«Согласовано» Руководитель мо /В. М. Удачина/ Протокол № от 2011 г. «Согласовано» icon

«Согласовано» Руководитель мо /В. М. Удачина/ Протокол № от 2011 г. «Согласовано»




Скачать 169.26 Kb.
Название«Согласовано» Руководитель мо /В. М. Удачина/ Протокол № от 2011 г. «Согласовано»
Дата30.10.2012
Размер169.26 Kb.
ТипПротокол
источник



Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа села Красная Речка Пугачевского района Саратовской области»



«Согласовано»

Руководитель МО

_________/В.М.Удачина/

Протокол №___ от

«___»__________2011 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_________/Т.А.Удачина/

«___»___________2011 г.


«Утверждаю»

Директор школы

_________/Е.А.Потапова/

Приказ №___ от

«___»__________2011 г.



^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

II квалификационной категории


Удачина Вениамина Викторовича


5 класс


КРАЕВЕДЕНИЕ


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №___ от

«___»__________2011 г.


^ 2011 – 2012 учебный год


Пояснительная записка.

Настоящая программа обеспечивает реализацию адаптированного курса историческое краеведение для учащихся 5-8 классов основной школы. Особенность программы в том, что ее составные части (разделы) представляют единую линию в преподавании с 5 по 8 класс.


^ Цели курса.


  1. В результате изучения курса историческое краеведение учащиеся 5-8 классов должны получить знания об источниках комплексного изучения родного края, суть понятия «краеведение», его направлениях, о том, что такое «генеалогическое древо», родословную своей семьи, об истории и традициях школы, о современной жизни школы, ее педагогах и выпускниках, об основании и истории села Красная Речка и города Пугачева, о знаменитых земляках, об историко-культурных достопримечательностях села и района, экологических проблемах, о площади и территории своего края, об основных этапах заселения района и области, об истории старинных городов области, гербах и датах, выдающихся людях области, особенностях быта, традициях и легендах, о памятниках истории и культуры области.

  2. Школьники должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем, методам работы с историческими источниками, выявлению причин и следствий, умению строить гипотезы и приводить доказательства, объяснению фактов, составлению различных суждений, использованию внешкольных источников информации (книги, музеи, памятники и достопримечательности, кинотеатры, видео, библиотеки, средства массовой информации, ресурсы Интернет и т.д.)

  3. Учащиеся приобретают интерес к истории родного края, его загадкам и легендам, учатся понимать проблемы современности, вырабатывают собственное отношение к традициям различных культур.

  4. Данный курс стимулирует процесс гуманизации личности подростка, что приводит к формированию качеств, которые хотело бы видеть общество у выпускника и которые помогли бы ему жить в современном мире, уметь видеть и решать проблемы, анализировать конкретные ситуации, уметь выбирать линию поведения.

  5. В процессе изучения курса «Историческое краеведение» учащиеся должны овладеть умениями:

- находить место своего района, своей местности на карте области и России;

- вести наблюдение, поиск и сбор, описание объектов своей местности;

- использовать элементы исследовательской деятельности по изучению родного края;

- определять географическое положение села, района, области, давать оценку географическому положению, находить их на карте;

- описывать функции села, быт, традиции, культуру, жилище жителей;

- анализировать проблемы села и района;

- выявлять связи между природой, историей освоения, заселения и развитием хозяйства своего района;

- выявлять и описывать памятники природы своей местности и района;

- работать с различными источниками по истории области;

- работать с контурной картой, отмечать на ней основные населенные пункты и природные объекты;

- находить на карте памятники природы и истории;

- составлять сообщения о выдающихся людях Саратовской земли.


^ Гуманизация при изучении курса.

Она прослеживается:

- в отборе учебного материла (внимание к этнографическим сведениям, традициям культурного наследия, личностям, их значимости и социально-психологическим портретам, к истории «малой родины);

- в технологии преподавания (создание условий для интенсивной самостоятельной деятельности учеников), обращения к диалогу, в привлечении учащихся к различным видам деятельности;

- в создании на уроках атмосферы сотрудничества, заботы о культуре общения;

- в формировании нравственных принципов и духовных ценностей подростков.

Курс «Историческое краеведение» рассчитан на 4 года. Изучение с 5 по 8 класс (34 часа в год, 1 час в неделю). Содержание курса развивается и углубляется от класса к классу с учетом возраста учащихся. Каждый крупный раздел сопровождается перечнем требований к знаниям и умениям учащихся.

Курс краеведения 5-го класса «Мой дом. Родная школа, ее история и традиции» предполагает, что учащиеся должны знать суть понятия «краеведение», его основные направления, источники комплексного изучения края и родословную своей семьи. Должны уметь находить свою местность на карте области и России, вести наблюдение, поиск и описание объектов своей местности, используя элементы исследовательской деятельности.

6 класс «Мой город. Мой район». Курс включает в себя знания истории своего горда и района, этапах развития, выдающихся людях, особенности географического положения, административное деление, природные зоны и экономические проблемы. В программе 6 класса большое внимание уделено самостоятельной работе учащихся по сбору информации, которая затем обрабатывается и служит материалом для последующих уроков и классов.

Материал 7 и 8 классов посвящен изучению области. Он включает в себя знания по географии, биологии, экологии, экономике. Большая часть уроков посвящена истории края: этапы заселения, особенности быта, традиции и обряды. Вырабатываются умения работы с картой (географический и этнографический атласы), самостоятельной работы с историческими источниками по истории края, художественной и иной литературой. В 8 классе предполагается самостоятельная деятельность по выбранной учащимися теме и оформление материала.

Распределение материала по курсам, формы учебных занятий, методы и приемы работы применяются с учетом возможностей школы и самого учителя. Программа предоставляет возможность вести преподавание в разноуровневых классах, с разным потенциалом в обучении. Для классов СКК задания можно видоизменять с учетом возможностей и способностей ребят.


^ Учебно-тематическое планирование.


Классы – 5 класс.

Учитель – Удачин Вениамин Викторович.

Количество часов:

Всего 34 часа; в неделю 1 час.

Практических работ – 9.

Творческих работ – 5.

Контрольных уроков – 1.





п/п

Дата



Наименование разделов и тем.

^ Количество часов



ИКТ



Примечание

План

Факт

1

7.09




Родной край – частица мира.

1







2

14.09




Краеведение – что это?

1







3

21.09




Познакомимся заново.

1







4

28.09




Я рисую.

1







5

5.10




Осенний лес. Гербарий.

1







6

12.10




Мой старый, новый лес.

1







7

19.10




Моя родословная

1







8

26.10




Моя родословная

1







9

9.11




Я и мое имя.

1







10

16.11




Я и мои родители.

1







11

23.11




Жизнь бабушек и дедушек.

1







12

30.11




Рассказ-воспоминание о тех, кого нет.

1







13

7.12




Старая фотография рассказывает.

1







14

14.12




Поколение прабабушек.

1







15

21.12




Поколение прадедушек.

1







16

28.12




Семейная реликвия.

1







17

18.01




Моя семья.

1







18

25.01




Легенды и предания.

1







19

1.02




Традиции моей семьи.

1







20

8.02




Наш быт и быт наших предков.

1







21

15.02




В школьном музее.

1







22

22.02




В краеведческом музее.

1







23

29.02




Народное творчество в нашем селе.

1







24

7.03




Краснореченская особинка

1







25

14.03




Пугачевская особинка

1







26

21.03




Источники сведений о прошлом школы. Основные этапы истории школы.

1

CD-видео истории школы




27

4.04




Педагоги разных поколений.

1

CD-фотоархив




28

11.04




Судьба выпускников.

1







29

18.04




Традиции школы.

1

CD-видео




30

25.04




Любимый учитель

1







31

2.05




Источники изучения родного края.

1







32

16.05




История села Красная Речка.

1

CD-презентации




33

23.05




История села Красная Речка.

1







34

30.05




Итоговое обобщение.

1









^ Основное содержание и структура курса.


Мой дом. Родная школа, ее история и традиции.

5 класс (34 часа)

Введение

Что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) Родина?

Карта своей местности (области, района, города, села). Основные населенные пункты. Знаменитые места. Границы края, их условность и подвижность: родной дом – школа с ближайшими окрестностями – село; город – район – область. Родной край – часть России, частица мира.

Понятие краеведение. Цели, задачи. Предмет исследования. Направления краеведения: историческое, географические, биологическое, литературное и др.

Краеведение в школе. Что изучают юные краеведы.

^ Блок 1. Природа вокруг нас.

Наблюдение и описание растительного и животного мира своей местности.

Творческая работа: Я рисую (рисунки, зарисовки картин леса и окружающей природы).

^ Творческая работа: Осенний лес (составление гербария). Правила сбора и оформления. Составление коллекций.

Творческая работа: Мой старый, новый лес» (наблюдение и открытия в родном лесу).

^ Блок 2 С чего начинается Родина. Семья.

Понятие генеалогическое древо.

Практическая работа: составление генеалогического дерева своей семьи. Схема генеалогического дерева. Примеры родословных известных людей. Их работа и поиск данных о своей семье. Родословные школьников. Родословная учителя.

Я и мои родители. Их образование, трудовая и общественная деятельность.

^ Творческая работа: выяснить происхождение своей фамилии. Поколение бабушек и дедушек. Их жизнь рассказы, воспоминания.

Творческая работа: рассказ воспоминание моего дедушки (бабушки) о памятном историческом событии. Поколение прабабушек и прадедушек, социальная принадлежность, сословное происхождение, их трудовые и общественные дела.

^ Творческая работа: История моей семьи (в фотографиях)

Творческая работа: Старая фотография рассказывает… Семейные традиции, реликвии, семейные фотографии.

^ Практическая работа: Семейная реликвия.

Наблюдение и описание вещественных источников истории своей семьи. Их зарисовка, описание. Традиции своей семьи, Семейные предания и легенды.

^ Практическая работа: Знакомство с предметами быта, орудиями труда.

Моя семья и труд. Моя семья и образование. Судьба страны в судьбе семьи. Создание семейной летописи.

Описание наиболее любимых занятий в семье детей и взрослых

^ Творческая работа Моя семья.

Блок 3 Моя школа.

Источники сведения о прошлом школы. Основные этапы истории школы. Педагоги разных поколений. Судьбы выпускников.

^ Практическая работа: сбор материала о педагогах и выпускниках.

Традиции школы. Современная жизнь.

Творческая работа: любимый учитель

Обобщение. Источники комплексного изучения родного края.

Понятия: источники изучения родного края, первоисточник, подлинник, копия, реликвия.

Виды источников изучения родного края: вещественные, письменные, устные звукозапись.

  1. Вещественные источники.

Археологические памятники: древние поселения (стоянки), жилища, городища, погребения. Вещи, найденные во время раскопок: орудия труда, оружие, предметы домашнего обихода, украшения (их камня, керамики, кости, металла, дерева и др. материалов).

Памятники архитектуры: жилые дома, хозяйственные (производственные) постройки, крепости, храмы, монастыри др. Их связь с окружающей средой. Деревянная каменная архитектура.

Памятники созданные для увековечивания исторических событий и людей: статуи, скульптурные группы, обелиски, стелы, колонны, плиты с надписью, гробница, мемориальные сооружения, храмы. Монеты, бумажные денежные знаки, медали, значки и т.д.

^ Практическая работа: Наблюдение и описание вещественных источников своей местности.

  1. Изобразительные источники.

Фотографии, произведения изобразительного искусства. Плакаты, резьба по дереву, камню, металлическое литье, ювелирные изделия. Почтовые марки, открытки, календари. Картографические материла: карты, атласы, планы.

  1. Письменные источники.

Рукописные памятники: летописи, церковные и светские книги, письма, послания, дневники, записки, литературные и научные труды, документы официальных учреждений и официальных лиц.

Печатные материалы. Книги, брошюры, листовки, объявления, местные газеты и журналы.

  1. Устные источники.

Памятники устного народного творчества: былины, предания, сказки, песни, частушки, поговорки, загадки.

Воспоминания рассказы местных жителей – свидетелей исторических событий

^ Творческая работа: народное творчество своей местности.

Материалы топонимики (о происхождении, содержании и развитии местных географических названий).

^ Творческая работа: выяснить происхождение названия одного их географических объектов своей местности (улицы, леса, реки, озера, архитектурного, природного памятника).

Звукозаписи. Изучение краеведческой литературы. Как работать в библиотеке с книгой. Правила фиксирования воспоминаний. Обработка информации.


Учащиеся должны знать:

- площадь, конфигурацию своей местности;

- суть понятия краеведение, направления краеведения;

- источники комплексного изучения края;

- родословную своей семьи

- историю своей школы.


Учащиеся должны уметь:

- находить место своего района, своей местности на карте области и россии;

- вести наблюдение, поиск и сбор, описание объектов местности.


Методическое обеспечение программы. Список литературы


  1. Архивные документы, материалы кабинета истории, музея, Комнаты Боевой Славы.

  2. Артемов Е.Н. и Беркутова А.М. Комкор Кутяков. (Командир 25-й Чапаевской дивизии). Саратов. Приволж. кн. изд-во, 1977.

  3. Бирюлин В.В. Народный полководец: К 100-летию со дня рождения В.И.Чапаева. – Саратов:Приволж. кн. изд-во, 1986.

  4. Ванчинов Д.П. Военные годы Поволжья (1941-1945). – Издательство Саратовского университета, 1980.

  5. Годы и люди: (Сборник). – Саратов: Приволж. кн. изд-во. Вып.5 – 1990.

  6. Душков В.Ю. Исторический очерк о Российском освоении Поволжья и заволжском городе Пугачеве. – Саратов, 2007.

  7. Земля Саратовская. (Книга для внеклассного чтения по истории и природоведению родного края.4 класс). Саратов. Приволж. кн. изд-во, 1975.

  8. История города Пугачева и Иргизских монастырей в фотографиях (старообрядческий центр России). – Саратов, 2007.

  9. История Саратовского края: (С древнейших времен до 1917 года): Учебное пособие для 7-9 классов школ всех типов/ Под общ. ред. В.П.Тотфалушина. – Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга»,1996.

  10. Из истории Саратовского Поволжья. Под редакцией доцента В.А.Осипова. – Издательство Саратовского университета, 1968.

  11. Курбанов Л.Ф. и Полубояринов Е.В. Саратовский край. Учебное пособие по истории родного края для уч-ся 7-8 классов. Саратов, Приволж. кн. изд-во, 1976.

  12. Курбанов Л.Ф. и Полубояринов Е.В. Саратовский край. (Часть вторая). Учебное пособие по истории родного края для уч-ся 9-10 классов. Саратов, Приволж. кн. изд-во, 1978.

  13. Максимов Е.К. и др. Саратовский край. Ч.1: Учеб. пособие по истории родного края для учащихся 8-9 кл. / Е.К.Максимов, В.П.Тотфалушин, М.В.Булычев. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1991.

  14. Осипов В.А. Саратовский край в 18 веке : (Для студентов исторических факультетов). – Издательство Саратовского университета, 1985.

  15. Преображенский Ю.В. Город Пугачев. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1989.

  16. Саратовская область за 70 лет. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1987.

  17. Саратовский Государственный Художественный музей им.А.Н.Радищева. – Ленинград: Аврора Арт Публишер, 1985.

  18. Терехин С.О. Века и камни: (Памятники архитектуры Саратовской области). – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1990.

  19. Твои четыре века, город. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1990.

  20. Хлебников Н.М. и др. Легендарная Чапаевская . Изд. третье, дополн. – М., «Знание», 1975.

  21. Ченакал Д.Д. Воспитание историей: (Музей истории и боевой славы в школе № 53). – Издательство Саратовского университета, 1992.

  22. Яшин А.И., Валеев В.Х. Сто страниц о Саратове. – Саратов: «Коммунист», 1990.

  23. Презентации школьного музея – CD-диски.

  24. Видеоматериалы школы – CD-диски.

  25. Фотоархив школы – CD-диски.



Похожие:

«Согласовано» Руководитель мо /В. М. Удачина/ Протокол № от 2011 г. «Согласовано» icon«согласовано» «согласовано» «утверждаю» «согласовано» Руководитель Директор департамента Генеральный директор Директор гимназии №1 управления образования мэрии ООО «Социальная сфера» Роспотребнадзора г. Ярославля по Ярославской области
С. А. Мелюк А. В. Сибриков Т. Ф. Сатановская Н. С. Ферулева
«Согласовано» Руководитель мо /В. М. Удачина/ Протокол № от 2011 г. «Согласовано» icon«Согласовано» Руководитель мо т. Г. Огнева сентября 2011г. «Согласовано»
Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг
«Согласовано» Руководитель мо /В. М. Удачина/ Протокол № от 2011 г. «Согласовано» icon«Согласовано» Заместитель директора по увр /Т. А. Удачина/ 2011 г. «Утверждаю»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа села Красная Речка Пугачевского района Саратовской...
«Согласовано» Руководитель мо /В. М. Удачина/ Протокол № от 2011 г. «Согласовано» icon«Согласовано» Заместитель директора по увр /Т. А. Удачина/ 2011 г. «Утверждаю»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа села Красная Речка Пугачевского района Саратовской...
«Согласовано» Руководитель мо /В. М. Удачина/ Протокол № от 2011 г. «Согласовано» icon«Рассмотрено» Руководитель гмо /Руднева И. Н / Протокол № от 2011 г. «Согласовано»
«Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов»
«Согласовано» Руководитель мо /В. М. Удачина/ Протокол № от 2011 г. «Согласовано» icon«согласовано» «согласовано» «утверждаю» Руководитель Директор департамента Генеральный директор управления образования мэрии ООО «Социальная сфера» Роспотребнадзора г. Ярославля по Ярославской области
Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях
«Согласовано» Руководитель мо /В. М. Удачина/ Протокол № от 2011 г. «Согласовано» icon«Согласовано» Руководитель мо т. Г. Огнева сентября 2011г. «Согласовано»
Цель программы овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, освоение норм и способов сотрудничества...
«Согласовано» Руководитель мо /В. М. Удачина/ Протокол № от 2011 г. «Согласовано» icon«Согласовано» Заместитель директора по увр /Т. А. Удачина/ 2012 г. «Утверждено»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа села Красная Речка Пугачевского района Саратовской...
«Согласовано» Руководитель мо /В. М. Удачина/ Протокол № от 2011 г. «Согласовано» icon«Согласовано» Руководитель мо с. Г. Цирюльников сентября 2011г. «Согласовано»
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших...
«Согласовано» Руководитель мо /В. М. Удачина/ Протокол № от 2011 г. «Согласовано» icon«Согласовано» Руководитель кафедры Н. М. Черных Протокол № от
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20 с углубленным изучением отдельных предметов»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы