 1941 году он утверждён в звании профессора. С 1941 г. по 1964 г. возглавлял кафедру патологической анатомии Сталинградского медицинского института.

В период Великой Отечественной войны Виктор Иванович добровольно вступил в ряды Советской Армии и исполнял обязанности старшего инспектора-патологоанатома госпиталей Уральского военного округа. В.И.Витушинский умело сочетал большую научную работу с практической деятельностью в качестве заведующего патологоанатомическим отделением Областной клинической больницы. Его перу принадлежат 34 научные работы в отечественной и зарубежной литературе; большинство из них посвящено патологической анатомии системы кроветворения и технике вскрытия. Свой опыт Виктор Иванович обобщил в монографии «Техника вскрытия некоторых областей человеческого тела».

Под руководством В.И.Витушинского защищены 6 кандидатских диссертаций. Был награжден тремя медалями правительства.

С момента организации и до последних дней жизни - был бессменным председателем научного общества патологоанатомов г.Сталинграда. Как человек Виктор Иванович являлся примером трудолюбия, он был прекрасным художником и незаурядным скрипачом, пользовался большим уважением и любовью среди всех, кто его знал.

С 1964 по 1978 годы заведующим кафедрой был заслуженный деятель науки Дагестанской АССР, профессор С.С.Касабьян. Степан Сергеевич Касабьян (1911-1979) родился в городе Краснодаре. В 1937 году закончил с отличием Кубанский медицинский институт и был оставлен в аспирантуре при кафедре патологической анатомии. В 1943 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «К химическим и морфологическим параллелям гликогена печени при патологических состояниях человека».

С 1948 по 1965 год С.С.Касабьян заведовал кафедрой патологической анатомии Дагестанского медицинского института, работая одновременно с 1956 по 1958 год заместителем директора по научно-учебной работе.

С.С.Касабьян по материалам научно-исследовательского института нейрохирургии АМН СССР им.Н.И.Бурденко выполнил докторскую диссертацию на тему «Материалы по гистохимии гликогена в опухолях нервной системы». Научными консультантами работы были член-корреспондент АМН СССР, профессор Л.О.Смирнов и профессор А.Л.Шабадаш. Основным разделом работы являлось изучение гистохимии и морфологии гликогена в опухолях нервной системы. В 1951 г. докторская диссертация была успешно защищена. В следующем году С.С.Касабьян был утвержден в звании профессора.

С 1965 по 1978 год С.С.Касабьян заведует кафедрой патологической анатомии Волгоградского медицинского института, являясь одновременно в течение 5 лет проректором по научной работе.

С.С.Касабьян, со свойственной ему целеустремленностью, одним из первых в стране начал заниматься гистохимическими методами исследования в патоморфологии. Проводимые под его руководством исследования актуальны и значимы для теоретической и практической медицины. Им и его учениками изучалась в этот период морфогистохимия бластоматозного и регенераторного процессов, а также сердечно-сосудистых заболеваний, эндемического зоба, экспериментального ревматизма. В клинико-анатомическом плане изучалась патологическая анатомия малярии, бациллярной дизентерии, амебиаза, эхинококкоза.

С.С.Касабьяном опубликовано более 160 научных работ в местной, центральной и зарубежной печати. Результаты исследований доложены на международных конгрессах, симпозиумах, всесоюзных съездах и конференциях (Москва, Киев, Эрфурт, Иена, Познань, София). С.С. Касабьян - соавтор многотомного руководства по патологической анатомии (Т.2, М., 1962). Под его руководством кафедрой патологической анатомии выпущено 3 тематических сборника: «Некоторые вопросы гистохимии в патоморфологии» (1968, 1970) и «Гистохимия предопухолевых состояний и опухолей» (1978).

С.С.Касабьян много сил и энергии отдавал подготовке научных и педагогических кадров. Всего под руководством С.С.Касабьян выполнена и защищена 51 диссертация, из них 14 - докторских и 37 - кандидатских. С.С.Касабьян со свойственной ему энергией и работоспособностью умело сочетал научно-педагогическую деятельность с административно-общественной: в течение 10 лет являлся - проректором Дагестанского, затем Волгоградского медицинских институтов, был членом правления Всесоюзного общества патологоанатомов, членом редакционного Совета журнала «Архив патологии». В течение многих лет был главным патологоанатомом Дагестанской АССР, возглавлял Волгоградской научное общество патологоанатомов.

Заслуги в научно-педагогической и административно-общественной деятельности С.С.Касабьян отмечены почетными званиями и наградами. В 1957 году ему было присвоено звание Заслуженного деятеля науки Дагестанской АССР. Он награжден Президиумом Верховного Совета СССР медалью «За доблестный труд». Почетными грамотами Президиума Верховного Совета РСФСР, Президиума Верховного Совета ДагАССР, а также Волгоградского медицинского института. Имеет ряд благодарностей Министерства здравоохранения РСФСР и СССР.

С 1978 по 1989 годы кафедру возглавила профессор О.В.Сгибнева. Отябрина Васильевна Сгибнева (1925-2008) окончила Сталинградский медицинский институт в 1948 г. В 1953 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Изменения в костном мозге при раке», а в 1978 г. защитила докторскую - «Морфогистохимическое и микроспектрофотометрическое исследование предопухолевых состояний и раковых опухолей шейки матки». Октябрина Васильевна получила ученую степень и звание: доктор медицинских наук, профессор. С помощью микроспектрофотометрии дана качественная и количественная характеристика предопухолевых состояний (эрозий, полипов, лейкоплакий, дисплазий) и раковых опухолей шейки матки. Для дифференциальной диагностики предложены количественные критерии, отражающие степень малигнизации и анаплазии опухоли, что может быть использовано для дифференциальной диагностики прогнозирования предопухолевых состояний и раковых опухолей шейки матки. Прослежено изменение метаболизма в раковых опухолях после лучевой терапии, что отражено также количественными показателями эффективности лечения.

О.В.Сгибнева выполнила и опубликовала более 80 научных работ. Изучались вопросы гистохимии при различных патологических процессах. Была представителем научного общества патологоанатомов г. Волгограда. Оказывала необходимую помощь консультативного характера при выполнении докторских и кандидатских диссертаций сотрудникам Волгоградского медицинского института. Участвовала в подготовке научных кадров. С 1978 по 1989 г. Сгибнева Октябрина Васильевна занимала должность заведующего кафедрой патологической анатомии Волгоградского медицинского института.

После ухода на пенсию профессор О.В.Сгибнева осуществляла консультативно-диагностическую работу и являлась членом морфологического диссертационного совета при Волгоградском государственном медицинском университете.

С 1989 года по 2008 год заведующим кафедрой являлся член-корреспондент РАМН, Заслуженный деятель науки РФ, академик МАН ВШ, доктор медицинских наук, профессор Вячеслав Борисович Писарев (1950-2008).

Писарев Вячеслав Борисович родился 18 апреля 1950 года в г.Челябинске. В 1967 году поступил и в 1973 году окончил лечебный факультет Волгоградского ордена Трудового Красного Знамени государственного медицинского института. С 1973 года работал в качестве ассистента на кафедре патологической анатомии. После защиты кандидатской диссертации в 1977 году (научный руководитель – профессор, заслуженный деятель науки ДагАССР С.С.Касабьян) продолжил работу на кафедре патологической анатомии. В 1987 году присвоено ученое звание доцента.

В 1989 г. Вячеслав Борисович избран заведующим кафедрой патологической анатомии Волгоградского ордена Трудового Красного Знамени государственного медицинского института (ныне Волгоградский государственный медицинский университет), где работал до 2008 год. С 1989 года Вячеслав Борисович занимал должность главного патологоанатома Волгоградской области. В 1990 г. В.Б.Писарев защитил докторскую диссертацию; с 1991 года – профессор.

Наряду с научной и педагогической работой профессор В.Б.Писарев с 1990 по 1997 годы являлся проректором нашего вуза по учебно-воспитательной работе, с 1997 по 2005 гг. работал проректором по научно-исследовательской работе ВолГМУ.

Профессор В.Б.Писарев с 1994 года являлся председателем кандидатского, а с 2001 года докторского диссертационного совета при ВолГМУ по специальностям: патологическая анатомия - 14.00.15, анатомия человека - 14.00.02, гистология, цитология, клеточная биология - 03.00.25.

С 2000 года профессор В.Б.Писарев избран академиком Международной академии Высшей школы.

С 2002 года и по 2008 год Вячеслав Борисович являлся заместителем директора по научно-исследовательской работе Волгоградского научного центра РАМН, а также заместителем редактора ежеквартального научно-практического журнала «Вестник Волгоградского государственного медицинского университета».

В 2004 году Вячеславу Борисовичу Писареву присвоено звание Заслуженного деятеля науки РФ. В 2005 года В.Б.Писарев избран членом-корреспондентом РАМН.

Главным делом своей жизни В.Б.Писарев считал создание школы нейроморфологии в Волгоградском регионе и развитие научных исследований в области патологической анатомии.

Важнейшим вкладом профессора В.Б.Писарева в развитие здравоохранения стали фундаментальные научные труды (в их числе серия работ по нейроморфологии, морфогенезу вирусных инфекций, конституциональной морфологии, патологической анатомии заболеваний органов эндокринной системы и эндотоксикоза). На кафедре патологической анатомии ВолГМУ создан музей, в котором хранятся созданные им макро- и микропрепараты, фотографии, электронограммы.

Основное научное направление В.Б.Писарева – патологическая анатомия нейроэндокринной системы. В.Б.Писаревым выдвинута и обоснована концепция о врождённой поломке отдельных гипоталамических структур в генезе ранних проявлений ишемической болезни сердца. Эта концепция была развита в работах его учеников, исследовавших различные отделы головного мозга: кора, подкорковые структуры, лимбическая система. Результаты исследования были изложены в многочисленных публикациях в центральных изданиях и за рубежом.

В.Б. Писарев не ограничивается изучением лишь морфологии нервной системы. Его научный кругозор довольно широк: патология пародонта и врожденные аномалии зубного ряда, патология инфекционного процесса (изучение краевой патологии: лихорадка Западного Нила, геморрагические лихорадки), экспериментальная и клиническая трансплантология суставов, онкоморфология, патология эндотоксикоза, патоморфология алкоголизма и наркомании, нейроморфология адаптационного синдрома и др.

Членом-корреспондентом РАМН В.Б. Писаревым создана крупная научная школа в области патоморфологии. Под научным руководством профессора В.Б. Писарева защищены 36 кандидатских диссертаций, в работе над 9 докторскими диссертациями он выступал в качестве научного консультанта.

Общее число научных работ В.Б. Писарева, включая доклады, лекции, тезисы на съездах и конференциях, превышает 300 публикаций. Среди них 8 монографий: «Морфологическая диагностика протозойных болезней и гельминтозов человека» (1998), «Основы иммунопатологии. Патофизиологические и морфологические аспекты» (2001), «Хламидийная инфекция и ее роль в патологии плаценты» (2002), «Лихорадка Западного Нила» (2004), «Органная лимфа при патологии» (2004), «Эндотоксикоз: моделирование и органопатология» (2005), «Вариабельность структур центральной нервной системы и её роль в развитии патологических процессов» (2006), «Бактериальный эндотоксикоз: взгляд патолога» (2008). Под редакцией члена-корреспондента РАМН В.Б. Писарева издано 2 учебника, более 40 учебно-методических пособий и рекомендаций, им получено 5 авторских свидетельств и патентов на изобретения.

На кафедре патологической анатомии защитил кандидатскую и докторскую диссертацию профессор Ермилов В.В., который в настоящее время продолжает активную консультативно-диагностическую работу в практической патологической анатомии. Профессор Ермилов В.В. возглавлял кафедру судебной медицины ВолГМУ, в настоящее время работает профессором той же кафедры, является председателем Волгоградского отделения Всероссийского общества геронтологии. Профессор Ермилов В.В. преподавал патологическую анатомию в Эфиопии, Египте, Малайзии. Приоритет его научных работ по амилоидозу глаза признан в России и за рубежом. Профессор Зайченко С. И. защитила кандидатскую и докторскую диссертацию на кафедре патологической анатомии, возглавляла кафедру судебной медицины ВолГМУ, работала в должности декана медико-биологического факультета ВолГМУ, профессором кафедры судебной медицины, являясь главным детским патологоанатомом Волгоградской области. Многие бывшие и нынешние сотрудники кафедры патологической анатомии известны как опытные специалисты, передававшие свой колоссальный опыт молодым кадрам. Многие сотрудники кафедры продолжают активно совмещать работу в патологоанатомической службе.

Многолетний труд члена-корреспондента РАМН, Заслуженного деятеля науки РФ, доктора медицинских наук, профессора В.Б. Писарева нашел продолжение в работах учеников его морфологической школы. С 2008 года заведующим кафедрой патологической анатомии назначен д.м.н., доцент Смирнов А.В., ученик члена-корреспондента РАМН В.Б. Писарева, продолжающий нейроморфологическое направление научно-исследовательской деятельности кафедры. Изучение патологической анатомии и патологической физиологии эндотоксикоза продолжается в работах д.м.н., профессора Новочадова В.В. Вопросы патологической анатомии арбовирусных инфекций курирует д.м.н. Григорьева Н.В. Исследованию морфологии ЦНС при аддиктивных состояниях, эмоциональном стрессе посвящены работы д.м.н. Гурова Д.Ю., к.м.н., доцента Ерофеева А.Ю. Изучению структурных изменений в эндокринном аппарате поджелудочной железы при моделировании и лечении сахарного диабета посвящены работы к.м.н., доцента Снигура Г.Л.

Сотрудники кафедры патологической анатомии чтут и бережно хранят многолетние традиции волгоградской научной морфологической школы, тесно взаимодействуют в рамках научно-исследовательских работ с другими подразделениями нашего университета, Волгоградского научного центра РАМН и Администрации Волгоградской области, НИИ вирусологии РАМН им. Д.И. Ивановского (г.Москва), НИИ ГТП (г.Волгоград), ГУЗ «Волгоградское областное патологоанатомическое бюро», ГУЗ «Волгоградский областной клинический онкологический диспансер» по изучению морфологических изменений органов и систем при инфекционных заболеваниях, различных видах нарушений обмена веществ, повреждающем действии факторов окружающей среды, исследованию морфогенеза новообразований ЦНС, гемопоэтической и лимфоидной тканей. Кафедра патологической анатомии активно участвует в подготовке и проведении клинико-анатомических конференций, проводит клинико-экспертную работу. В настоящее время помимо реализации учебной программы по патологической анатомии и патологии для студентов лечебного, педиатрического, стоматологического, фармацевтического и медико-биологического факультетов на кафедре проходят постдипломную подготовку врачи в интернатуре, клинической ординатуре, аспирантуре и докторантуре по специальности – патологическая анатомия.






Похожие:

Лекция: Содержание, задачи и методы патологической анатомии. История предмета. А. В. Смирнов, А. Ю. Ерофеев iconПримерный список экзаменационных вопросов по патологической анатомии
Содержание, задачи, объекты, методы и уровни исследования. Исторические данные: этапы развития патологии, роль российской школы патологической...
Лекция: Содержание, задачи и методы патологической анатомии. История предмета. А. В. Смирнов, А. Ю. Ерофеев iconЭкзаменационные вопросы по патологической анатомии для стоматологического факультета
Патологическая анатомия: содержание, задачи, объекты и методы исследования. Понятие об аутопсии и биопсии. Современные методы морфологического...
Лекция: Содержание, задачи и методы патологической анатомии. История предмета. А. В. Смирнов, А. Ю. Ерофеев iconМетодические рекомендации для студентов к практическим занятиям по патологической анатомии на кафедре патологической анатомии с секционным курсом и курсом патологии
Тема: «Структура и задачи патологоанатомической службы. Диагноз: требования к формулировке. Ятрогении. Методы биопсийного и цитологического...
Лекция: Содержание, задачи и методы патологической анатомии. История предмета. А. В. Смирнов, А. Ю. Ерофеев iconМетодические рекомендации для студентов к практическим занятиям по патологической анатомии
Тема: «Патологическая анатомия: содержание, задачи, объекты и методы исследования. Морфология обратимого и необратимого повреждения...
Лекция: Содержание, задачи и методы патологической анатомии. История предмета. А. В. Смирнов, А. Ю. Ерофеев iconМетодические рекомендации для студентов к практическим занятиям по патологической анатомии на кафедре патологической анатомии с секционным курсом и курсом патологии
Тема: «Болезни периодонта. Пульпит. Апикальный периодонтит. Радикулярная киста. Одонтогенная инфекция: периостит, остеомиелит, одонтогенный...
Лекция: Содержание, задачи и методы патологической анатомии. История предмета. А. В. Смирнов, А. Ю. Ерофеев iconМетодические рекомендации для студентов к практическим занятиям по патологической анатомии на кафедре патологической анатомии с секционным курсом и курсом патологии
Тема: «Болезни пародонта и слизистой оболочки рта. Гингивит. Пародонтит. Пародонтоз. Пародонтомы (эпулисы). Десмодонтоз (прогрессирующий...
Лекция: Содержание, задачи и методы патологической анатомии. История предмета. А. В. Смирнов, А. Ю. Ерофеев iconМетодические рекомендации для студентов к практическим занятиям по патологической анатомии на кафедре патологической анатомии Волгму
Охватывает пузырный занос, хориокарциному и трофобластическую опухоль плацентарного ложа; это опухоли или опухолеподобные состояния,...
Лекция: Содержание, задачи и методы патологической анатомии. История предмета. А. В. Смирнов, А. Ю. Ерофеев iconМетодические рекомендации для студентов к практическим занятиям по патологической анатомии на кафедре патологической анатомии с секционным курсом и курсом патологии
Тема: «Иммунопатологические процессы: реакции гиперчувствительности. Аутоиммунные болезни (струма Хашимото, системная красная волчанка,...
Лекция: Содержание, задачи и методы патологической анатомии. История предмета. А. В. Смирнов, А. Ю. Ерофеев iconМетодические рекомендации для студентов к практическим занятиям по патологической анатомии головы и шеи на кафедре патологической анатомии с секционным курсом и курсом патологии
Тема: «Заболевания челюстных костей. Травматические повреждения. Воспалительные заболевания. Опухоли и опухолеподобные заболевания....
Лекция: Содержание, задачи и методы патологической анатомии. История предмета. А. В. Смирнов, А. Ю. Ерофеев iconМетодические рекомендации для студентов к практическим занятиям по патологической анатомии на кафедре патологической анатомии с секционным курсом и курсом патологии
Цель занятия: ознакомить будущего врача любой специализации с биопсией важным видом клинической диагностики, методом клинико-анатомического...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы