Название умк icon

Название умк




Скачать 148.75 Kb.
НазваниеНазвание умк
Дата29.10.2012
Размер148.75 Kb.
ТипУрок
источник

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Название УМК А.В. Перышкин Предмет физика Класс 7

Тема урока Условия плавания тел

Тип урока: исследование

Цель урока: выяснить условия плавания тел в зависимости от плотности жидкости и тела, усвоить их на уровне понимания и применения, с использованием логики научного познания.

Задачи урока:

  • Образовательная: установить теоретически и экспериментально соотношение между плотностью тела и жидкости, необходимое для обеспечения условия плавания тел; продолжить формировать умение учащихся проводить опыты и делать из них выводы.

  • Развивающие: развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать.

  • Воспитательные: воспитание интереса к предмету; воспитание культуры в организации учебного труда.

Оборудование: мультимедиа, экран, индивидуальные карточки задания, таблица плотностей, исследуемые материалы.


^ Этап урока

Время, мин.

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

Формы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

^ Деятельность обучающихся

Формирование универсальных учебных действий

1.организационный







Устное напоминание, приветствие




приветствие

Приветствуют учителя, садятся.




2.Организация восприятия информации







беседа

фронтальная

Слушает, направляет

Слушают, отвечают с места, делают выводы

Умение ставить цель и организовать ее достижение, уметь пояснять свою цель

3.Проверка теоретических знаний учащихся




Закон Архимеда




индивидуальная

Проводит кроссворд По горизонтали: 1. Единица деления. 2. Единица массы. 3. Кратная единица массы. 4. Единица площади. 5. Единица времени. 6. Единица силы. 7. Единица объема. 8. Единица длины.

(Тему урока записываем в тетради)

Ну а теперь прежде, чем приступить к решению экспериментальных задач, ответим на несколько вопросов. Какая сила возникает при погружении тела в жидкость?

Учитель: Куда направлена эта сила?

.

Учитель: От чего зависит архимедова сила?


Учитель: А если тело не полностью погружено в жидкость, то как определяется архимедова сила?


Учитель: Какими способами можно на опыте определить архимедову силу?


Учитель: Итак, мы знаем, что на всякое тело, погруженное в жидкость, действует архимедова сила. А ещё, какая сила действует на любое тело, погруженное в жидкость?

Учитель: Вы можете привести примеры тел, которые плавают на поверхности воды? А какие тела тонут в воде? А как ещё тело может вести себя в воде? Какие это тела?

Учитель: А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин?

Вы не можете точно ответить на этот вопрос. Но у вас уже появляются идеи, гипотезы. Давайте сегодня на уроке вместе решим проблему: Выясним: Каковы условия плавания тел в жидкости.

^ Решение исследовательских задач:


Учитель: Ребята, а вы знаете, какой учёный изучал плавание тел?

Учитель: Попробуем все сведения об условиях плавания тел проверить экспериментально, выполнив исследования. Мы с вами уже так поступали при изучении силы трения. Каждая группа получит своё задание. После выполнения заданий мы обсудим полученные результаты и выясним условия плавания тел.


.

 


 

.


 


Мы говорили об условии плавания твёрдых тел в жидкости. А может ли одна жидкость плавать на поверхности другой?


После выполнения эксперимента обсуждаются результаты работы, подводятся итоги.

Пока учащиеся выполняют задания, наблюдаю за их работой, оказываю необходимую помощь.

 

Учитель: Заканчиваем работу, приборы отодвиньте на край стола. Переходим к обсуждению результатов. Сначала выясним, какие тела плавают в жидкости, а какие – тонут. (Группа 1)


Учитель: Что произойдет с телом, если плотности жидкости и вещества будут равны?

Посмотрим, как ведут себя тела, плавающие на поверхности жидкости. Ребята группы 2 рассматривали, как ведут себя тела, изготовленные из дерева и пенопласта в одной и той же жидкости. Что они заметили?

Учитель: Что можно сказать о глубине погружения деревянного бруска, плавающего на поверхности воды, масла?


Учитель: Теперь выясним, можно ли заставить плавать тела, которые в обычных условиях тонут в воде, например картофелину или пластилин или фольгу. (Группа 4; Группа 5)

Что вы наблюдаете?


Учитель: В чем же дело? Что же произошло?


Учитель: Правильно. А у ребят, выполнявших задание с пластилином, соли не было. Каким образом вам удалось добиться, чтобы пластилин плавал в воде?


Учитель: (Группа 6) Снова вернёмся к таблице плотности веществ. Объясним, почему на воде образуется масляная плёнка.

Итак, проблема решена, значит, жидкости, как и твёрдые тела подчиняются условиям плавания тел.

Продолжим беседу о жидкостях.

Один неглубокий сосуд пригласил в гости сразу три несмешивающиеся жидкости разной плотности и предложил им располагаться со всеми удобствами. Как расположились жидкости в гостеприимном сосуде, если это были: масло машинное, мёд и бензин.

Укажите порядок расположения жидкостей.


Учитель: Молодцы. Значит, если тело плавает, то FA = Fтяж. (записываю на доске). А если тело тонет в жидкости?

Учитель: А если тело всплывает?


Учитель: Итак, получили условие плавания тел. Но оно не связано с плотностью тела или с плотностью самой жидкости. (Эту зависимость рассмотрели ребята 1 группы). Значит, условия тел можно сформулировать двумя способами: сравнивая архимедову силу и силу тяжести или сравнивая плотности жидкости и находящегося в ней вещества. Где в технике учитываются эти условия?

Учитель: Металлические корабли тоже плавают, а ведь куски стали тонут в воде.


Учитель: Итак, в судостроении используется тот факт, что путем изменения объема можно придать плавучесть практически любому телу. А учитывается ли как-нибудь связь условий плавания тел с изменением плотности жидкости?

Учитель: Приведите примеры использования условий плавания тел в технике.

Учитель: Посмотрите внимательно на атомный ледокол. В нашей стране работают несколько таких ледоколов. Они самые мощные в мире и могут плавать, не заходя в порты, более года. Но подробнее мы поговорим об этом на следующем уроке.

 

Тема урока: Условия плавания тел.

Итог урока:

Делаем с ребятами вывод о проведенных исследованиях. Ещё раз обобщаем условия плавания тел

Решение кроссворда

Ответы:

1. Паскаль.

2. Килограмм.

3. Тонна.

4. квадратный метр.

5. Час.

6. Ньютон.

7. Литр. 8. Метр.


Архимедова сила.


Она направлена вертикально вверх


Архимедова сила зависит от объёма тела и от плотности жидкости

Тогда для подсчета архимедовой силы надо использовать формулу FA = ρжgV, где V – объем той части тела, которая погружена в жидкость.

Можно взвесить жидкость, вытесненную телом, её вес и будет равен архимедовой силе. Можно найти разность показаний динамометра при взвешивании тела в воздухе и в жидкости, эта разность тоже равна архимедовой силе. Можно определить объем тела с помощью линейки или мензурки. Зная плотность жидкости, объем тела, можно вычислить архимедову силу.


Сила тяжести.


Путаются в ответах


Записывают в тетрадях тему урока – «Условия плавания тел»


Архимед.


Все результаты записывайте в тетрадь. Если возникнут вопросы, поднимите руку.

(Ребята получают карточки с заданиями и оборудование для их выполнения – 7 вариантов. Варианты заданий не одинаковы по уровню трудности: первые – наиболее простые, 6 и 7 – сложнее. Они даются соответственно уровню подготовки.)


Задания:

Задание группе 1:

1. Пронаблюдайте, какие из предложенных тел тонут, и какие плавают в воде.

2. Найдите в таблице учебника плотности, соответствующих веществ и сравните с плотностью воды

Результаты оформите в виде таблицы.

 

Плотность жидкости

Плотность вещества

Тонет или нет

 

 

 

Оборудование: сосуд с водой и набор тел: стальной гвоздь, фарфоровый ролик, кусочки свинца, сосновый брусок.

Оборудование: сосуд с водой и набор тел: кусочки алюминия, органического стекла, пенопласта, пробки, парафина.


Задание группе 2:

1. Сравните глубину погружения в воде деревянного и пенопластового кубиков одинаковых размеров.

2. Выясните, отличается ли глубина погружения деревянного кубика в жидкости разной плотности. Результат опыта представить на рисунке

Оборудование: два сосуда (с водой и с маслом), деревянный и пенопластовый кубики.

 


Задание группе 3:

1. Сравните архимедову силу, действующую на каждую из пробирок, с силой тяжести каждой пробирки.

2. Сделайте выводы на основании результатов опытов.

Оборудование: мензурка, динамометр, две пробирки с песком (пробирки с песком должны плавать в воде, погрузившись на разную глубину).

 

Задание группе 4:

1. «Можно ли «заставить» картофелину плавать в воде? Заставьте картофелину плавать в воде.

2. Объясните результаты опыта. Оформите их в виде рисунков.

Оборудование: сосуд с водой, пробирка с поваренной солью, ложка, картофелина средней величины.

 

Задание группе 5:

1. Добейтесь, чтобы кусок пластилина плавал в воде.

2. Добейтесь, чтобы кусок фольги плавал в воде.

3. Поясните результаты опыта.

Оборудование: сосуд с водой; кусок пластилина и кусочек фольги.

 

Задание группе 6: Наблюдение всплытия масляного пятна, под действием выталкивающей силы воды.

Цель работы: Провести наблюдение за всплытием масла, погруженного в воду, обнаружить на опыте выталкивающее действие воды, указать направление выталкивающей силы.

Оборудование: сосуды с маслом, водой, пипетка.

Последовательность проведения опыта:

1. Возьмите с помощью пипетки несколько капель масла.

2. Опустите пипетку на глубину 3 – 4 см в стакан с водой.

3. Выпустите масло и пронаблюдайте, образование масляного пятна на поверхности воды.

4. На основе проделанного опыта сделайте вывод.


Учащиеся: Один из них называет те тела, который тонут в воде, другой – тела, которые плавают, третий сравнивает плотности тел каждой группы с плотностью воды. После этого все вместе делают вывод.

Выводы:

1.Если плотность вещества, из которого изготовлено тело больше плотности жидкости, то тело тонет.

2.Если плотность вещества меньше плотности жидкости, то тело плавает.

(Выводы записываются в тетрадях.)


дают ответ.

Глубина погружений тел разная. Пенопласт плавает почти на поверхности, а дерево немного погрузилось в воду.


Учащиеся: В масле брусок погружался глубже, чем в воде.

Вывод: Таким образом, глубина погружения тела в жидкость зависит от плотности жидкости и самого тела.

Запишем этот вывод.

Они тонут в воде. Чтобы заставить картофелину плавать, мы насыпали в воду больше соли.

У соленой воды увеличилась плотность и она стала сильнее выталкивать картофелину. Плотность воды возросла и архимедова сила стала больше.


Учащиеся: Мы сделали из пластилина лодочку. Она имеет больший объем и поэтому плавает. Можно сделать из пластилина коробочку, она тоже плавает. У нее тоже больше объем, чем у куска пластилина.

Вывод: Итак, чтобы заставить плавать обычно тонущие тела, можно изменить плотность жидкости или объем погруженной части тела. При этом изменяется и архимедова сила, действующая на тело. Как вы думаете, есть ли какая – нибудь связь между силой тяжести и архимедовой силой для плавающих тел?


(Группа 3) Мы погружали в воду две пробирки с песком – одна легче, другая тяжелее, - и обе они плавали в воде. Мы определили, что архимедова сила в том и другом случае примерно равна силе тяжести.

Тогда сила тяжести больше архимедовой силы.

значит, архимедова сила больше силы тяжести.

При постройке кораблей. Раньше делали деревянные корабли и лодки. Плотность дерева меньше плотности воды, и корабли плавали в воде.


С ними поступают так, как мы поступили с пластилином: увеличивают объем, архимедова сила становится больше, и они плавают. Еще делают понтоны и подводные лодки.


Да, при переходе из моря в реку меняется глубина осадки судов.


Для речных переправ применяют понтоны. В морях и океанах плавают подводные лодки. Для подводного плавания часть их емкости заполняют водой, а для надводного – воду выкачивают.

(Демонстрирую рисунки современных кораблей.)


Рефлексия:

Ø Сегодня на уроке мне понравилось …

Ø Я хочу, чтобы …

Ø Я узнал …

Ø Я сегодня собой






4. изучение нового материала




Условие плавания тел







Экспериментальные задачи

Решение экспериментальных задач
















Групповая работа (6групп)

Исследовательские задачи

Обсуждение результатов, выводы




5. подведение итогов урока, рефлексия







Анализ своей работы

фронтальная

Слушает, комментирует, подводит итоги урока

Докладывают результаты своего исследования

Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности

6.рекомендации по домашнему заданию
























Похожие:

Название умк iconНазвание умк
Название умк виленкин Н. Я., 2009 г Предмет математика Класс 5
Название умк iconНазвание умк
Название умк л. Л. Босовой Предмет информатика Класс 5
Название умк iconНазвание умк
Название умк н. Д. Угринович Предмет информатика Класс 8
Название умк iconНазвание умк
Название умк а. В. Перышкин Предмет физика Класс 7
Название умк iconНазвание умк касьянов В. А. Предмет физика Класс 10 б учитель Яруллина Ш. Т
Цель урока: Обобщение и систематизация учебного материала; экспериментально подтвердить выполнение законов физики
Название умк iconУмк "Школа России"(фгос) 1 класс умк «Школа России»
Умк «Школа России» для 1 класса включает в себя завершенные предметные линии учебников по следующим основным предметам начального...
Название умк iconПримерная программа по технологии, 2004 год Реализуемый умк ' умк под ред. А. Д. Ботвинникова «Черчение»
Обладание специальными умениями, необходимыми для проектирования продуктов труда
Название умк iconТребования по оформлению отчетов в рамках проекта «Формирование муниципальной системы мониторинга освоения выпускниками третьей ступени общеобразовательных программ»
В название папки входит название предмета (МА), класса (10), района (Бузулукский). В название документа входит название отчет или...
Название умк iconПояснительная записка к тематическому планированию для 2 класса по немецкому языку моу «Гуманитарный лицей» на 2008-2009 учебный год Общая характеристика умк
Учебно-методический комплект (умк) Мозаика для II класса открыва­ет новый курс по немецкому языку и является первым из десяти умк,...
Название умк icon«Технология» умк «Перспектива»
Теоретической основой программы «Технология» умк «Перспектива» (авторы: Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Добромыслова Н. В.) являются:...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы